Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:16, реферат
Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.
1. Введение 2
2. Понятие этикета. Предмет и объект этики. 4
3. Юридический этикет, как важная составляющая правовой деятельности. 8
4. Специфика, принципы и структура профессиональной этики юриста 10
5. Формы реализации правового этикета 15
5.1 Внешний вид 18
5.2 Культура и нормы речи юриста 21
5.3 Юридическое мышление 25
6. Заключение 30
7. Список используемой литературы: 33
Как показывает практика, умение это приобретается в результате практики, работы над собой, своей речью, необходимо стараться как можно чаще выступать перед любой аудиторией.
Итак, ораторское искусство,
частью которого является судебное ораторское
искусство, как прикладная дисциплина
представляет собой комплекс знаний,
умений и навыков оратора по подготовке
и произнесению речи с целью оказать
желаемое воздействие на аудиторию.
Ораторское мастерство – это не
столько сумма знаний, сколько
совокупность умений и навыков. Подобно
тому, как нельзя научиться плавать,
сидя на берегу, так нельзя овладеть
ораторскими навыками без постоянной
практики и тренировки. Опять же
обратимся к мудрости древних, которые
продолжали: «Чтобы научиться плавать,
не обязательно иметь рядом океан»
Каждому адвокату знакомо чувство определенной неуверенности, когда длительное время по тем или иным причинам не произносил в суде речи. Постоянная практика, тренинг внушают уверенность, позволяют всегда быть в форме.
История свидетельствует, что
важнейшим условием появления и
развития ораторского искусства
являются демократические формы
правления, там, где граждане активно
участвуют в политической жизни
общества. Неслучайно ораторское искусство
называют «духовным детищем демократии».
Доказательством этого является
расцвет красноречия в эпоху
Возрождения, в периоды социальных
революций, когда в общественное
движение вовлекаются массы, чтобы
их вовлечь, нужно убедить. Новый
всплеск общественного интереса
к ораторскому искусству
Ораторство и политика всегда были неразрывны, начиная с Древней Греции.
Крупной политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось в людях, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Так зародилась риторика. Ораторская карьера была и почетной, и доходной. По этому поводу Цицерон писал весьма любопытные слова: «Есть два искусства, которые могут возвести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора»59.
Частью риторики является полемика – искусство спора.11 Судебные прения – по своей сути тот же спор, полемика.
Если говорить о судебном ораторском искусстве, то зародилось оно в демократических Афинах в середине V века до н.э. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было, как и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам, потерпевший сам поддерживал обвинение. И чтобы успешно вести дело в суде, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивая свою позицию, опровергать доводы оппонента. То есть владение ораторским искусством и умение спорить было жизненно необходимо для афинян.12
Русское судебное красноречие достигло своих вершин лишь во второй половине XIX века после судебной реформы 1864 года. Тогда был введен суд присяжных, были введены новые принципы судопроизводства, состязательность процесса. Современники отмечали, что в суд шли слушать ораторов, шли, как в театр, смотреть на судебные состязания.
Характерной особенностью русского судебного красноречия того времени были высокие нравственные требования, предъявляемые судебным ораторам.
Эти требования приобрели определенную систему, которая включала в себя ряд следующих правил:
1. Скромность оратора
в суде, то есть недопустимость
самолюбования, стремление
2. Благоразумие оратора,
то есть в речи должна
3. Тактичность, предельная осторожность и чувство меры.
4. Судебный оратор не
должен забывать о своей
Судебное красноречие
– красноречие особого рода. «На
него нельзя смотреть лишь с точки
зрения эстетики. Вся деятельность
судебного оратора –
Говоря о значении судебного красноречия, нельзя не сказать, что нет другой такой сферы речевой деятельности, в которой можно было бы провести прямую связь между умением оратора и судьбой человека – главного персонажа судебного процесса.
