Прекрасное и безобразное

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:26, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть категории «прекрасное» и «безобразное». Из данной цели вытекают следующие задачи:
* раскрыть понятие прекрасного;
* раскрыть понятие безобразного;
* проанализировать сущность «прекрасного» и «безобразного»
* определить в чем ценность красоты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО……………………………………..…4
2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ БЕЗОБРАЗНОГО…………………………………….9
3. ЦЕННОСТЬ КРАСОТЫ……………………………………………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..15

Файлы: 1 файл

Реферат Эстетика.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

       В драматических искусствах безобразное,  согласно Аристотелю, как не доставляющее  реального страдания (в отличие  от действительности)  трансформируется  в смешное в комедии или  способствует самоотрицанию (или своеобразной профилактике безобразного в действительности) в трагедии.

     Безобразное и прекрасное - это две противоположности, связанные друг с другом тысячами путей.

          Ещё в греко-римской Античности  было замечено, что безобразное  появляется практически во всех сферах бытия: в природе (разрушающая объекты и существа), в человеке (болезни и ранения, смерть), в морали (безнравственные поступки), в политике и государственном управлении (обман, коррупция и т.д.). Безобразными в античной эстетике оценивались явления противоречащие главным ценностям античного мира -  упорядоченному космосу и ориентированному на него рационально организованному социуму. Некоторые источники фиксируют существование любителей безобразного - «сапрофилов» (от греческого sapros - гнилой, дурной).

           В христианской эстетике проблема  безобразного занимает особое  место. Безобразное в природе  и человеке рассматривалось как  следствие грехопадения и порчи.  Видимая красота высоко ценилась  среди представителей христианства. С другой стороны, христиане не могли показывать внешнюю, чувственную красоту слишком явно. Предписывалось по меньшей мере скрывать её, так как чувственная красота являлась «источником вожделений и греховных соблазнов». Некоторые из ранних отцов церкви развивали идею неприглядного внешнего вида Христа. В таком виде легче было донести до людей красоту духовных истин. Безобразное со времён патристики наделяется символическим значением. Внешняя безобразность Христа является знаком его неописуемой божественной красоты. Бог мог изображаться в виде самых отвратительных  существ и явлений. На основе этой мысли родилась «эстетика аскетизма», эстетизирующая такие явления, как гниющая плоть, раны, страдания. Подобные изображения становятся символами мужества, духовной стойкости. Становятся популярными натуралистичные изображения  страдания и смерти Христа.

           Византийско-православное искусство,  а также живопись Возрождения  и классицизма, в противоположность  западноевропейскому средневековому, часто изображавшему безобразное в назидательных целях, практически исключает изображения безобразного.

     3. ЦЕННОСТЬ КРАСОТЫ 

     Красота не есть особая ценность сама по себе, она всегда координирована с какой-либо другой положительной ценностью и, в то же время, отличается от них. Красота суть особая, специфическая ценность, присущая материальному, чувственному воплощению положительных ценностей. Иными словами, если на тонком плане существует прекрасная идея (например, хрупкости и изменчивости существования), то на физическом плане, дабы человек мог воспринять ее своими физическими чувствами, она материализуется как прекрасный цветок.

     Отсюда  следует, что красота всегда есть надстройка над другими положительными ценностями: она есть ценность фундированная, т.е. обоснованная на других ценностях (от "фундамент" - основа). То же самое и безобразие - оно существует не само по себе, а в связи с какой-нибудь отрицательной ценностью, нравственным злом или глупостью, но оно не тождественно этим видам несовершенства, а есть лишь присущее их чувственному воплощению.

     Красота в искусстве не может стоять выше красоты в природе, потому что в искусстве имеются проявления абсолютного духа. Творения природы, суть творения духов гораздо более высоких, чем человек, а первозданные основы природы сотворены Господом Богом, т.е. Абсолютным Духом. Оно, конечно, и в природе многие процессы суть проявления духов несовершенных и даже низменных. Однако и в искусстве многое относится к области низменного.

