Шпаргалка по "Этике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по "Этике".

Файлы: 1 файл

etika.doc

— 92.00 Кб (Скачать)


1.                         Предмет этики

Этика – гуманитарная наука (объект:человек), общение как фундаментальная основа чел жизни, необходимость, потребность людей; способ чел существования и жизнедеятельности.

Цель этики: создание оптимальной модели гуманитарных отношений.

Что изучает этика в морали: - сущность, структура, функции, место и роль морали в жизни общества; - законы возникновения, функционирования и развития морали;     

- мораль конкретных профессий; - состояние реально функционирующей морали в обществе; - сущность, создание и роль нравственного воспитания, формирование нравственной культуры, нравственного здоровья.

Центральная проблема этики: добро и зло.

Методы исследования: изучение общественного мнения и др.

 

 

 

 

2        Основные задачи этики и её структура

        Задачи этики: 1)описание морали, её истории, норм, принципов, идеалов, т.е. то, что принято называть нравственной культурой общества; 2) объяснение морали; 3) учить морали.

     Структура этики:* история этики и морали, описание процесса развития этических учений, генезис и эволюцию морали. Дескриптивная этика;                                                          * теория морали – учение о сущности, основных процессах, категориях, структуре, функциях, закономерностях морали – объясняющих эволюцию и функционирование морали;                                                                                                                                             * нормативная этика – обоснование моральных принципов и норм, выступающих как теоретическое развитие и дополнение  морального сознания общества и личности, базирующихся на высших моральных ценностей, предписывающие с позиции долженствования определенные правила поведения;

* прикладная этика – совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию: научить людей правильному поведению в определенных ситуациях. – экологическая этика; - гражданственная э; - ситуативная э; - профессиональная э; - э делового общения.

                                         

3 Донравственные формы социальной регуляции: ТАБУ-запреты на определенные действия, основанные на неприкосновенном авторитете традиций, не требовали никакого логического объяснения; - у первобытных народов- религиозный запрет на слово, действие, предмет, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Опирались на жесткую санкцию. Отличие от морали: * запрещает, но не предписывает позитивное поведение;*  носят коллективный характер, не соблюдаются индивидуально.;* не требует осознания и обоснования. Осн. табу: на пищу, на браки м/у близкими родственниками, на слова (например на священные имена). Обычаи: отличаются от морали по способу регуляции поведения. Обычаи распространяются в локальном обществе, а нормы морали ориентируются на всеобщее значение. * Обычаи- «так принято»; мораль- «это добро». * Обычаи- мотивы поступка не учитываются, мораль- учет мотивов обязателен.* За соблюдением обычаев - общественное мнение; учет мотивов  морали- совесть.* Если обычаи не выполняются- они исчезают; при не соблюдении норм морали- раскаивание. Обычаи: календарный и жизненный цикл. + принцип «око за око» (коллект., симметр.) +принцип обмена (положительные отношения м/у общинами).    

 

 

 

4 Традиционная нравственность- исторически первая форма нравственности, присущая всем доиндустриальным обществам. Принципы:* патриархальности (господство мужского начала: верность традициям; уважение старших, почитание отца как нач-ка.). женщины: сохранение правил половой морали. * коллективизма (общинности) принадлежность к коллективу, роду, общине. Заслуги индивида предписывались группе. Единство поддерживалось по «золотому правилу нравственности»(чего себе не хочешь, того другим не желай.)* трудолюбия: приобщение к профессии- залог нравственности. Для женщин основа- целомудрия. Иерархия труда: +труд крестьянина- торговля. * патриотизма : изначально- верность традициям отцов, приверженность ценностям предков; принадлежность к своим в рамках противопоставления чужим. Патриотическое воспитание: военно-патриотическое. Любовь к своей земле: труд на ней, ее защита; патриотизм- священное чувство родины (символ, реальность.)- привязанность к высшим моральным ценностям, олицетворение в понятии «родина» влияние государства. Патриотизм- служение государству, любовь к соц-полит. Устройству, борьба за свободу родины от неправильных гос. деятелей. Патриотизм- приверженность ко всему национальному, любовь к своему народу, кодексы поведения в военной среде- воинский этнос. Война- как благородное занятие. Воинская община- по модели семьи. Принципы побратимства, соперничества. Личная слава и честь- благодаря ратным подвигам. Главный порок-трусость. Добродетель- щедрость. Качества: прямота, ясность в определении нравственных качеств. Соц. Среда: рыцарство. Кодекс рыцарской чести- правила поведения, сложившиеся в рыцарской среде.        

