Прекрасное и безобразное

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:26, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть категории «прекрасное» и «безобразное». Из данной цели вытекают следующие задачи:
* раскрыть понятие прекрасного;
* раскрыть понятие безобразного;
* проанализировать сущность «прекрасного» и «безобразного»
* определить в чем ценность красоты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО……………………………………..…4
2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ БЕЗОБРАЗНОГО…………………………………….9
3. ЦЕННОСТЬ КРАСОТЫ……………………………………………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..15

Файлы: 1 файл

Реферат Эстетика.doc

— 76.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО……………………………………..…4

2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ БЕЗОБРАЗНОГО…………………………………….9

3. ЦЕННОСТЬ КРАСОТЫ……………………………………………………………....11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Существует  целый ряд категорий, к которым  отнести то или иное понятие или  объект можно, только находясь на определенной точке зрения. Меняется точка зрения, критерий оценки - и объект мгновенно попадает в другую категорию.

     В числе таких категорий – «прекрасное» и «безобразное». Прекрасное и безобразное диалектически неразрывная пара категорий эстетики. Существование одной категории не возможно в её отрыве от другой. Вопросами прекрасного и безобразного мыслители задаются ещё с древнейших времён. И чем сложнее становится человек в своей организации, тем больше новых трактовок и оттенков получает данная тема. И если до 20 века безобразное по большей части оценивалось негативно и даже игнорировалось в некоторой степени, то с возрастающей техногенностью 20 века безобразному начинает уделяться всё больше внимания. И безобразное и прекрасное являются неотъемлемой частью жизни и сущности человека. В различные периоды люди оценивали роли и отношения этих категорий по-разному.

     Весь мир пронизан красотой и безобразием, но что же увидит данный конкретный индивидуум? Почему один человек будет радоваться игре солнечного луча на зеленой листве, а другой, находясь тут же, рядом, будет всем недоволен? Способность к восприятию красоты зависит от уровня духовного развития личности - чем он выше, тем выше духовно-эмоциональный подъем, тем больше красоты окружает человека.

     Цель  работы – рассмотреть категории «прекрасное» и «безобразное». Из данной цели вытекают следующие задачи:

  • раскрыть понятие прекрасного;
  • раскрыть понятие безобразного;
  • проанализировать сущность «прекрасного» и «безобразного»
  • определить в чем ценность красоты.
 
 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО 

     Прекрасное - эстетическая категория, наиболее полно  характеризующая традиционные эстетические ценности. Наряду с благом и истиной  прекрасное - одно из древнейших понятий  культуры, богословия и мысли. Прекрасное нельзя отождествлять ни с красивым, ни с художественным, ни с эстетическим. Эстетическое шире прекрасного.

     В современном эстетическом знании понятие  красивого принято связывать  с внешними, чувственными качествами предмета. Прекрасное же всегда внутренне  красиво. Красота характеризует предметы с их внешней, не всегда существенной стороны. Прекрасное связано с глубоким содержанием и совершенной формой.

     Прекрасное - категория эстетики, характеризующая  явления с точки зрения. совершенства, как обладающие выс­шей эстетической ценностью. Явления можно считать прекрасным, когда они в своей конкретно-чувственной целостности вы­ступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человека в мире, свидетельствующие о расширении границ свободы общества и че­ловека, способствующие гармоническому развитию личности, возникновению и наиболее полному проявлению человеческих сил и способностей. Поэтому восприятие прекрасного вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы. В истории эстетики прекрасное и его восприятие исследовалось в аспекте взаимоотношения духовного и материального, объективного и субъективного, природного и общественного, содержания и формы. Специфика прекрасного определялась через его отношение к другого рода ценностям: утилитарным (польза), познавательным (истина) и нравственным (добро). То или иное решение проблемы прекрасного было обусловлено философской методологией, прежде всего тем или иным решением основного вопроса философии. Объективно-идеалистическая эстетика действие прекрасного на человека объясняет тем, что в нем проявляются сверхъ­естественные, объективно-идеальные силы.                                        

              В древнеегипетской культуре  встречается множество текстов, в которых прекрасное выступает высшей характеристикой богов, фараонов, предметов окружающего мира. Здесь представления о красоте связаны прежде всего с красотой физической. Физическая красота, женская прежде всего, связана у египтян с представлениями о наслаждении. Красота также отождествляется с полезностью. Египтяне считали прекрасной саму жизнь. Красота являлась источником всех благ в их представлении. Существует множество текстов, наполненных описаниями красоты богов и фараонов.

        В античной Греции прекрасное  (kalos) имело широкий оценочный характер. Гомер называет «прекрасным» физическую и духовную красоту людей; полезность и совершенность бытовых предметов1. Для древнегреческой философии красота - объективна, понятие красоты онтологично, соотносится прежде всего с космосом (kosmos в древнегреческом языке - не только универсум, но и красо­та, украшение; как и в латинской традиции - mundus) и системой его физических характеристик. Гераклит говорит о «прекраснейшем космосе» и его основах: гармонии, возникающей из борьбы противоположностей, порядке, симметрии; Фалес утверждает, что космос прекрасен как «произведение бога»; пифагорейцы усматривают красоту в числовой упорядоченности, гармонии (сфер), симметрии; Диоген - в мере, Демокрит - в равенстве, скульптор Поликлет - в соответствии канону, т.е. идеальному соотношению частей тела, софисты видят красоту в удовольствии и т.д. и т.п. Демокрит, написавший одно из первых, сказали бы мы теперь, эстетических сочинений «О красоте слов», видел красоту произведений искусства в «божественном духе», вдохновляющем поэта, и считал, что «великие наслаждения возникают от созерцания прекрасных произведений»2.

