Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:46, контрольная работа
Стилистика — это особый раздел лингвистики, изучающий стили и стилистические ресурсы.
Стили — это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. Сферы общения, или речевые ситуации, и их разновидности: бытовая, наука, право, политика, искусство.
Введение…………………………………………………………………………3
Стилистические ресурсы лексики, используемые
в служебных документах……………………………………………………….4
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………14
Для
официально-делового стиля характерна
тенденция к сокращению числа
значений слов, вплоть до узкой терминологизации.
Поэтому часто в текстах
Типичными
для делового языка являются сложные
слова, образованные от двух и более
слов: квартиросъемщик, работодатель,
материально-технический, вышеуказанный,
нижепоименованный и т.п. Образование
таких слов объясняется стремлением
делового языка к точности передачи
смысла и однозначности толкования.
Этой же цели служат словосочетания "неидиоматического"
характера, например пункт назначения,
высшее учебное заведение, налоговая
декларация, акционерное общество,
жилищный кооператив и проч. Однотипность
подобных словосочетаний и их высокая
повторяемость приводят к клишированности
используемых языковых средств, что
придает текстам официально-
Рассмотрим
пример: "Нотариус занимающийся частной
практикой, должен быть членом нотариальной
палаты, совершать все предусмотренные
законодательством нотариальные действия
от имени государства, вправе иметь
контору, открывать расчетный и
другие счета, в том числе валютный,
иметь имущественные и личные
неимущественные права и
Этому тексту присущи многие типичные черты делового стиля: стилистически отмеченные слова и словосочетания (нотариус, нотариальная палата, расчетный счет, арбитражный суд и проч.); "долженствующе-предписывающий" характер изложения, передающийся инфинитивными конструкциями (должен быть, должен совершать, вправе иметь и др.); композиционное построение, подчиненное основной теме этого предложения - изложению прав и обязанностей нотариуса, занимающегося частной практикой; беспристрастная констатация фактов, изложенных по мере их значимости; полное отсутствие какой-либо оценки [2, c.221].
Официально-деловая
речь отражает не индивидуальный, а
социальный опыт, вследствие чего ее лексика
предельно обобщена в семантическом
отношении, т.е. устранено все
Для деловой речи характерно использование отглагольных существительных (пополнение бюджета, предоставление жилплощади, обслуживание населения, принятие мер) и причастий (данный, указанный, вышепоименованный). Широко используются сложные отыменные предлоги (в части, по линии, на предмет, во избежание, по достижении, по возвращении).
Обычно
предложение содержит достаточно большой
объем информации и рассчитано на
повторное прочтение. Простые предложения
часто осложняются однородными
членами, что обусловлено необходимостью
исчерпать предмет сообщения. Активно
используются пассивные конструкции;
сложноподчиненные предложения
с придаточным условием: "Порядок
ведения заседания и
В этом отрывке первое предложение - сложноподчиненное с придаточным условием. В последующих предложениях несколько причастий (участвующих, подавшее), пассивный глагол (заслушиваются), сложный отыменный предлог (в случае). Строгая логика и точность изложения определяют последовательность действий в представленной ситуации. Данный текст выполняет роль регламента и устанавливает порядок процедуры рассмотрения апелляционной жалобы [3, c.190].
Деловой
речи свойственны безличность
Заключение
Официально-деловой
стиль обслуживает широкую
Слова
в нем употребляются в прямом
значении, чтобы избежать их неправильного
толкования. В лексике этого стиля
много слов и устойчивых сочетаний,
закрепленных именно за этим стилем: ходатайство,
заявление, резолюция, приказ, протокол,
апелляция, предъявить иск, составить
ходатайство; мы, нижеподписавшиеся. В
нем часто употребляются
Деловой
речи свойственны безличность
Список
использованной литературы
1. Андреева В.И. Делопроизводство. М.: АО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2006.
2. Богатеев Р.Х. Основы делопроизводства. М.: Технолюкс, 2003
3. .Документы и делопроизводство: справочное пособие. Сост. Лихачев М.Т.-М.: «Экономика», 2007.
4. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документальное обеспечение управления: Учебное пособие 2 изд. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2003
5. Кузнецова Т.В. Документы и делопроизводство: Справочное пособие М.: Дело ЛТД. 2006.
6.
Овчинникова Н.В. Правила составления
и оформления служебных документов. М.:
Дело ЛТД. 2005