Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:18, контрольная работа
Многообразные описания феномена морали, прежде всего, указывают на такую ее существенную особенность как способность быть одним из видов регуляции общественной жизни. Мораль существует как регулятор человеческих отношений, поведения и мыслей наряду с правом, обычаями и традициями. Однако до сих пор нерешенным однозначно оказывается вопрос о сущности и происхождении морали. Выделяется 3 основных подхода к этому вопросу: религиозный, натуралистический, социально-исторический.
В ХХ в. философы и психологи много занимались проблемой агрессии и активного зла. Существует целый ряд версий относительно причин этого вида морального зла и его укорененности в человеческой природе. Так, Зигмунд Фрейд полагал, что наряду со стремлением к жизни – Эросом в человеке есть также инстинкт смерти – Танатос. Он заставляет людей стремиться к смерти, разрушению, уничтожению, и если индивид не обрушит силу и энергию своего Танатоса на других, то он уничтожит самого себя.
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антагонистическим устройством общества.
3. Связь морали с формами общественного сознания (экономикой, политикой, правом, религией и др.)
Мораль одновременно является:
* характеристикой индивида;
* совокупностью нравственных представлений людей;
* формой общественного сознания.
В отличие от других форм общественного сознания мораль;
* не имеет своих институтов;
* входит в состав
всех областей духовной
* как категория не
имеет четких определений, их
значения толкуются
* во взаимодействии
с другими формами
Мораль тесно связана
с другими формами
- нравственность - важное
условие развития
- владельцы средств производства вынуждены учитывать интересы работников;
- в производстве и, особенно в торговле, важны честность, порядочность и т. д.
Мораль и политика.
Одной из форм упорядочения жизни общества является власть. Политики и идеологи оперируют такими понятиями, как гуманизм, социальная справедливость и т. п.
В то же время смыслом политической деятельности является борьба за приобретение и сохранение власти. Моральная регуляция сводится к минимуму. На первый план выходят личные или корпоративные интересы, интересы партий, классов (в тоталитарных государствах). Николо Макиавелли (1469 - 1527) в трактате "Государь" утверждал политическую целесообразность несправедливости ("цель оправдывает средства").
Политическое сознание членов общества (особенно в демократических обществах) ориентировано на социальную справедливость, долг перед обществом и т. п.
Реакцией людей на власть также могут быть:
- недоверие, политическая апатия;
- конформизм;
- сопротивление, диссидентство, анархия.
Связь морали с правом.
Право регулирует все области жизни общества при помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут расходиться с представлениями простых людей о справедливости (например, незаконность, наказуемость кровной мести).
Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления (суд присяжных).
Связь морали с религией.
В основе всех мировых религий лежат общечеловеческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость). Как верно и обратное - неверующий человек может быть нравственным.
Мораль и искусство пересекаются. Искусство может быть:
* моральным, проповедующим высокие нравственные ценности;
* аморальным,
* не затрагивающим проблем нравственности.
Мораль и наука (особенно гуманитарные отрасли) взаимосвязаны. Важнейшей проблемой является определение меры ответственности ученого за свое открытие (например, расщепление урана).
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики,2003. - 472 с.
3. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с.
2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учеб. пособие для студентов вузов. Минск, 2000.
3. Золотухина-Аболина Е.В.
4. Кондрашов В.А., Чичина Е.В. Этика. Эстетика. Ростов н/Д, 2000.