Система жестов в структуре невербального общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

Оглавление

Введение
1 Основные разновидности жестов и их предназначение
2 Жесты
3 Мимика
4 Походка делового человека
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по деловой этике.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Часто, когда мы чувствуем  себя не совсем комфортно, но хотим  казаться более уверенно, мы пытаемся блокировать наши защитные жесты, на подсознательном уровне частично заменяя их неполными барьерами. Таковыми являются: положения рук, при котором одна рука находятся в спокойном состоянии, а вторая цепляется за плечо или предплечье другой руки; жест, при котором человек сам себя держит за руки. Такие чувства человек может испытывать среди незнакомых ему людей, перед большой аудиторией и т.д.

Наряду с неполными  жестами, существуют также замаскированные  жесты, посредством которых у  человека также достигается необходимый  уровень спокойствия. Как вы уже заметили, при установке защитных барьеров, руки закрепляются поперёк тела. Но многие взамен этому устойчивому положению начинают активно использовать всякие аксессуары (теребить ремешок часов, вертеть запонки, браслеты и т.д.), проводя одной рукой вдоль другой. Заметьте, при этом одна рука человека всё равно оказывается в положении поперек тела, что говорит о явной установке барьера. И этот опыт вам всегда поможет распознать не совсем уверенного человека, пытающегося скрыть свою нервозность. Однако, это не всегда может являться жестом защиты. Пол Экман называет такие движения манипуляцией

У женщин этот жест заметить немного труднее, так как в  таких случаях женщины в качестве барьера могут использовать свои сумочки, кошельки и т.д. При этом они используют обе руки для поддержания уверенности в себе.

 

МИМИКА

 

Мимика (от греч. μιμιχοζ — подражатель) — выразительные движения лица человека, приводящие к сокращению лицевых мышц, происходят в соответствии с теми или иными психическими состояниями человека, образуя то, что называют мимикой или экспрессией лица. С художественной и театральной точек зрения — это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, что можно назвать «искусством выражать чувства и настроение…».

Под действием    испытываемых    индивидом    чувств    рождаются скоординированные   сокращения   и   расслабления   различных  лицевых структур,  которые определяют  выражение  лица,  прекрасно  отражающее переживаемые   эмоции.  Поскольку  состоянием  лицевых  мышц  несложно научиться  управлять,  отображение  эмоций  на  лице  нередко  пробуют маскировать, а то и имитировать.

Особой эмоциональной  выразительностью отличаются  губы  человека, читать  которые  совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ,  к примеру,  свидетельствуют о беспокойстве,  ну а скривленный  в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке...).

Улыбка на  лице,   как   правило,   выказывает   дружелюбие   или потребность в одобрении.  Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать,  что он во всякой ситуации  владеет  собой.  Улыбка  женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению.

Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы,  желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

- чрезмерная  улыбчивость - потребность в одобрении;

- кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;

- улыбка при  приподнятых бровях - готовность  подчиниться;

- улыбка при  опущенных бровях - выказывание превосходства;

- улыбка без  подъема нижних век - неискренность;

- улыбка с  постоянным  расширением  глаз  без  их  закрывания  - угроза.

Типичные выражения  лица,  сообщающие  об  испытываемых  эмоциях, таковы:

- *радость*:  грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

- *интерес*: брови  немного приподняты или опущены,  тогда как веки слегка расширены или сужены;

- *счастье*:  внешние уголки губ  приподняты  и  обычно  отведены назад, глаза спокойные;

- *удивление*:  поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

- *отвращение*:  брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

- *презрение*, бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз;  он как бы отстраняется от собеседника;

- *страх*:  брови немного подняты,  но  имеют  прямую  форму,  их внутренние  углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены,  причем  нижнее  веко  напряжено,  а  верхнее  слегка приподнято,  рот  может  быть  открыт,  а  уголки  его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами; 

- *гнев*:   мышцы   лба   сдвинуты  вовнутрь  и  вниз,  организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз,  ноздри расширены и  крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

- *стыд*:  голова опущена,  лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону,  веки  прикрыты,  а иногда  и  сомкнуты;  лицо  довольно  покрасневшее,  пульс  учащенный, дыхание с перебоями;

- *скорбь*:  брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения  лица при различных эмоциях полезно не только для того,  чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

 

походка делового человека

 

Определенные движения во время ходьбы могут многое рассказать о характере, настроении, темпераменте и даже болезнях

Походку практически  невозможно сознательно контролировать - она отражает истинную сущность ее обладателя. Это результат целого ряда движений, имеющих определенное значение.

Если ты держишь голову высоко, смотришь вперед, это значит, что ты испытываешь интерес к  миру, умеешь предсказывать будущее  и открыта для сотрудничества. И наоборот, опушенная голова - признак замкнутости.

В отношении ног следует  учитывать поступь и направленность носков. Они могут ставиться параллельно  или быть направленными слегка внутрь или наружу. Внутрь направленные носки (косолапость) говорят о склонности человека тормозить и отступать.

Расправленные плечи  обеспечивают прямую осанку; типичную для человека, довольного собой и  окружающими. Сутулая спина, плечи, одно выше другого, вместе с опущенной  головой характеризуют их обладательницу как неуверенную в себе особу но в то же время прилагающую усилия стать самостоятельной.

Во время ходьбы руки должны плавно и ритмично сопровождать движение тела. Фактически на них приходится та же нагрузка, что и на ноги. При  ходьбе руки и ноги движутся согласованно. То же происходит, когда тело находится в состоянии покоя. Неподвижные во время ходьбы руки свидетельствуют о замкнутом характере и, наоборот, человек, активно машущий руками, открыт и расположен к окружающим.

