Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:26, реферат
Цель работы – рассмотреть категории «прекрасное» и «безобразное». Из данной цели вытекают следующие задачи:
* раскрыть понятие прекрасного;
* раскрыть понятие безобразного;
* проанализировать сущность «прекрасного» и «безобразного»
* определить в чем ценность красоты.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО……………………………………..…4
2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ БЕЗОБРАЗНОГО…………………………………….9
3. ЦЕННОСТЬ КРАСОТЫ……………………………………………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..15
В драматических искусствах
Безобразное и прекрасное - это две противоположности, связанные друг с другом тысячами путей.
Ещё в греко-римской
В христианской эстетике
Византийско-православное
3.
ЦЕННОСТЬ КРАСОТЫ
Красота не есть особая ценность сама по себе, она всегда координирована с какой-либо другой положительной ценностью и, в то же время, отличается от них. Красота суть особая, специфическая ценность, присущая материальному, чувственному воплощению положительных ценностей. Иными словами, если на тонком плане существует прекрасная идея (например, хрупкости и изменчивости существования), то на физическом плане, дабы человек мог воспринять ее своими физическими чувствами, она материализуется как прекрасный цветок.
Отсюда следует, что красота всегда есть надстройка над другими положительными ценностями: она есть ценность фундированная, т.е. обоснованная на других ценностях (от "фундамент" - основа). То же самое и безобразие - оно существует не само по себе, а в связи с какой-нибудь отрицательной ценностью, нравственным злом или глупостью, но оно не тождественно этим видам несовершенства, а есть лишь присущее их чувственному воплощению.
Красота в искусстве не может стоять выше красоты в природе, потому что в искусстве имеются проявления абсолютного духа. Творения природы, суть творения духов гораздо более высоких, чем человек, а первозданные основы природы сотворены Господом Богом, т.е. Абсолютным Духом. Оно, конечно, и в природе многие процессы суть проявления духов несовершенных и даже низменных. Однако и в искусстве многое относится к области низменного.
В целом же, область действительности содержит более высокие ступени красоты, чем область предметов, творимых фантазией в искусстве.
Безобразие встречается в действительности в более тяжелых формах, чем в искусстве. Однако, всякое безобразие в мире преодолевается не только путем воображения, но и реально. В самом деле, чувственная воплощенность любого несовершенства содержит в самом себе выражение своей несамостоятельности, слабости; комический или трагический (или трагикомический) характер6. И именно эти моменты крушения безобразия суть уже эстетически положительная сторона в нем. Кроме того, в том деятеле, который творит нечто несовершенное, а, следовательно, безобразное, неизбежно существует недовольство, или хотя бы неполное удовлетворение своей деятельностью, поскольку глубинное Я каждого индивидуума стремится к полноте жизни по Божественному плану, и всякий поступок, руководимый себялюбием, не дает полноты жизни.
И эта субъективная реакция деятеля на свое безобразие есть залог того, что рано или поздно оно будет отменено.
Наконец,
на еще более высокой ступени
развития личности у нее возникает не
просто недовольство своей жизнью, но
и осуждение своих поступков, раскаяние,
угрызения совести и пр. Все эти моменты
уменьшают безобразие и вносят в него
эстетически положительный момент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы можно сделать следующие выводы. Роль безобразного и прекрасного в эстетическом сознании очень велика. Ни то, ни другое невозможно трактовать однозначно. Эти категории представляют собой некие полюса, крайности, в которых наиболее характерно выражен аксиологический смысл эпохи. По тому, в каких отношениях находятся эти категории, можно судить о событиях и настроениях происходивших в обществе. Так, в 20 в. происходит переоценка накопленного опыта, смещаются акценты, переосмысливаются прежние незыблемые истины, стандарты. Осмысление безобразного приобретает новые черты. Безобразное трактуется как освобождение и стремление к истине, духовной красоте. Такая оценка была невозможна в эпоху классицизма, где оно оценивалось как абсолютная противоположность прекрасного и выводилось за грани эстетического. Таким образом тогда безобразное фактически не признавалось эстетикой. Возможно в мире и искусстве, наполненной канонами и порядком, безобразное как нечто деструктивное, «неправильное» игнорировалось именно по причине своего беспорядочного характера.
Идеал
красоты - суть "красота личности,
как существа реализовавшего сполна
свою индивидуальность в чувственном
воплощении и достигшего абсолютной
полноты жизни в царстве
Безобразие суть искажение "ситом" деформированной различными пороками и недостатками личности идей Божественного плана при их материально-чувственном воплощении. Само слово "безобразие", очевидно, суть "потеря образа" Божиего в человеке, явлении или некоем объекте.
Для
действительно эстетического
Любое
безобразие потенциально содержит в
себе возможность "возвращения к
Образу", к божественной сущности;
именно поэтому любое безобразие
имеет эстетическую ценность.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буткевич О.В. Красота: природа, сущность, формы. Л., 1999.
2. Выжленцов Г.П. Эстетика в системе философского знания. Л., 2001.
3. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро, М., 1991.
4. Гумницкий Г.Н. К вопросу о сущности эстетического и предмете эстетики // Учен. зап. ИГПИ. Т. 36. Иваново. 1993.
5. Гумницкий Г.Н., Кононова О.М. Эстетика в общественном питании. М., 1994. Гл. 1.
6. Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. М., 2000.
7. Крылова Н.Б. Эстетические отношения. Содержание и функции. М., 2001.
8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 2002.
9. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1999.
10. Эстетика
Иммануила Канта и современность. М., 2000.