 

 

 

 

 

5 Буржуазная мораль

Буржуазная мораль: - изменение системы ценностей, способа моральной регуляции; - изменение социальной структуры (распад общин) – новая индивидуальная нравственность жизни на базе обладания частной собственностью; - автономная личность; - провозглашение людей равноправными от природы; - утверждение идеи общечеловеческих ценностей. Принцип индивидуализма: следование нравственным нормам, исходя из личных взглядов и устремлений. Идеал: человек, сделавший себя сам. Деньги – нравственная ценность: от их наличия зависит добродетель; добродетель способствует обогащению.

 

 

6 Нравственная система Советского общества: - образцы традиционной нравственности (аграрная структура); - способ морального регулирования имел сходство с буржуазной системой, хотя и находились в конфронтации; - пролетарский нравственный образец (солидарность); - марксистско-ленинская идеология. Достижения: - высокое чувство долга; - наличие нравственного идеала (коммунизм); - неэгоистическая и бескорыстная мотивация поступков; - общечеловеческая ориентация.

 

 

9 Структура и функции морали.

Структура морали многоярусна и многопланова. Существуют такие варианты структур:1) Сам способ освещения морали определяет видимую ее структуру. Различные подходы раскрывают различные ее стороны: а)биологический – изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции; б)психологический – рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм; в)социологический – выясняет общественные условия в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества; г)нормативный – формулирует мораль как систему обязанностей, понятий, идеалов; д) личностный – видит те же идеальные представления в личностном преломлении, в качестве факта индивидуального сознания; е) философский – представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и предназначения человека.2)Нравственность – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой – поступки, практические действия. Соединение же слова и дела составляет суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми. Итого, элементов три: сознание, поведение и отношения, связывающие их.Основные функции морали: 1)гуманизирующая ,основная задача – сделать мир подобающим человеку и человека – достойным своего имени;2)регулятивная , мораль с помощью своих норм регулирует поведение как отдельного лица, так и общества;3)ценностно-ориентирующая, мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры, они необходимы что бы жизнь наша была человеческой, а не только биологической;4)познавательная, мораль дает знание человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизньвоспитательная;5)воспитательная, мораль воспитывает автономную личность, которая свободно ведет достойный образ жизни.

 

 

 

10.Моральное сознание.

Уровни: - эмоциональный (стихийно, в основе страсть); - рациональный. Три компонента морального сознания: 1)знание (норм, принципов морали); 2)понимание (сущности моральных норм, принципов, необходимости их применения); 3)принятие (нравственных норм и принципов, включение их в свою систему знаний).

 

11.Моральные отношения.

Основная форма – общение (с природой, обществом, человека друг с другом). С обществом: принципы коллективизма, индивидуализма. Отношение человека к самому себе – на основе самооценки (адекватное, неадекватное)

 

 

 

 

12 Моральное поведение.Человеку свойственно стремиться к тому,что лучше,благо предпочитать злу,он не может быть врагом самому себе.Но получается:человек знает,что есть благо(добро),но не следует ему;оно не имеет для него обязывающего смысла.Можно ли в этом случае считать,что он действительно видит и одобряет лучшее,обладает знанием,на которое претендует?Если руководствоваться тем,что люди одобряют и в каком моральном свете они хотят предстать перед собой и другими,то нам пришлось бы их всех,и прежде всего самых отъявленных негодяев,перевести в разряд ангелов.Не нужно страдать излишней подозрительностью,чтобы не верить моральной самоаттестации человека.Совместная человеческая жизнь,общественная атмосфера была бы намного чище,если бы индивиды не думали,и уж во всяком случае не говорили каждый о себе,что они – хорошие,честные,совестливые и т.д. люди.Первая из деформаций морали(парадокс моральной оценки) возникает из ложного допущения,будто одни индивиды сполна обладают моралью,а другие начисто лишены ее,одни являются добрыми,другие – злыми.Вторая деформация(парадокс морального поведения)также связана с разведение добра и зла,но уже по-другому основанию,а именно с ложным предположением,будто намерения могут быть исключительно добрыми,а поступки – исключительно злыми.На самом деле мораль является неотчуждаемой первоосновой сознательной жизни,ее реальным смыслом.