По поводу этой важной части тела есть даже восточная пословица, рекомендующая внимательно понаблюдать за движениями кистей рук говорящего, чтобы узнать его истинные намерения. Замечено, что люди, склонные держать руки в карманах при ходьбе, пытаются скрыть свои мысли.

Когда тебе не по душе выполнять  какое-нибудь задание, тело принимает позу неприятия: голова опущена, руки скрещены на груди и ты вся как бы подаешься назад. Однако и в том и в другом случае, когда плохое настроение пройдет, твоя походка тут же вернется в норму.

Походка может видоизменяться и в зависимости от нашего душевного настроя. Дело в том, что между мозгом и различными частями нашего тела существует тесная связь, определяющая и влияющая на характер и темп наших движений. Поэтому если ты нехотя плетешься на работу и вся твоя фигура свидетельствует об усталости и подавленном настроении, коллеги тут же интересуются, все ли у тебя в порядке.

Скорость нашей ходьбы характеризует душевное состояние  и зависит оттого, спешим ли мы куда-то или, наоборот, у нас в запасе много  времени. И все же есть женщины, которые не ходят, а летают, даже когда направляются просто выпить кофе. Также встречаются дамы, не теряющие спокойствия в любых неожиданных ситуациях, которые всегда убеждены, что времен и хватит на все. Темп нашей ходьбы говорит о том, с какой скоростью мы действуем в этой жизни. Энергичному человеку потребуется совсем нем ног о времени, чтобы преодолеть определенное расстояние или принять решение, даже если оно связано с риском. Люди подобного типа обычно активны, обладают необходимой смелостью для разрешения возникающих проблем.

Высоко поднятая голова, твердая поступь - типичная походка  людей решительных и уверенных  в своих потенциальных возможностях. Это наиболее распространенный тип  походки делового человека: четкая, стремительная и размашистая. Однако если такая поступь оказывается слишком жесткой, как у рыцаря, марширующего в доспехах, возможно, ее обладатель по натуре самолюбив, жесток, негибок, и склонен подавлять свои эмоции. Согласно утверждениям психологов, прямая походка присуща деятельному типу личности.

Раскованная, вальяжная  поступь, в движениях присутствует театральность. Гордая посадка головы, прямая спина и походка от бедра - во всех движениях скользит стремление привлечь к себе максимум внимания. Такая походка характерна для  женщины, уверенной в себе, осознающей свою привлекательность. По крайней мере, вид у нее такой, что она "никогда ни у кого ничего не попросит". Это сильная, яркая, харизматическая личность. О дамах с такой походкой часто говорят: жесткая и обязательная в работе, страстная и чувственная в интимных отношениях с возлюбленным.

 

Заключение

 

Человечество создает  специальные синтетические языки  для того, чтобы люди разных национальностей  могли общаться друг с другом. На самом деле не надо ничего придумывать, достаточно обратиться к природе нашего тела: с помощью языка жестов можно легко объяснить иностранцу, где находится Красная площадь, просто указав в ее сторону, либо спросить у иноязычного человека, который теперь час. Язык жестов – это универсальный способ общения.

Мы живем в мире закодированных сигналов, нерасшифрованных знаков и символов, которые посылаем друг другу в надежде, что хоть кто-то правильно нас поймет. Но, как правило, этого не происходит, люди не могут понять друг друга  прежде всего потому, что они слишком увлечены собой, своими мыслями, не обращают внимания на других. Есть еще одна причина непонимания и неумения наладить контакт: люди еще не научились читать язык невербальных сигналов. Чтение невербальной символики – это целая наука, которой нужно учиться всю жизнь. Ведь жесты, мимика, поза у каждого человека индивидуальны. В этой книге мы попытались рассказать о тех сигналах, которые ученые сумели расшифровать, о тех универсальных знаках, которые мы используем для выражения своих эмоций, чувств, мыслей. А сколько осталось «за кадром»? Не сосчитать.

Мы не смогли бы при  всем желании охватить все нюансы и детали нашего с вами невербального  общения не потому, что провели  некачественное исследование, а потому, что невозможно объять необъятное. Невербальных сигналов слишком много, чтобы все они уместились в одной книге. Для этого нужно составлять энциклопедию, словарь невербальных сигналов, который не будет уступать, а возможно, даже превзойдет по численности самые полные версии толковых словарей.

Но тем не менее изучив эту книгу, вы стали обладателями ценных знаний, которые помогут вам наладить контакт с окружающими, помогут понять, что за человек перед вами. Вы сможете читать человека, как открытую книгу, научитесь понимать не только его слова, но его тайные, скрытые мысли.

 

Список использованных источников

 

Юлия Кристева. Жест: практика или коммуникация? // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004, с.114-135

Е. Бобринская. Жест в поэтике русского авангарда // Хармсиздат представляет. Авангардное поведение. Сб. материалов науч. конф. Хармс-фестиваля 4 в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998, с. 49-62

Пронников В.А., Ладанов И.Д. - Язык мимики и жестов. - М., 'Стелс', 2001

Психология  лжи, язык жестов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://face-reader.ru

Нэпп, М. «Невербальное общение: полное руководство». Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 512 с.: ил.

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии [Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

ЖЕСТЫ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ, © Нарицын Николай Николаевич, врач-психотерапевт, психоаналитик [Электронный ресурс] – Режим доступа:  
http://naritsyn.ru

Язык жестов. Как читать мысли без слов? Сергеева О. 49 простых правил © «Синтон» Тренинг ЦЕНТР [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.syntone.ru

 


Информация о работе Система жестов в структуре невербального общения