Проявление символизма в конце XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 23:03, реферат

Краткое описание

Для более полного понимания и раскрытия темы символизма в русской эстетике, необходимо разобраться в основных понятиях.
Эстетика – это система закономерностей, категорий, общих понятий, отражающая в свете определенной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, в том числе бытия и функционирования искусства восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………..….2
Проявление символизма в конце XIX века………………….…..3
. Символизм в российской литературе………………………4
. Символизм в российской музыке…………………………..8
. Символизм в российской живописи………………………..9
. Символизм в театральном искусстве……………………….12
Заключение……….………………………………………….……15
Список литературы………………………………………….……16

Файлы: 1 файл

Реферат Символизм в русской эстетике.docx

— 48.43 Кб (Скачать)

Но носящий предельно условный характер символизм был чужд театру, изначально сделавшему ставку на звучание спектаклей реалистического характера; а мощный психологизм Качалова оказался невостребованным в Крэговской установке на актера-сверхмарионетку. Все эти символистские спектакли и те спектакли, что последовали за ними («Miserere» С.Юшкевича, «Будет радость» Д.Мережковского, «Екатерина Ивановна» Л.Андреева), в лучшем случае остались лишь в рамках эксперимента и не пользовались признанием зрителей МХТ, которые приходили в восторг от постановок Чехова, Горького, Тургенева, Мольера. Счастливым исключением стал спектакль «Синяя птица» М.Метерлинка (постановку осуществлял Станиславский, режиссеры Сулержицкий и И.М.Москвин, 1908). Получив от автора право первой постановки, Московский Художественный Театр преобразил тяжелую, смыслово перенасыщенную драматургию символизма в тонкую и наивную поэтичную сказку. Очень показательным является то, что в спектакле поменялась возрастная зрительская ориентация: он был адресован детям. Спектакль сохранялся в репертуаре МХТ более пятидесяти лет (в 1958 году состоялось 2000-е представление), и стал первым зрительским опытом для многих поколений юных москвичей.

Однако время символизма как эстетического течения подходило к концу. Этому, несомненно, способствовали и социальные потрясения, постигшие Россию: война с Германией, октябрьская революция, обозначившая резкий слом всего жизненного уклада страны, гражданская война, разруха и голод. Кроме того, после революции 1917 года официальной идеологией в России стал общественный оптимизм и пафос созидания, что коренным образом противоречило всей направленности символизма.

Можно отметить, что последним апологетом и теоретиком символизма в России оставался Вячеслав Иванов. В 1923 году Вячеслав Иванов пишет «программную» театральную статью «Дионис и прадионисийство», в которой углубляет и переакцентирует театральную концепцию Ницше. В ней автор пытается примирить эстетические и идеологические концепции, которые противоречат друг другу, провозглашая новый, «подлинный символизм» средством «восстановления единства» в «разрешительный момент энтузиастического пафоса». Но призыв Вячеслава Иванова к театральным постановкам мистерий и мифотворческих массовых действ, которые были сходны по восприятию с литургией, остался невостребованным. В 1924 году Вячеслав Иванов эмигрировал в Италию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

 

Символизм - значимое и многогранное явление в русской эстетике. Направление можно охарактеризовать как разностороннее творческое мышление, восприятие искусства как способ выражения жизненной позиции, заострение религиозно-философской проблематики, интенсивность мироощущения, мечту о синтезе искусств, переосмысление наследия русской и западноевропейской культуры, углубление в сферу бессознательного, как вызов предстоящим переменам, как нежелание подчиняться очевидному, затронувшее почти все сферы культурной жизни.

Расцвет русского символизма пришелся на девятисотые годы, после чего движение пошло на убыль: в рамках школы больше не появляются значительные произведения, возникают новые направления – акмеизм и футуризм, символистское мироощущение перестает соответствовать драматическим реалиям «настоящего, некалендарного ХХ века». Анна Ахматова так охарактеризовала ситуацию начала десятых годов: «В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты больше уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. Несомненно, символизм был явлением ХIХ века. Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели жить в предыдущем».

Многочисленны переклички литературы русского символизма с живописью и музыкой. Поэтические грезы символистов находят соответствия в «галантной» живописи К.Сомова, ретроспективных мечтаниях А.Бенуа, «творимых легендах» М.Врубеля, в «мотивах без слов» В.Борисова-Мусатова, в изысканной красоте и классической отрешенности полотен З.Серебряковой, «поэмах» А.Скрябина.

Символизм положил начало модернистским течениям в культуре ХХ в., стал обновляющим ферментом, давшим новое качество литературы, новые формы художественности. В творчестве крупнейших писателей ХХ в., как русских, так и зарубежных (А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Платонова, Б.Пастернака, В.Набокова, Ф.Кафки, Д.Джойса, Э.Паунда, М.Пруста, У.Фолкнера и др.), – сильнейшее влияние модернистской традиции, унаследованной от символизма.

 

 

 

 

  1. Список литературы.
    1. Алленов М. М. Русское искусство XIX – начала XX века. // Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство XIX – начала XX века. – М.: Искусство, 1999.
    1. Банников Н. В. “Серебряный век русской поэзии” М: Просвещение 1993
    2. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994
    3. Гофман М. Романтизм, символизм и декадентство // Книга о русских поэтах  десятилетия. – СПб. – М.: Изд. М.О.Вольфа, 1997
    4. Долгополов Л. На рубеже веков // О русской литературе рубежа XIX – начала XX века. – Л.: Советский писатель, 2002.
    5. Из истории русской литературы конца XIX-начала XX в. М., 2000
    6. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический курс). – М.: Наука, 1994.
    7. Кондаков И.В., Корж Ю.В. Символизм //Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”, 1998
    8. Сарабьянов Д.В. История рус. искусства конца XIX-начала XX в. М., 1993;
    9. Символизм //История русской литературы. Т.4-й. Литература конца XIX – начала XX века /Ред. тома К.Д. Муратова. – Л.: Наука, 1993
    10. Сайт: /www.krugosvet.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проявление символизма в конце XIX века