Предмет и задачи психологии и этики делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:51, реферат

Краткое описание

Следует с самого начала уяснить, что объект этой дисциплины — идеальная психическая реальность. Речь идет прежде всего об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Файлы: 1 файл

этика и психология делового общения.docx

— 33.23 Кб (Скачать)

Таков трудовой коллектив межотраслевого комплекса "Микрохирургия глаза", возглавляемый одним из зачинателей  перестройки Святославом Федоровым. Во всей своей предпринимательской  деятельности он опирается на реальные материальные и духовные потребности человека. Большое значение он придает созданию корпоративного духа фирмы. Он убежден, что коллектив должен быть семьей для работающего человека. Комплекс "Микрохирургия глаза" стал в стране одним из первых подлинно народных предприятий, потому что в его работе заинтересованы все члены коллектива, так как каждый имеет свою долю в прибыли. Отсюда и дух инициативы, предприимчивости, общей заботы о прибыльности фирмы.

Таким образом, чтобы привести в движение живую энергию людей, современный  руководитель должен знать и учитывать  основные психологические закономерности, приобщать к ним своих сотрудников, активизировать их производственную и  общественную деятельность.

Сегодня особенно важно уметь избавить людей  от страхов и опасений, внушить  им веру в себя, в свои силы, вселить  надежду на лучшее будущее.

Процесс этот, конечно, будет идти медленно, постепенно. Но важно думать и действовать  в этом направлении, не сдаваться, шаг  за шагом добиваться изменения нравственной ситуации в своих производственных коллективах, а вместе с тем со временем — и во всем обществе. Идя  по этому пути, мы сможем избавиться от "дурной наследственности", нравственно  преобразиться, стать цивилизованными  гражданами, имеющими собственное достоинство  и совесть. По словам известного современного философа Альбера Камю (1913—1960), даже в условиях самого тяжкого социального кризиса поступать нужно так, словно ты совершенно уверен, что справедливость, счастье и мир победят, даже если тебя одолевают на этот счет сомнения.

Важно еще отметить, что для такой  уверенности есть не только субъективные, но и объективные основания. Дело в том, что переживаемый Россией  сегодня социально-политический и  психологический кризис при всей самобытности вызвавших его причин является все же лишь одним из выражений развертывающихся в современном мире глобальных экономических и духовных процессов.

Так, чувства  беспокойства и страха становятся в  современном мире массовой болезнью, отражая неуклонный рост числа опасностей, угрожающих современному человеку: войны, климатические изменения, экологические  катастрофы, фильмы ужасов и т.п.

Следует иметь в виду, что в отличие  от других способов организации общественной жизни социальная система, основанная на рыночной экономике, порождает в  качестве одной из мощных своих тенденций  индивидуалистический образ жизни  и соответствующую психологию. Индивидуализм, изолируя людей друг от друга, усиливает в них чувства одиночества и страха. Как свидетельствуют проведенные в США, Великобритании, других странах развитого капитализма социально-психологические исследования, рыночная экономика сама по себе, стихийно порождает депрессию и тревогу у значительной части населения, усиливая чувства уныния, подавленности, самоунижения и даже беспомощности, безнадежности, бессмысленности существования. Известно, что именно наиболее экономически развитые страны лидируют по числу самоубийств. Этот страх и беспокойство особенно усиливаются в периоды радикальных перемен, кризисов, что и проявляется сегодня с особой силой в России.

Но вместе с тем, порождая негативные социально-психологические  тенденции, рыночная экономика столь же закономерно порождает и лекарства от них, прокладывает пути к преодолению психологических проблем.

Рыночная  система по своей сущности способна порождать более благоприятные  условия для творчества, инициативы, самостоятельности людей, открывать  широкие возможности для свободы  действий, увеличения демократических  прав. Она способствует снятию у  людей того часто неосознаваемого  психологического напряжения, чувства  дискомфорта, которое вызывается неудовлетворенностью свои трудом и нищенским материальным уровнем в условиях тоталитарных систем, массой запретов, сковывавших  творческие возможности личности. Так, известно, что недавно отмененный Уголовный кодекс РСФСР квалифицировал занятие хозяйственной деятельностью  с целью извлечения прибыли как  уголовное преступление, что, однако, не предотвратило создание в стране целых отраслей "теневой" экономики.

Опираясь  на рост инициативы, предприимчивости людей, рыночная экономика на определенном этапе может обеспечить для все  более возрастающей части работников достижение достаточно высокого уровня жизни, позволяет им иметь все  то, что отвечает представлениям о "хорошей  жизни": благоустроенную квартиру, дачу, машину и т.п. В то же время  постоянно вызываемая условиями  конкуренции необходимость повышения  продуктивности трудовой деятельности становится возможной во многом за счет социально-психологических факторов, усиления их роли в жизни рабочих  коллективов, чем и обеспечивается процесс постепенного духовного  оздоровления личности и общества.

