Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по "Этике".
21.Осн. концепции смысла жизни (см.ж.)
Сущ-ет 3 подхода в понимании см. ж.:
Пессимист-ий – нигилист-ое отрицание см. ж. Жизнь предстает как череда страданий, болезней с законным финалом – смерть.
Скепт-ий – сомнение в см. и значимости земного бытия.
Оптимист-ий – признание см. чел. ж. и возм-ти его реализации.
- гедонизм исходит из того, что см. ж. закл-ся в удовол-ях, в наслаждении ж.
- эвдемонизм построен на идее о том, что см. ж. состоит в достижении счастья.
- утилитаризм основ-ся на том, что см. ж. состоит в получении пользы (эгоист. вариант) или принесении пользы (альтруист. вариант).
- социологизм ориентирован на то, что см. ж. состоит в успешной деят-ти в обществе (К.Маркс, «теория разумного эгоизма
В различные эпохи см. ж. виделся в стремлении к славе (Возрожд.), во власти чел-а над чел-ом (ХVIIIв), стремление к обладанию вещами (эпоха накопл. кап-ла)
22. Счастье (С.) как этическая категория.
С. отн-ся к глубинным сторонам чел-кого сущ-ния, к самой его природе. И уже только поэтому понятие С. должно выражать опред. срез нравств. жизни человека. А именно, посредством понятия С. нравств. жизнь получает определенность личной жизненной цели.
Вопрос о С.- это, прежде всего, вопрос о том, в чем закл-ся хорошая жизнь и к чему человек должен стремиться в первую очередь. В связи с этим понятие С. носит отчетливо выраженный ценностно-нормативный характер, так как через него выраж-ся представление о желаемом порядке вещей.
Обычно С. называют высшее состояние радости, чувство от обретенности предмета сильного желания, глубокой удовлетворенности от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и конкр. понимание С. у них различается. Однако имеется общее: во всех случаях С. рассм-ся как позитивное переживание, причем переживание достаточно сильное, напряженное.
С. - это устойчивое длительное удовлетворение. Оно охватывает жизнь в целом. Жизнь в целом - это жизненный путь. С. не поддается количественным меркам. С. заключается в полноте удовлетворенности жизнью на протяжении жизненного пути, в единстве разных сторон, жизни как образа жизни и в этом смысле: жизни в целом. И это будет качественная характеристика жизни.
С. всегда радостно. Радость и С. как душевные состояния психологически очень близки. Однако С. - это не просто эмоционально более насыщенная и растянутая во времени радость. Радость эмоциональна – С. может быть и сдержанным. С. длительное переживание радости.
Представления о С. в различные исторические эпохи, в различных этических системах менялось. Так, в древнегреческой этике сформировалось направление гедонизма, которое в качестве цели человеческой жизни рассматривала достижение С. как переживания удовольствия, наслаждения. К гедонизму примыкает и другое направление - эвдемонизм, который в качестве главной жизненной цели человека провозглашает стремление к С., эвдемонизм рассматривает С. как систему жизни, в которой совокупность удовольствий перевешивает страдания. Наряду с представлением о С. как переживании удовольствия в античной этике имело широкое распространение понимание С. как везения, удачи, счастливого стечения обстоятельств, судьбы. Обладание С. связывалось с вмешательством в жизнь человека сверхъестеств. Сил.
Так и русское слово «счастье» имеет корнем «часть», что помимо прочего значило «судьба», «удел». Быть счастливым и понималось, как находиться под милостью высших сил быт удачливым, быть приобщенным судьбе.
В этике Аристотеля С. как высшее благо - это цель целей, нечто завершенное и самодостаточное, самоценное. Это полнота жизни, когда человеку уже ничего не нужно.
В христианской этике истинным С. считается быть приобщенным к Богу, соединенность с высшим Божественным началом бытия.
С. - хоть и очень желанное состояние, но достаточно редкое. Для его осуществления необходимо благоприятное сочетание объективных и субъективных факторов. Эти факторы не гарантируют наступления С., но они, по крайней мере, в определенной степени ему благоприятствуют. Объективные факторы - те, которые в основном не зависят от сознания и воли человека. Субъективные - те, которые в значительной мере созидаются самим человеком.
Поэтому формула: (Быть счастливым - значит чувствовать себя таковым) должна быть дополнена: но чувствовать с достаточным к тому основанием.
23 . Особенности счастья (С.) и его законы.
Тайны С.:
-существует во взаимном общении;
- никогда не бывает абсолютным и вечным;
- всегда сопряжено с борьбой, преодолением тех или иных обстоятельств;
- может базироваться не только на моральных ценностях. (Например, С коллекционера – желание иметь у себя и для себя.)
Законы С.:
1. С. не есть безмятежность и спокойствие. Оно невозможно при пассивном образе жизни. Его нельзя найти, выиграть, получить в подарок.
2. С. не есть непрерывное состояние радости.
3. С. не может быть абсолютным. Это не полное отсутствие несчастий, а способность преодолевать невзгоды и неудачи.
4. С. не возможно в одиночестве. Для С. всегда нужны другие.
5. Предчувствие С., предвкушение иногда значительнее, ярче, чем его осуществление.
6. Мера С. зависит от степени нравственности индивида.
24. Любовь как высшая нравственная ценность.
Среди нравств. чувств особое место принадлежит чувству любви. Любовь в самом широком смысле этого слова - это нравств. чувство, характеризующееся высокой степенью эмоционально положит. отн-ния, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов. Примером таких чувств может быть любовь мужчины к женщине, любовь к Родине, любовь к матери, и т.д.
Любовь – нравств.-эстет. Чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.
Любовь включает: любовь к людям, родине, природе и т.д. Это понятие емкое и многозначное.
По Гейне любовь – тысячелетняя загадка.