 

 

 

 

13   Понятие добра и зла.Добро и зло как наибол. общие категории,примен. для обознач. нравственно-положительного и нравст.-отриц.»Доброе» в одном случае – это хорошее,т.е. приятное и полезное,а значит,ценное ради чего-то другого,ценное для данного индивида,в сложившихся обстоятельствах  и т.д.,а в другом – есть выражение добра,т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели.Добро в этом втором абсолют. значении – моральное,этическое понятие.Оно выражает положит. значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к идеалу.Зло есть противополож. добра.Во-вторых,добро и зло обозначают не просто свободные поступки,но действия,сознательно соотнесенные с определенным стандартом – в конечном счете с идеалом.Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства:добро – это то,что приближает к идеалу,зло – то,что отдаляет от него.В-третьих,добро и зло как моральные понятия связаны с душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт.Утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных усилиях человека.

 

 

 

14 Добро и зло:особенности и парадоксы. Уже в древности была глубоко осмысленна идея непреодолимой связи добра и зла.Эта идея проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этич.положений.Во-первых,добро и зло содержательно диалектически взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое.Но формальное перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением индивида.»Пробование»зла без строгого,пусть и отвлеченного,понятие добра может гораздо скорее обернуться пороком,нежели действительным познанием добра.Опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.Во-вторых,без готовности сопротивляться злу недостаточно понимания зла и противостояния злу;само по себе это не приведет к добру.Не достаточно изучить дорогу в ад,чтобы попасть в рай,хотя эту дорогу надо знать обязательно,чтобы не оказаться на ней в своих благих намерениях.В-трейтих,добро и зло не просто взаимоопределены,они функционально взаимообусловлены:добро нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла.Действительное добро- это деяние добра,т.е.добродетель как практическое и деятельное исполнение человека вменяемых ему моралью требований.

 

 

15 Долг как императив моральной регуляции.Долг – это превращение требований общественной морали в личностный императив конкретного лица и добровольное его выполнение.Упрощая,можно сказать,что долг – это выполнение определенных обязанностей,которые человек осознает как необходимые для себя. Что касается категории долг,то она наиболее концентрированно выражает императивность морали.Человек,осуществляющий свой долг,выступает как субъект долженствования,который самостоятельно мотивирует свои деяния.Предполагается,что это мотивация также выражает должное,а не полезное или приятное,т.е. является более менее»чистой» в моральном отношении.Проблема»чистоты»моральной мотивации особенно определенно была поставлена в этике Канта,который полагал долг единственным полноценным мотивом моральной деятельности.Он утверждал,что долг не является обязанностью.

 

 

 

 

16 Совесть,соотношение долга и совести.Совесть – сознание моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой.В жизни совесть выполняет функцию регулятора поведения людей.С одной стороны она оценивает поступки человека,с другой – побуждает его к одним действиям и предостерегает от других.Совесть включает в себя понимание своей ответственности за поведение и моральное удовлетворение или страдание.Совесть служит источником такой линии жизненного поведения,которая характеризуется  определенной ценностью и устойчивостью.Она является основанием  достоинства и чести человека,на ней держится понятие о долге.Совесть человека,как и долг,зависит от тех социальных ролей,общественных функций,которые человек выполняет в обществе.Каждая такая функция ставит перед человеком определенные требования .По своему содержанию требования долга и совести совпадают,хотя в отдельных случаях сознание совести может вступать в противоречие с требованиями дога:если человек не выполнит долг – его осудит общество,если он исполнит долг будет страдать его совесть.Но выбор все же сделать надо.В этом случае человек должен ориентироваться на боле высокие нравственные ценности.

 

 

 

 

17 Понятие чести и достоинства

Честь отражает моральную ценность личности, представляет собой общественную и индивидуальную оценку качеств личности.

Честь – внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляется в почитании, авторитете и славе.

Что касается внутренней уверенности человека, то здесь идет речь о достоинстве. Достоинство – чувство самоуважения, проявляющееся в непринятии посягания на личную свободу человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"