Милосердие: сущность и содержание понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 09:48, доклад

Краткое описание

В современной литературе милосердие рассматривается также как одна из этических характеристик образа жизни человека, нацеливающая его на помощь другим людям. Это сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать любому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое. В понятии «милосердие» соединяются два аспекта: духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи). Без первого аспекта милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго - в пустую сентиментальность.

Файлы: 1 файл

биоэтика (Автосохраненный).docx

— 37.55 Кб (Скачать)

 
Ничего не могу назвать поистине своим, кроме того, что я сделал своим, употребив с пользой; добрые дела, совершенные нами, пребудут с нами во веки веков, и лишь такое богатство мы сохраним; а все прочее принадлежит не нам.  

 
Коньерз Мидлтон  

 
Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать доброю  

В практическом плане милосердие фиксируется в различных формах поведения и деятельности. Деятельность медицинской сестры связана с оказанием помощи людям, имеющим проблемы со здоровьем.

В словаре С.И. Ожегова помощь определяется как «содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь». Следовательно, милосердие - это не абстрактное понятие, оно отражает отношения «Я - Другой», причем Другой находится в ситуации неблагополучия. В контексте нашего исследования особый интерес представляет учение о человеке М. Бубера который считает, что сущностным может быть только отношение к другому. М. Бубер указывает на тройственное жизненное отношение человека: к миру (вещам), к человеку (людям), к тайне бытия (Богу). Отношение самости к себе самой не может быть сущностным, ибо последнее подразумевает реальную двоичность. М. Бубер стремится исследовать человека как цельное существо, наделенное тройственным жизненным отношением и способное возвышать каждую форму этого отношения до сущностности. Сущностное отношение к человеку, по мнению философа, завершается в любви. Человек, знающий отношение только к самому себе - искусственно сконструированный и поэтому искаженный фрагмент конкретного живого человека, М. Бубер же ставит вопрос о цельном, действительном, живом человеке

Рассмотрев сущностные характеристики милосердия как духовно-нравственной ценности, обратимся к характеристике профессии медицинской сестры.

Анализ исторического опыта становления и развития профессии медицинской сестры свидетельствует о наличии этнокультурных представлений, которые воплотились в различных фольклорных образах женщин, посвятивших свою жизнь делу ухода за больными (Т.С. Басихина, Е.П. Коноплева, Т.С. Кулакова, С.В. Нагорная, В.А. Побединская, Е.Г. Ткаченко, И.И. Филичкина). Со временем менялись и требования, которые предъявляло общество к представителям профессии медицинской сестры. Историко-культурные особенности социального положения русских женщин состояли в крайнем ограничении их участия в гражданской деятельности. Большинству женщин приходилось выбирать один из двух вариантов: либо целиком посвятить себя семье («терем»), либо уйти от мирской жизни в затворничество («монастырь»). Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больными, утешали и ободряли умирающих. Так сложился первый фольклорный образ «сестра-мать». Женщины-монахини ухаживали за больными в монастырских больницах и на дому. Помощь бедным и нуждающимся осуществлялась бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Это способствовало формированию второго фольклорного образа «сестра - божий работник». Развитие сестринского дела за рубежом, оформление его в качестве самостоятельной профессии на основе научных взглядов Флоренс Найтингейл повлияли на развитие третьего фольклорного образа «медицинская сестра - служанка врача и больного».

Сегодня медицинская сестра - это специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.

Профессиональная сестринская деятельность (уход) представляет собой научно-обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию каждого конкретного пациента к жизни в условиях болезни, в условиях ограниченной свободы; это организованный многоплановый процесс, направленный на личность, с ее физическими и психосоциальными проблемами. Деятельность медицинской сестры реализуется в сестринском процессе.

В современной медицинской литературе, многочисленных пособиях и руководствах по сестринскому делу сестринский процесс принято рассматривать «как научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон».

«Сестринский процесс - образ мышления и действий по отношению к основным объектам сестринского дела - людям, окружающей среде, здоровью. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и сестру как взаимодействующих лиц».

