Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:23, реферат
Духовная жизнь человеческой личности и общества в целом пестра и многообразна. Это находит свое выражение в существовании самых различных явлений духовной культуры: искусство, философия, религия, наука, политическое сознание, этика, право и т.д. Все устремления человека можно условно разделить на вертикальные и горизонтальные.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Взаимодействие морального и политического сознания. Власть и мораль. Государство и мораль. Право и мораль…………………………………………4
2. Взаимное влияние политики и морали в истории……………………………7
3. Общее в политике и морали………………………………………………….10
4. Различия и разногласия……………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
4.Различия и разногласия
Политика и мораль различаются способом формирования и средствами реализации.
1. Сфера
нравственных отношений – это
в основном взаимосвязь между
отдельными личностями, требованиями
к индивиду со стороны общества в
целом, отдельных групп, согласование
личного интереса с общественным, утверждение
социального в индивидуальном. Политические
отношения не призваны выражать индивидуальность
каждого, но конкретно выражают групповые
интересы. Мораль же выражает духовные
и личностные потребности общества. Нормы
морали складываются на основе представления
людей о добре и зле, совести, справедливости.
Они становятся обязательными для всех
по мере осознания и признания их большинством
членов общества. Политические и правовые
норма устанавливаются государством и
обычно фиксируются в законах, после их
опубликования им должны следовать все.
Нормы морали не закрепляются в специальных
актах, а существуют в сознание людей.
В большинстве случаев они соблюдаются
добровольно на основе понимания людьми
справедливости их предписания, благодаря
внутреннему убеждению и силе общественного
мнения.
Политико-правовым нормам люди следуют
добровольно лишь в зрелом гражданском
обществе, понимая их справедливость.
Однако для их соблюдения государство
вправе применять средства принуждения.
2.
Нравственные нормы выступают
в виде обобщенных правил
3.
Мораль и политика различаются
механизмом воздействия на
Мораль является разновидностью индивидуального
регулирования, утверждения социального
в индивидуальном, с помощью наиболее
общих правил поведения. На их основе обеспечивается
взаимосвязь отдельных индивидов путем
согласования личного интереса с общественным.
Политика же обращена к общественным или
групповым интересам, поэтому прямо не
выражает индивидуальных потребностей.
Однако высокий уровень мотивации политического
участия граждан достигается благодаря
эффективности политики как социального
института в решении актуальных проблем,
поскольку она опирается на институты
власти.
Следовательно, несмотря
на известные различия, политика и мораль
дополняют и взаимообеспечивают друг
друга.
Особенность связи и противоречия политики и морали определяется также типом социальных систем, образа жизни. Политика тоталитаристского типа тяготеет к превращению нравственных отношений в производные от политических целей и принципов. Политика в рамках правового государства имеет ограниченную сферу. Столкновения политики и морали минимальны.
В
обществе со сложившимися нравами, стабильной
системой властеотношений перманентных
противоречий между моралью и политикой
нет или их немного. Могут возникать конфликты.
Но громкие скандалы, разоблачающие нравы
правящей элиты, выглядят только как противоречия
между деятельностью конкретного политика
и нормами морали. В целом же нормальным
состоянием сложившегося общества является
терпимость политики и морали друг к другу.
Устанавливается единая система регулирования
– общая согласованная сфера политического
и нравственного санкционирования, сфера
сугубо нравственных и политических отношений,
режим взаимоподдержки.
Государственная политика модернизирующегося общества, как правило, имеет дело не с одной моралью: люди различаются во взглядах на нравственные ценности. Но для цивилизованной государственной политики неприемлемо насильственное утверждение норм гуманизма. Так, акцент только на правах и свободах, плюрализме, видение в старых принципах организации только бюрократического централизма и тоталитаризма способствовали тому, что распался СССР. Русские и славяне оказались разделенными границами. Некоторые противоречия политики и морали исчезают или теряют остроту. Так, появилось право на альтернативную военную службу. Российская армия теперь не рассматривается как носительница интернационального долга, гарант мира во всем мире. А российское общество уже не выступает как объект глобальной агрессивности мирового империализма.
Основной
источник противоречий политики и морали
состоит в том, что один социокультурный
тип политической воли сталкивается
с другим типом нравственного
императива. Поэтому в масштабах
общества политические и нравственные
отношения сами по себе внутренне противоречивы.
Источник противоречий политики и морали
заключается не только в их разном функциональном
назначении, но и в том, что политическая
жизнь складывается из столкновений разных
идеологических течений, правительственного
курса и оппозиции ему, традиций, инноваций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политика и мораль находятся в очень сложной
и запутанной связи. Трудно быть нравственным,
находясь у власти, слишком острый это
вид деятельности, очень много соблазнов
одолевает руководящего политика. Но,
тем не менее, теория о несовместимости
политики и морали не является правильной.
Мораль может возобладать в практике управления
тогда, когда общественная и личная мораль
встанут на твердую почву высоконравственных
убеждений, а главным условием пребывания
человека на руководящем государственном
посту станет его личная высокая нравственность.
«Властвующий над людьми должен быть нравственно
совершенным» – мыслил Аристотель, и марксистское
понимание морали и политики исходило
из того, что наиболее передовая, дальновидная
и перспективная политика соответствует
требованиям моральности. Мораль и политика
– два способа регуляции поведения, две
формы обоснования его в общественном
сознании. Действуя в одном и том же обществе,
моральное и политическое сознание неизбежно
взаимодействуют, каждое по-своему обеспечивая
стабильность общества, отвечая на разнообразные
духовные потребности человеческой личности.
Список
использованной литературы
1. Попов Л.А. Этика. – Москва: Центр, 1998. 2. Никитин А.Ф.
2.Политика и право. – М.: Просвещение, 1995.
3. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1981.
4. Чанышев А.Н. Аристотель. – М.: Мысль,1987.
5. Никитин А.Ф. Основы обществознания. – М.: Дрофа, 2001.
6. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.
7. Горбачев В.Г. История философии.- Брянск: Курсив,1998. 103стр.
8. Волгин
В.П. Развитие общественной мысли во Франции
в XVIII веке. - М.:Наука, 1977.
142стр.