Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:26, реферат
Цель работы – рассмотреть категории «прекрасное» и «безобразное». Из данной цели вытекают следующие задачи:
* раскрыть понятие прекрасного;
* раскрыть понятие безобразного;
* проанализировать сущность «прекрасного» и «безобразного»
* определить в чем ценность красоты.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО……………………………………..…4
2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ БЕЗОБРАЗНОГО…………………………………….9
3. ЦЕННОСТЬ КРАСОТЫ……………………………………………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО……………………………………..…4
2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ БЕЗОБРАЗНОГО…………………………………….9
3. ЦЕННОСТЬ КРАСОТЫ……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Существует целый ряд категорий, к которым отнести то или иное понятие или объект можно, только находясь на определенной точке зрения. Меняется точка зрения, критерий оценки - и объект мгновенно попадает в другую категорию.
В числе таких категорий – «прекрасное» и «безобразное». Прекрасное и безобразное диалектически неразрывная пара категорий эстетики. Существование одной категории не возможно в её отрыве от другой. Вопросами прекрасного и безобразного мыслители задаются ещё с древнейших времён. И чем сложнее становится человек в своей организации, тем больше новых трактовок и оттенков получает данная тема. И если до 20 века безобразное по большей части оценивалось негативно и даже игнорировалось в некоторой степени, то с возрастающей техногенностью 20 века безобразному начинает уделяться всё больше внимания. И безобразное и прекрасное являются неотъемлемой частью жизни и сущности человека. В различные периоды люди оценивали роли и отношения этих категорий по-разному.
Весь мир пронизан красотой и безобразием, но что же увидит данный конкретный индивидуум? Почему один человек будет радоваться игре солнечного луча на зеленой листве, а другой, находясь тут же, рядом, будет всем недоволен? Способность к восприятию красоты зависит от уровня духовного развития личности - чем он выше, тем выше духовно-эмоциональный подъем, тем больше красоты окружает человека.
Цель работы – рассмотреть категории «прекрасное» и «безобразное». Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. ПОНЯТИЕ
И СУЩНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО
Прекрасное - эстетическая категория, наиболее полно характеризующая традиционные эстетические ценности. Наряду с благом и истиной прекрасное - одно из древнейших понятий культуры, богословия и мысли. Прекрасное нельзя отождествлять ни с красивым, ни с художественным, ни с эстетическим. Эстетическое шире прекрасного.
В современном эстетическом знании понятие красивого принято связывать с внешними, чувственными качествами предмета. Прекрасное же всегда внутренне красиво. Красота характеризует предметы с их внешней, не всегда существенной стороны. Прекрасное связано с глубоким содержанием и совершенной формой.
Прекрасное
- категория эстетики, характеризующая
явления с точки зрения. совершенства,
как обладающие высшей эстетической
ценностью. Явления можно считать прекрасным,
когда они в своей конкретно-чувственной
целостности выступают как общественно-человеческие
ценности, воплощающие утверждение человека
в мире, свидетельствующие о расширении
границ свободы общества и человека,
способствующие гармоническому развитию
личности, возникновению и наиболее полному
проявлению человеческих сил и способностей.
Поэтому восприятие прекрасного вызывает
состояние радости, бескорыстной любви,
чувство свободы, подтверждает и обогащает
эстетические идеалы. В истории эстетики
прекрасное и его восприятие исследовалось
в аспекте взаимоотношения духовного
и материального, объективного и субъективного,
природного и общественного, содержания
и формы. Специфика прекрасного определялась
через его отношение к другого рода ценностям:
утилитарным (польза), познавательным
(истина) и нравственным (добро). То или
иное решение проблемы прекрасного было
обусловлено философской методологией,
прежде всего тем или иным решением основного
вопроса философии. Объективно-идеалистическая
эстетика действие прекрасного на человека
объясняет тем, что в нем проявляются сверхъестественные,
объективно-идеальные силы.
В древнеегипетской культуре встречается множество текстов, в которых прекрасное выступает высшей характеристикой богов, фараонов, предметов окружающего мира. Здесь представления о красоте связаны прежде всего с красотой физической. Физическая красота, женская прежде всего, связана у египтян с представлениями о наслаждении. Красота также отождествляется с полезностью. Египтяне считали прекрасной саму жизнь. Красота являлась источником всех благ в их представлении. Существует множество текстов, наполненных описаниями красоты богов и фараонов.