     В целом же, область действительности содержит более высокие ступени красоты, чем область предметов, творимых фантазией в искусстве.

     Безобразие встречается в действительности в более тяжелых формах, чем в искусстве. Однако, всякое безобразие в мире преодолевается не только путем воображения, но и реально. В самом деле, чувственная воплощенность любого несовершенства содержит в самом себе выражение своей несамостоятельности, слабости; комический или трагический (или трагикомический) характер6. И именно эти моменты крушения безобразия суть уже эстетически положительная сторона в нем. Кроме того, в том деятеле, который творит нечто несовершенное, а, следовательно, безобразное, неизбежно существует недовольство, или хотя бы неполное удовлетворение своей деятельностью, поскольку глубинное Я каждого индивидуума стремится к полноте жизни по Божественному плану, и всякий поступок, руководимый себялюбием, не дает полноты жизни.

     И эта субъективная реакция деятеля  на свое безобразие есть залог того, что рано или поздно оно будет  отменено.

     Наконец, на еще более высокой ступени  развития личности у нее возникает не просто недовольство своей жизнью, но и осуждение своих поступков, раскаяние, угрызения совести и пр. Все эти моменты уменьшают безобразие и вносят в него эстетически положительный момент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          В заключении работы можно сделать следующие выводы. Роль безобразного и прекрасного в эстетическом сознании очень велика. Ни то, ни другое невозможно трактовать однозначно. Эти категории представляют собой некие полюса, крайности, в которых наиболее характерно выражен аксиологический смысл эпохи. По тому, в каких отношениях находятся эти категории, можно судить о событиях и настроениях происходивших в обществе. Так, в 20 в. происходит переоценка накопленного опыта, смещаются акценты, переосмысливаются прежние незыблемые истины, стандарты. Осмысление безобразного приобретает новые черты. Безобразное трактуется как освобождение и стремление к истине, духовной красоте. Такая оценка была невозможна в эпоху классицизма, где оно оценивалось как абсолютная противоположность прекрасного и выводилось за грани эстетического. Таким образом тогда безобразное фактически не признавалось эстетикой.  Возможно в мире и искусстве, наполненной канонами и порядком, безобразное как нечто деструктивное, «неправильное» игнорировалось именно по причине своего беспорядочного характера.

     Идеал красоты - суть "красота личности, как существа реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном  воплощении и достигшего абсолютной полноты жизни в царстве Божием", абсолютная красота суть воплощение абсолютного добра.

     Безобразие  суть искажение "ситом" деформированной  различными пороками и недостатками личности идей Божественного плана  при их материально-чувственном  воплощении. Само слово "безобразие", очевидно, суть "потеря образа" Божиего в человеке, явлении или некоем объекте.

     Для действительно эстетического восприятия действительности необходимо созерцать  внешнюю телесность предметов вместе с внутренней стороной, духовной и  душевной основой (это касается и  сугубо материальных предметов, как-то: машина, и др.) 

     Любое безобразие потенциально содержит в  себе возможность "возвращения к  Образу", к божественной сущности; именно поэтому любое безобразие имеет эстетическую ценность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Буткевич О.В. Красота: природа, сущность, формы. Л., 1999.

2. Выжленцов Г.П. Эстетика в системе философского знания. Л., 2001.

3. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро, М., 1991.

4. Гумницкий Г.Н. К вопросу о сущности эстетического и предмете эстетики // Учен. зап. ИГПИ. Т. 36. Иваново. 1993.

5. Гумницкий Г.Н., Кононова О.М. Эстетика в общественном питании. М., 1994.   Гл. 1.

6. Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. М., 2000.

7. Крылова Н.Б. Эстетические отношения. Содержание и функции. М., 2001.

8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 2002.

9. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1999.

10. Эстетика Иммануила Канта и современность. М., 2000. 

Информация о работе Прекрасное и безобразное