Степень участия пациента в этом взаимодействии зависит от многих факторов:

– взаимоотношений сестры и пациента, степени доверия между ними; отношения пациента к своему здоровью;

– уровня знаний и культуры; осознания потребности в уходе.

Субъектная роль пациента в сестринском процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.

Целью сестринского процесса является восстановление и поддержание независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма. Достижение цели осуществляется путём решения следующих задач:

– создание информационной базы данных о пациенте;

– определение потребностей пациента в уходе

– определение приоритетов по уходу, целей или ожидаемых результатов ухода;

– применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение потребностей пациента, т.е. оказание сестринской помощи прямо и косвенно;

– оценка эффективности процесса ухода за пациентом.

Организационная структура сестринского процесса включает в себя пять последовательных этапов: .

1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии  здоровья пациента) или оценка  ситуации для определения потребностей  пациента и необходимых для  сестринского ухода ресурсов.

2. Сестринская диагностика  или выявление проблем пациента.

3. Составление плана (определение  программы действий, постановка  целей, т.е. желаемых результатов  ухода).

4. Реализация (действия, необходимые  для осуществления плана - сестринские  вмешательства).

5. Оценка результатов  и коррекция ухода в случае  необходимости (исследование реакций  пациента на вмешательства сестры).

На первом этапе устанавливается контакт медицинской сестры с пациентом и здесь важно создать обстановку доверия, максимально расположить к себе пациента, проявить сочувствие и заботу, выразить готовность оказать помощь. Встреча пациента и медсестры - это всегда проблемная ситуация, в которой медсестре отводится ведущая роль, потому что, прежде всего от неё пациент ждёт чуткого и доброго отношения. На втором этапе милосердие выражается в способности выявить и оценить не только физические проявления болезни, но и связанные с ней психологические проблемы, установить приоритеты в оказании медицинской помощи. Составляя программу действий на третьем этапе, медсестре необходимо сориентировать пациента на совместную работу, учитывая при этом его реальные возможности, а, осуществляя сестринские вмешательства на четвёртом - оказать максимальную поддержку и постараться прочувствовать чужие переживания как свои.

Кроме того, Этический кодекс медицинской сестры дает четкие нравственные ориентиры сестринской деятельности: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать обязательства других, держать слово, быть преданной, уважать право пациента на самостоятельность.

Исследователи проблем развития сестринского дела в России и повышения эффективности профессиональной подготовки среднего медицинского персонала отмечают, что в современных условиях существуют особые требования, которые предъявляет профессиональная сестринская деятельность к психическим, коммуникативным и другим свойствам личности медицинской сестры. Так в работе Н.Н. Аниськиной сформулированы требования к медицинской сестре в зависимости от тех ролей, в которых ей приходиться выступать (исполнитель, руководитель и педагог). Как испол-* нителю медицинской сестре необходимо обладать такими качествами как дисциплинированность, вежливость, отзывчивость, трудолюбие и. терпеливость, исполнительность, точность сенсомоторных функций.

Как руководитель, медсестра должна справляться с большим объёмом работы, направлять и координировать действия подчинённых. В этом случае для успешного выполнения поставленных задач к личности медицинской сестры обосновано предъявление следующих требований:

– четкое представление поставленных задач, путей и способов их решения;

– готовность рисковать и брать на себя ответственность за принятые решения;

– умение выслушивать людей, наличие коммуникативных способностей;

– владение навыками руководства, понимание особенностей управленческого труда, компетентность;

– умение управлять собой, четкие личностные ценности и цели;

– открытость, справедливость;

– целеустремленность и настойчивость;

– стремление к лидерству;

– умение воздержаться от искушения жестко руководить подчиненными, способность чувствовать их потребности и интересы;

– гибкость, готовность пересмотреть свои позиции, стремление самосовершенствоваться.