В античной Греции прекрасное (kalos) имело широкий оценочный характер. Гомер называет «прекрасным» физическую и духовную красоту людей; полезность и совершенность бытовых предметов1. Для древнегреческой философии красота - объективна, понятие красоты онтологично, соотносится прежде всего с космосом (kosmos в древнегреческом языке - не только универсум, но и красота, украшение; как и в латинской традиции - mundus) и системой его физических характеристик. Гераклит говорит о «прекраснейшем космосе» и его основах: гармонии, возникающей из борьбы противоположностей, порядке, симметрии; Фалес утверждает, что космос прекрасен как «произведение бога»; пифагорейцы усматривают красоту в числовой упорядоченности, гармонии (сфер), симметрии; Диоген - в мере, Демокрит - в равенстве, скульптор Поликлет - в соответствии канону, т.е. идеальному соотношению частей тела, софисты видят красоту в удовольствии и т.д. и т.п. Демокрит, написавший одно из первых, сказали бы мы теперь, эстетических сочинений «О красоте слов», видел красоту произведений искусства в «божественном духе», вдохновляющем поэта, и считал, что «великие наслаждения возникают от созерцания прекрасных произведений»2.
Сократ первым начинает
Объективно-идеалистическое
Классицизм трактовал прекрасное и его оценку рационалистично и нормативно. В эпоху Просвещения эстетика вычленяется в самостоятельную дисциплину именно как «наука о прекрасном». Анализ прекрасного у просветителей связан с их поисками гармонических общественных связей, преодолевающих противоречия современной цивилизации. Прекрасное рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами, отвлечённым долгом и естественными влечениями, как «свобода в явлении» (Ф. Шиллер), как единство правды и идеала в искусстве (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Дидро, считая, что «... восприятие отношений есть основа прекрасного», различает «реально прекрасное» и «прекрасное, которое мы воспринимаем», или «относительно прекрасное»3. Предмет может считаться прекрасным, если отношение к нему будет незаинтересованным, если он без понятия представляется как объект всеобщего «необходимого удовольствия» и если он воспринимается как обладающий «формой целесообразности» «без представления о цели.
Для Гегеля прекрасное объективно как «чувственная видимость идеи». Поскольку же в природе идея проявляется лишь смутно, то и прекрасное в ней несовершенно. Только искусство, по Гегелю, способно осуществить необходимое для истинно прекрасного полное соответствие идеи и образа.
Материалистическая эстетика 18-19 вв.
доказывала объективность
Марксистская эстетика раскрыла закономерную связь между прекрасным и трудовой деятельностью человека, на основе которой вообще возникло его эстетическое отношение к миру. Многообразные явления природы и общественной жизни обладают свойством прекрасного в той мере, в какой они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческая ценность, свидетельствующая об утверждении человека в действительности, предметно воплощающая свободное развитие человека и общества.
В современной мировой
Другое направление,
Анализ
категории прекрасного требует
подробного соотнесения его с
собственным антиподом - категорией
безобразное. Выделение положительного
значения, каких-либо качеств прекрасного
предполагает существование противоположных
свойств и качеств, имеющих отрицательное
значение в безобразном. Прекрасное и
безобразное оказываются в такой же мере
соотносительными явлениями, как свет
и тьма, тяжесть и легкость, истина и ложь.
2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ПОНЯТИЕ БЕЗОБРАЗНОГО
Безобразное - это категория эстетики,
противоположная прекрасному.
Прекрасное и безобразное находятся в неразрывных отношениях. В приведённой цитате также заметен диалектический характер этой пары: то, что безобразно для одних, другим кажется прекрасным и наоборот. Древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного отмечали, что всё прекрасное и здоровое в процессе старения становится больным и безобразны.
Безобразное в искусстве впервые теоретически осмыслил Аристотель: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное, и безобразное. Благодаря радости узнавания действительности способностью доставлять эстетическое удовольствие обладает даже отвратительное, изображённое в художественном произведении. Парадокс безобразного состоит в том, что действительно безобразный предмет может быть изображён прекрасно. И наоборот: противоречие возникает между внешней безобразностью и внутренней красотой5.