Чувство любви существовало не всегда. Пещерные люди не знали любви.
5 тыс.лет назад – появление феномена любви.
Родоначальницей считается Греция.
Греки различают 4 вида любви:
- эрос (восторжение)
- филиа (любовь-дружба)
- агапэ (альтруистическая духовная любовь)
- сторге (любовь-нежность)
Любовь это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует другой, а каждый, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях ненависти. Истинная любовь - это дарящая любовь. Если мы хотим только получать что-то от другого, то мы еще не любим. Мы просто удовлетворяем за счет другого свои потребности. Такая «любовь» непродуктивна. Истинная любовь стремится давать, а не получать. Любовь это также активное проникновение в Любимого с целью познания, но без нарушения его права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное признание другому в любви отличается от бездушного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание путем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, переживание тождества с ним.
25. «Разновидности» любви.
Существует 6 разновидностей любви:
1. любовь-сторге – дружба, любовь-понимание. Возникает постепенно. Любящие стараются идти друг другу на встречу. Секс – продолжение духовной близости. Любящие не боятся неверности. Сторге – само доверие, это чувство неэгоистично.
2. любовь-агапэ – сосредоточено на Ты, полна альтруизма и обожания любимого. Можно простить все даже измену. Любящие готовы пожертвовать собой, не требуя жертв. Характерна тревога.
3. любовь-эрос – пылкое чувство, которое долго и бурно горит в человеке. Это настоящая страсть, захватывающая человека целиком. Люди, испытывающие эрос не очень влюбчивы. Обострена душевная зависимость от человека. При разрыве – тяжелая боль. Телесное тяготение стоит на первом месте, особенно в начале.
4. любовь-мания – любовь-одержимость, любовь-тоска, любовь-тревога, любовь-одержимость. Очень опасная, изматывающая, несущая вечную неуверенность, ревность, чувство. Боится разлуки. Редко бывает счастливой. Оно характерно для неуравновешенных людей, заниженная самооценка. Неуверенность в себе делает их собственеческими.
5. любовь-прагма – спокойное, благоразумное чувство. Царит разум и чувства, покорные ему. Не отличается разнообразием эмоциональных оттенков. Не остывает и не ослабевает со временем, а может сделаться теплее. Важен разумный расчет, но не эгоистичный, а житейский. Девиз – как можно больше совместимости.
6. любовь-игра – человек, как бы играет в любовь. Цель – выиграть как можно больше, потратив как можно меньше. Нет настоящих чувств. Человек ищет кратких ощущений, редко загляд. в будущее. Нет ревности, собственнических настроений. Больше влечет удовольствие от игры, чем результ.
26 Сущность и особ-ти прикл. Э.
Прикл. Э. – сов-ть принципов, норм и правил, выполн. практ. ф-цию: научить людей прав. поведению в опред. ситуациях.
Сущность прикл. Э. закл-ся в кокрет-ции общечел. норм и принципов применительно к данным ситуациям для отдельн. групп людей с учетом специфики их жизнед-ти.
Особ-ти прикл.Э.:
1. расширение норм и цен-тей, возможн. вариантов поведения в ситуациях;
2. отсутствие готовых шаблонов и стереотипов выбора поведения;
3. выявление осб-тей отдельн. соц. и профес. групп;
4. выявление конкр. сфер их жизнед-ти и их специфики;
5. обнаружение таких особ-тей и ситуаций, в кот. приход-ся отступить от общих моральн. повелений
По сравнению с общей Э. прикл.-ые Э. более специализир-ны: может происходить переоценка цен-тей, появл-ся новые установки и цен-ти, связан. с конкр. сферой деят-ти.
27 Стр-ра прикл. Э.
Прикл. Э. – сов-ть принципов, норм и правил, выполн. практ. ф-цию: научить людей прав. поведению в опред. ситуациях.
В стр-ре прикл. Э. выделяют:
1.эколог. Э.;
2. Э. гражданств-ти (гражд-н по отн-нию к общ-ву);
3. ситуативн. Э.(практ. реком-ции применительно к конкр. ситуациям, сферам чел. деят-ти):
а) публичн.;
б) интимн. (ситуации сем. жизни, межличностн. взаимод-вий);
4. профес. Э.(профес. солидарность, особое понимание долга и чести, особая форма ответств-ти, обусл. предметом деят-ти):
а) традиц. виды проф. Э.,
б) сравнит-но новые (инженерн. Э., журналистск. Э.);
5) этикет (внешн. проявление внутр. нравств. культуры людей).
6) Э. делов. общения.
Связь м/д общей и прикл. Э. – через нормативн. Э.
28 Эколог. Э.: сущность и. осн. проблемы
Эколог. Э. - учение об этич. отн-ниях чел. с природой, основан. на восприятии природы как члена морального сообщ-ва, моральн. партнера, равноправии и равноцен-ти всего живого, а также огр-нии прав и потр-тей чел.
Предмет: отн-ния чел. к природе, к самому себе (противопост-ние или включение себя в окр. среду)
Действует принцип хронолог. объект-ти: нельзя игнор-ть личность, сущ-т ответств-ть перед будущ. поколениями.
Откр. проблемы:
1. выживание чел. цив-ции;
2. эколог. проблемы как проблема взаимоотн-ний чел. с окр. средой.
29 Биомед. Э.: откр. проблемы
Предмет: защита жизни и здоровья чел.
Откр. проблемы:
1. право чел. на жизнь; право чел. на смерть (проблема эвтаназии)
2. проблема критерия смерти;
3. этич. проблемы генной инженерии и клон-ния;
4. этич. проблемы воспр-ва чел. потомства;
5. этич. проблемы трансплантологии;
6. этич. проблемы совр. психиатрии.
30 Э. и этикет