Особенности этики деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.

Оглавление

Введение
1.Сущность этики деловых отношений
2.Основные принципы этики деловых отношений
3.Этические проблемы деловых отношений
4.Коммуникативная культура в деловом общении
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

referat atika.docx

— 40.79 Кб (Скачать)

 – соотношение целей и средств их достижения;

 – соотношение личных и общественных интересов;

 – выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;

 – соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.

  В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях:

  • отношения между организациями; 
  • отношения между организациями и государством;
  • отношения между организациями-производителями и потребителями;
  • отношения между организациями и владельцами (инвесторами);
  • отношения между организациями и местными сообществами;
  • отношения между организациями и окружающей средой.

 Между организациями, действующими в одной и той же сфере, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня себестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д.

 Отношения между руководителями  и подчиненными влияют на весь  характер делового общения, во  многом определяя его нравственно-психологический  климат. Это касается, прежде всего,  того, как и на основе чего  отдаются распоряжения в процессе  управления, в чем выражается  служебная дисциплина, участвуют  ли подчиненные в принятии  решений, какими методами подчиненные  поощряются к более активным  действиям, в какой мере учитывается  их индивидуальность. Значительная  часть людей, встречаясь в организациях  с вопиющими фактами растрат,  обмана или коррупции, ничего  не делает для их служебного  разоблачения. Начиная с детского  возраста, информирование старших  о неблаговидных делах ровесников, а позднее – сослуживцев или  непосредственного начальства воспринимается  многими весьма негативно. С  этической точки зрения в таких  ситуациях действительно существует  нравственная дилемма. Возникает  вопрос о критериях правильности  такого рода информирования.

 Руководители и работники, которые сталкиваются с такими проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что узнали о морали в своих семьях, от учителей, в церкви и т. д. Нередко безнравственные решения принимаются и нелицеприятные поступки совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения. Современные деловые отношения чрезвычайно насыщены этическими проблемами. Для их решения необходима выработка определенных подходов, установление «правил игры», содействующих успешному выполнению профессиональных задач участниками деловых отношений и согласованию интересов деловой сферы и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Коммуникативная культура в деловом общении

Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие  устанавливать психологический  контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания  в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров  к желательному результату.

 В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

 Вежливость – это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости – грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.

 Корректность – умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, провсряются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

 Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта – это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

 Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

 Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением – обманом, ложью.

 Предупредительность – это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

  Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:

1)эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;

 2)доброжелательность – уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;

 3)аутентичность – способность быть самим собой в контактах с другими людьми;

 4)конкретность – умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;

5)инициативность – способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

 6)непосредственность – умение говорить и действовать напрямую;

 7)открытость – готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;

 8)принятие чувства – умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

 9)самопознание – исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самоооценки.

  Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности:

 • собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;

 • свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;

 • готовность воспринимать новое во внешней среде;

 • свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур;

 • свои чувства и психические  состояния в связи с воздействием  факторов внешней среды;

• свои способы персонализации внешней  среды, т. е. основания и причины, по которым что-то во внешней среде  рассматривается как свое, в отношении  которого проявляется чувство хозяина.

  Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:

 - психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение;

 - поддерживать общение, стимулировать активность партнера;

 - психологически точно определять «точку» завершения общения;

 - максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

 - прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;

 - психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника;

 - овладевать и удерживать инициативу в общении;

 - провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;

 - формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;

 - преодолевать психологические барьеры в общении;

 - снимать излишнее напряжение;

 - психологически и физически «соответствовать» собеседнику;

 - адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;

 - мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Не менее  важными составляющими коммуникативной  культуры являются знания, умения и  навыки, относящиеся к речевой  деятельности, т. е. культура речи. В  речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную  и побудительную. Содержательная сторона  речи характеризуется богатством, значительностью  и доказательностью мыслей. Выразительность  речи связана с ее эмоциональной  окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона  речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и  волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную  и побудительную стороны, зависит  степень восприятия речи слушателями.

  К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:

 • словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

 • словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);

 • произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);

 • грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий, в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

• стилистика (к хорошему стилю  речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

 Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Деловое  общение – это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на  достижение цели, конкретных задач.  Специфической особенностью названного  процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

 В заключение данной работы можно сделать краткие выводы:

1. Этика делового общения –  это учение о проявлении морали  и нравственности в деловом  общении, взаимоотношениях деловых  партнеров.

 2. Основные принципы деловых отношений дают конкретному сотруднику в любой организации этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

 3. Принципы этики деловых отношений служат основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.

 4. Культура устной и письменной речи часто бывает сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является стиль общения, функциональная грамотность.

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1) Лавриненко В.Н. Психология  и этика делового общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

 2) Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2008.

3) Пструшт Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2009.

4) Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2009.

 5) Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов // Народное образование, М.: 2OO7.

 6) Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2009.

 7) Леонтьев А. А. Психология общения. М., 2008.

8)Бенедиктова В. И. «О деловой этике и этикете». М., 2006.

 9)Кукушкин В. С. «Деловой этикет» М.- Ростов на Дону, 2008.

 10)Смирнов Г. Н. «Этика деловых отношений» М., 2008.

 

 


Информация о работе Особенности этики деловых отношений