            Сократ первым начинает понимать  проблему прекрасного как проблему  сознания и разума; для него  красота из характеристики вещи превратилась в идею. Платон проводит чёткое различие между тем, «что прекрасно» и тем, «что такое прекрасное», т. е. между сущностью прекрасного и его проявлениями. Сущность прекрасного Платон трактует как вечную, безотносительную, божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений. Человек же, «видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную».

          Объективно-идеалистическое понимание  прекрасного развивается в эстетических  учениях неоплатонизма и христианства. Согласно Плотину, прекрасное в телах возникает благодаря приобщению к высшей красоте, исходящей от Единого. Фома Аквинский, усматривая конечный источник прекрасное в боге, условиями прекрасного считал целостность, или совершенство, должную пропорцию, или созвучие, и ясность

     Классицизм  трактовал прекрасное и его оценку рационалистично и нормативно. В  эпоху Просвещения эстетика вычленяется  в самостоятельную дисциплину именно как «наука о прекрасном». Анализ прекрасного у просветителей связан с их поисками гармонических общественных связей, преодолевающих противоречия современной цивилизации. Прекрасное рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами, отвлечённым долгом и естественными влечениями, как «свобода в явлении» (Ф. Шиллер), как единство правды и идеала в искусстве (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Дидро, считая, что «... восприятие отношений есть основа прекрасного», различает «реально прекрасное» и «прекрасное, которое мы воспринимаем», или «относительно прекрасное»3. Предмет может считаться прекрасным, если отношение к нему будет незаинтересованным, если он без понятия представляется как объект всеобщего «необходимого удовольствия» и если он воспринимается как обладающий «формой целесообразности» «без представления о цели.

     Для Гегеля прекрасное объективно как «чувственная видимость идеи». Поскольку же в природе идея проявляется лишь смутно, то и прекрасное в ней несовершенно. Только искусство, по Гегелю, способно осуществить необходимое для истинно прекрасного полное соответствие идеи и образа.

         Материалистическая эстетика 18-19 вв. доказывала объективность категории,  рассматривая его как свойства, качества, отношения самой материальной  действительности.

         Марксистская эстетика раскрыла закономерную связь между прекрасным и трудовой деятельностью человека, на основе которой вообще возникло его эстетическое отношение к миру. Многообразные явления природы и общественной жизни обладают свойством прекрасного в той мере, в какой они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческая ценность, свидетельствующая об утверждении человека в действительности, предметно воплощающая свободное развитие человека и общества.

            В современной мировой эстетической  мысли существуют две тенденции  в исследовании прекрасного. Одна связана с развитием эстетической проблематики в системе определенных направлений современной философии. Так сложилось мощное крыло интуитивистской и психологической эстетики в работах Фехнера, Липпса, Вундта. Широкую популярность на этой основе приобрела теория «вчувствования», где реальный предмет выступает не более чем внешним поводом для восприятия. Субъект пополняет предмет своими собственными переживаниями. Продолжаются линии развития эстетических идей, идущие от неотомизма, экзистенциализма, герменевтики, феноменологии.

           Другое направление, радикально-негативного толка, связано с отказом от всяких попыток логического и философского ис­следования красоты. Философы-иррационалисты проповедуют представления о смерти искусства, вырождении красоты. Так, немецкий искусствовед К. Фидлер считает, что понятие прекрасно­го должно быть изгнано из эстетики4.

     Анализ  категории прекрасного требует  подробного соотнесения его с  собственным антиподом - категорией безобразное. Выделение положительного значения, каких-либо качеств прекрасного предполагает существование противоположных свойств и качеств, имеющих отрицательное значение в безобразном. Прекрасное и безобразное оказываются в такой же мере соотносительными явлениями, как свет и тьма, тяжесть и легкость, истина и ложь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ БЕЗОБРАЗНОГО 

      Безобразное - это категория эстетики, противоположная прекрасному. Ею  обозначают явления и отношения,  связанные с негативными эмоциями, антиценностью, чувством неудовлетворения и отвращения. Эти качества не представляют серьёзной угрозы человечеству, так как заключённые в них силы подвластны человеку. Эта категория имеет сложный опосредованный характер, так как определяется обычно по отношению к другим категориям как их отрицание, либо как интегральная антиномическая составляющая. Наиболее активно разрабатывалась в двух аспектах: безобразное в действительности и безобразное в искусстве.

     Прекрасное  и безобразное находятся в  неразрывных отношениях. В приведённой цитате также заметен диалектический характер этой пары: то, что безобразно для одних, другим кажется прекрасным и наоборот. Древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного отмечали, что всё прекрасное и здоровое в процессе старения становится больным и безобразны.

     Безобразное в искусстве впервые теоретически осмыслил Аристотель: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное, и безобразное. Благодаря радости узнавания действительности способностью доставлять эстетическое удовольствие обладает даже отвратительное, изображённое в художественном произведении. Парадокс безобразного состоит в том, что действительно безобразный предмет может быть изображён прекрасно. И наоборот: противоречие возникает между внешней безобразностью и внутренней красотой5.

Информация о работе Прекрасное и безобразное