В роли педагога медицинской сестре приходится выступать при обучении студентов, молодых специалистов, а также при обучении пациентов навыкам самообслуживания, проведении санитарно-просветительной работы по отдельным медицинским вопросам и т.д. Поэтому для сестры-педагога необходимо соответствие следующим требованиям:

– общительность, любовь к людям, чуткость, доброжелательность;

– наличие специальных знаний в той области, в которой она как педагог ведет обучение;

– профессиональное владение разнообразными педагогическими методами обучения и воспитания;

– широкая эрудиция, высокий уровень культуры, интеллектуального развития;

– нравственная ориентация на высшие человеческие ценности;

– эмоциональная стабильность.

Очевидно, что во всех указанных выше ролях имеет место процедура общения медицинской сестры с людьми: коллегами по работе, но чаще с пациентами. В этом случае эффективность лечебных мероприятий, весь процесс излечения, психологическое самочувствие пациента зависит от успеха данного диалога. Необходимо отметить, что независимо от той роли, в которой выступает медицинская сестра в определенный момент своей профессиональной деятельности диалог возможен при наличии у данного работника таких качеств как любовь к людям, сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, доброта, забота об окружающих.

 

Настоящий (милосердный) Врач - это Врач (всегда по милости Божьей): больше спрашивает и слушает, чем говорит; собеседника не перебивает; своего «Я» не выпячивает; говорит не быстро и не громко; никогда не торопится: больному уделяет столько времени – сколько требует конкретный случай ; не раздражается; никогда не злится; не оскрабляет, не грубит; обычно приветливо улыбается; максимально вежлив и тактичен с пациентами и коллегами; искренне сопереживает больному. От проблем пациента не отстраняется: старается максимально помочь; не скажет: «это не мой случай» или”Вы не туда пришли…  ничем не могу помочь…”; пытается досконально разобраться в конкретном  случае. 

 

 Настоящий Врач, если опаздывает – обязательно извинится или предупредит. Если у пациента  серьезный случай, непременно изучит всю медицинскую документацию, даже если очень занят; при непонятной ситуации предлагает собрать консилиум врачей; сложного пациента, по своей воле, не бросает; всегда  консультирует по телефону - даже если находится в отпуске или болен; ведет переписку с пациентом, отвечает на вопросы по электронной почте из любых точек мира… Максимально щадит пациента и его близких, забывая о своих неудобствах. 

 
Настоящий Врач склонен признавать свои ошибки, не уходит от противоречивых дискуссий с коллегами, пересматривать свои прежние решения, если не находит  с коллегами единой точки зрения по поводу лечения  –  взваливает  весь груз ответственности на себя…  

Самые важные качества настоящего Врача :

 

 1) Милосердие;

Милосердие – это  удивительная способность приносить себя в жертву ради любви к людям ;  отдавать, а не брать;

2) Доброта;

3) Способность взять на  себя всю ответственность по  диагностике и лечению пациента;

4) Способность любить  не только самых близких;  

5) Способность получать  огромную радость от  своей деятельности,   а буквально - от врачевания людей;

6) Способность не гордиться  своими заслугами;  

7) Жить в мире с собой, то есть жить в  ладу со своей совестью…  

 

  Человеку, чтобы выздороветь, нередко приходится  в корне изменить всю свою жизнь и самого себя…

 

 
 
   

 
 

 

  

 

http://www.azan.kz/article/show/id/5652.html

http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=945

http://zachteno.net/miloserdie-i-ego-opredelenie-v-raznihkh-34211.html

http://ponjatija.ru/node/599

http://www.newtemper.com/obrazovanie/nauka/miloserdie_2531

http://vpoiskaxsebya.ru/tag/miloserdie-vracha/

Литература:

Аристотель. Риторика/Античные риторики. М., 1978. С. 76-90;

Гоббс Т. О человеке/Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 258- 259;

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы;

Зарин С.М Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996. С. 356—544;

Соловьев B.C. Оправдание добра/Соч. В 2-х т. Т. 1. М„ 1991. С. 152-169;

Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven-L., 1972.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 328-329.

 


Информация о работе Милосердие: сущность и содержание понятия