Современное ораторское искусство также призвано воздействовать на людей, на их взгляды, поступки. Своей речью оратор стремится достичь определенной цели: убедить в правильности того или иного положения, побудить к конкретному действию.
Юридическое (правовое) мышление
- это особый вид интеллектуально-
Рассматривая юридическое мышление в рамках предметного поля сравнительного правоведения и юридической антропологии можно установить, что компонентом любой правовой системы (семьи), архитектоническим элементом национального правового менталитета является не самоюридическое мышление как способ создания системы логических по природе и юридических по содержанию и социальным функциям категорий, понятий и иных результатов аналитической деятельности, а прежде всего его неповторимый стиль, манера мышления индивидов в правовой плоскости общественных отношений. При этом различные мыслительные структуры юридической науки и практики особым образом встраиваются в совокупность исторически сложившихся в определенном социуме образов, представлений, чувств, преломляются через реалии национального политико-правового развития.
Фактически именно способ (стиль) юридического мышления определяет границы правовой рефлексии, предел осознания основ собственного политико-правового мира. Так, во многом на базе скрупулезного и многопланового изучения производных от сложившейся веками манеры юридического мышления концептуальных структур, принадлежащих различным правовым системам, компаративисты выясняют специфику последних, ищут «родственные» системы, пытаются их группировать в правовые семьи, тем самым признавая за юридическим мышлением статус постоянного, устойчивого элемента права, одного из оригинальных критериев оценки национальной юридической и политической действительности, весьма ощутимого источника генезиса всей правовой системы. Юридическое мышление всегда оказывается связанным с типом (генотипом) цивилизации, особой логикой поведения субъектов политики и права. Его (как и само право) нельзя «подглядеть- у кого-то, а затем где-то скопировать. Юридическое мышление - это всегда продукт «Я-цивилизации», вступающей в диалог с «Другой-цивилизацией», при непременном условии сохранения в этом диалоге собственной неповторимой позиции. Поэтому, с одной стороны, юридическое мышление при всех возможных инокультурных «наносах» неизбежно аккомодируется к канонам господствующей в обществе политико-правовой парадигмы и, несомненно, коррелирует с развитием последней, а с другой - само мышление как относительно самостоятельный и наиболее рационализированный компонент правового менталитета аккумулирует весь предшествующий социально-юридический (политический) опыт, сохраняя в известной степени, корректируя и воспроизводя его в правовой практике, науке и профессиональном образовании.14
Заметим, что весьма немногочисленные
обращения современных авторов
к исследованию юридического мышления
в качестве целостного и самодостаточного
феномена в основном ограничивались
рассмотрением его формально-
Несмотря на подобную несколько
расширенную трактовку сущности
и специфики юридического мышления
(в частности, возможно спорное отнесение
к нему социально-психологических
компонентов юридической
Вообще, концептуальную реконструкцию
юридического мышления вполне естественно
начинать с подробного рассмотрения
его культурно-генетических аспектов;
то, что мы сейчас понимаем под правовым
знанием, юридическим фактом, юридической
истиной или квалификацией
В генезисе любого, в том
числе и правового, мышления необходимо
(различать три важных этапа: предпосылки,
происхождение и развитие. Так, к
предпосылкам юридического мышления в
России можно отнести комплекс славянских
предправовых символов (мифов, ритуалов,
сакральных текстов, различных метафоризаций
и т.п.), формирование первых правовых
норм (в России «Правд», в иных местах
- других источников, например древних
законов Вавилона, правовых норм Моисея
и т.д.), а также появление раз-личных
форм коллективного и
Юридический этикет обусловлен
спецификой профессиональной деятельности
юриста, особенностями его
Особенности профессиональной
деятельности судьи, прокурора,
Деятельность судьи,
следователя, прокурора носит
государственный характер, так как
они являются должностными
Закон в ряде случаев
прямо определяет
Действия и решения
суда, прокурора, следователя
Подробное и последовательное
регулирование законом всей
Информация о работе Особенности реализации правового этикета