Именно  поэтому жизнь настоятельно требует  от руководителей, действующих в  условиях рынка, неустанного поиска способов удовлетворения в процессе трудовой деятельности не только материальных, но и постоянно изменяющихся социально-психологических  потребностей людей.

Отсюда  становится понятным, что отечественной  практике деловых отношений никак  не обойтись без овладения принципами и методами психологического обеспечения  хозяйственной деятельности. Из области  благих пожеланий психологическая  подготовка и для современно отечественного руководителя переходит в область  суровой необходимости.

Однако, приступая к изучению методов  психологического обеспечения хозяйствования, следует также с самого начала предупредить об опасности преувеличения, а тем более абсолютизации  этих методов в деловых отношениях. ^ Современный менеджер должен постоянно  обеспечивать баланс в распределении  усилий между разными направлениями  работы, не допуская перекосов в  ту или иную сторону.

Современная наука с этой целью выработала в качестве оптимальной модель трехмерного управленческого мышления, которая включает в себя в органической целостности решение организационно-технических задач, задач социально-психологических и задач обеспечения общей эффективности производства, его прибыльности. Опираясь на эту трехмерную модель, современная практика пришла к выводу, что потребители товаров и услуг покупают все же не персонал фирмы, сколь бы благополучен психологически он ни был, а товар, производимый фирмой, или ее услугу. Именно качество продукта поддерживает уровень продаж, а улыбка продавца, официанта или оператора банка — лишь дополнительное вознаграждение.

    Навыки  общения, психологическая культура должны быть напрямую связаны с продуктами и услугами, обеспечивать их высокое  качество.

    Нужен баланс между умением управлять  людьми и умением производить  продукты.

    Как отмечает, один из крупнейших современных  западных специалистов по проблемам  хозяйственной этики Артур Рих, при решении экономических вопросов нельзя противопоставлять потребности экономики и человеческую справедливость. Не может быть экономически правильным то, что несправедливо по отношению к человеку, но не может быть справедливым то, что не учитывает потребности экономики .

     Однако этот комплексный подход к управленческой деятельности не исключает необходимости понимания своеобразия, особой значимости, уникальности ее гуманистического аспекта. Дело в том, что среди многочисленных ресурсов, обеспечивающих успех дела, человеческие ресурсы отличаются одним, но очень существенным качеством: если все ресурсы (финансовые, материально-технические, информационные) истощаются, то человеческие при соответствующем управлении наращиваются, становятся более качественными, ценными. Это делает человеческие ресурсы особенно значимыми и привлекательными в предпринимательстве.

    История хозяйства богата как позитивными, так и негативными примерами  отношения к человеческим ресурсам. В современном экономическом  мышлении все прочнее утверждается идея о том, что вложения в человеческие ресурсы, их профессиональную и общекультурную, в том числе и психологическую  подготовку — самое выгодное вложение капитала. Именно поэтому гуманистический  менеджмент, нацеленный на развитие свойств  и качеств человеческой личности, остается и сегодня приоритетным направлением управленческой деятельности.

    Итак, в трехмерном пространстве управления, измеряемом параметрами — продукт, человек, эффективность — управление по параметру "внимание к человеку" является приоритетным. Этим обстоятельством и обусловлены повышенные требования к подготовке менеджера в области знания человеческой психологии.

Изучение  курса психологии и этики делового общения призвано обеспечить специалистов, руководителей хозяйственных организаций  новейшими психологическими технологиями, методами их использования в целях  повышения эффективности производства.

Наша  страна вступила на путь становления  рыночной экономики, демократических  реформ. Движение к этим целям —  процесс длительный и трудный: он составит целую историческую эпоху. Успех начатых реформ во многом будет  зависеть от того, насколько каждый из нас окажется способным к саморазвитию, каждодневной самореализации как творческой личности.

Предлагаемый  курс как раз и нацеливает на терпеливую и сложную работу над самим  собой, на то, чтобы попытаться стать  добрее, чище и, следовательно, профессиональнее. Эта дисциплина гуманитарного цикла  поможет увидеть мир как бы в другом измерении, глубже понять себя и других, сделать нашу жизнь и  работу более плодотворными и  счастливыми. 
 

 
 

Струве П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство//Вопросы философии. 1992, № 12. - С. 77. 

    Савицкий П.Н. Хозяин и хозяйство//Россия между Европой и Азией. Еврозический соблазн. Антология. — М.: 1993. — С. 132. 

Соловьев  B.C. Оправдание добра//Соч. в 2-х т. Т. 1 — М.: Мысль, 1990. — С. 407.

Булгаков  С.Н. Философия хозяйства. — М.: Наука, 1990. — С. 187.

Из  глубины: Сб. ст. о русской интеллигенции. — М.: 1990. С.62.

Камю  А. Творчество и свобода. — М., 1990. — С. 108.

Рих Артур. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – С. 22.

Информация о работе Предмет и задачи психологии и этики делового общения