Милосердие: сущность и содержание понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 09:48, доклад

Краткое описание

В современной литературе милосердие рассматривается также как одна из этических характеристик образа жизни человека, нацеливающая его на помощь другим людям. Это сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать любому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое. В понятии «милосердие» соединяются два аспекта: духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи). Без первого аспекта милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго - в пустую сентиментальность.

Файлы: 1 файл

биоэтика (Автосохраненный).docx

— 37.55 Кб (Скачать)

ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Минздрава России

 

 

Доклад

 

по биоэтике

 

На тему: «Милосердие: сущность и содержание понятия »

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка лечебного факультета

2 курса 204 группы

Рабаданова Зухра Рабаданова

Проверил:

Першин Сергей Борисович.

 

 

 

Москва 2014 год

 

Милосердие

МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. В европейской христианской культуре понятие М. восходит к Пятикнижию, где словс «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». Так в иудаизме выражался принцип отношения Бога к людям, а также то, что он ждал от людей в их отношении друг к другу: доверительность и верность. В греческом тексте Нового Завета М. передается главным образом словом ауале — специфически христианским термином, означающим деятельную одаряющую любовь к ближнему. В христианской этике милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трех богословских добродетелей. С этической точки зрения М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви (Лук. 10:27). М. достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, направленных не только на удовлетворение интересов другого, но и на стремление к совершенству. Однако М. — не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек является милосердным не столько потому, что стремится к самосовершенствованию, а скорее потому, что милосердное поведение является выражением его совершенствования.

М. соотносится с положительным идеалом, а не с себялюбием, хотя последнее и является отправной точкой любви к ближнему. Заповедь любви как будто следует в этом за золотым правилом нравственности: собственные предпочтения и ожидания выставляются в качестве основания для отношения у другим людям. Но именно в рамках такого понимания М. стали возможными предположения, высказывавшиеся разными мыслителями: если требуется возлюбить ближнего, то почему бы прежде не возлюбить себя? В разные эпохи такого рода вызовы христианской этике как доминирующей идеологии могли определяться различными мотивами. Призывы любить себя могут иметь под собой гуманистическую подоплеку, но в целом в них игнорируется собственно содержание заповеди любви: она и исходит из того, что если человек уже любит самого себя, то надо хотя бы так же возлюбить других.

В новозаветных текстах М. казалось универсальным требованием, содержащим в себе смысл Моисеевых заповедей. Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже ап. Павел проводит различие между законом Моисея и заповедью любви. Это различие помимо чисто теологических причин основывалось и на этическом содержании, а именно на том, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли, которая перенесла эту проблему в социально-философский контекст. Так, Гоббс, интерпретируя заповедь любви как золотое правило, понимал ее тем самым как стандарт справедливых отношений людей в обществе. Такое соотнесение справедливости и М. оказало значительное влияние на последующее развитие европейской этико-социальной мысли. Анализ традиции разделения справедливости и М. в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя М. представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества М. является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость — непреложным; б) М. вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Вместе с тем, этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором принимается справедливость как непосредственный долг человека, но предполагается, что М. в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

В античности понимание милосердия связывалось с наличием у человека следующих качеств:

– сдержанность, немногословие и самоограничение;

– мера в удовольствиях и поведении;

– стыд и долг;

– социальная ответственность человека за свои поступки;

– привычка преодолевать трудности и лишения;

– сочетание щедрости и умеренности, искусство правильной жизни;

– доброта и забота об окружающих.

Милосердие определялось как величайшая добродетель, развитие которой стимулировалось общественными потребностями, побуждающими человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, не требуя материального вознаграждения.

Л.Н. Толстой основу милосердного отношения к человеку определял как любовь, которая является основополагающим и единственным нравственным законом. Мыслитель использует понятие «любовь» для объяснения нравственного становления индивида, его стремления к ценностям* понимаемым как сублимация страстей, влечений, «телесных похотей», т.е путем нравственно ориентированной деятельности. В учении Л.Н. Толстого любовь - это деятельность добра, средство самореализации духовной сущности человека, способ истинной жизни. Любовь проявляется в человеке двояко: через любовное, братское отношение к другим людям и правильное отношение к себе.

Проанализировав духовные искания мыслителей прошлого можно отметить, что идеи милосердия, помощи ближнему находят своё отражение практически во всех философских концепциях в разные периоды развития общества. Большинство этических учений в качестве основополагающих рассматривают вопросы самосовершенствования человека, проявляющееся в стремлении к Богу, в любви, бескорыстном служении людям и милосердии.

Проблема воспитания милосердной личности становится особенно значимой и в современной педагогике. Отечественная культурно-педагогическая традиция, по мнению Е.В. Бондаревской, свидетельствует о том, что на всех исторических этапах развития российского образования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни». Представление о воспитании связывалось с идеями служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, «возбуждения у учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и истине, подчинению материальной стороны жизни нравственной и духовной».

«Милосердие» - заимствовано из старославянского языка, где оно является словообразовательной калькой латинского «misericordia» («miser» -»достойный сожаления, милости» - мило, «cord» - серд, «ia»- ие), иными словами - «милующее сердце» Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность милосердия - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля милосердие определяется как сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость. Словарь русского языка СИ. Ожегова трактует милосердие как готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Это готовность и сострадание оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

В настоящее время «милосердие» находится в одном ряду с такими понятиями как: гуманизм, альтруизм, толерантность, филантропия, сочувствие, сопереживание, сострадание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. Опираясь на характеристику этих понятий в справочной и психолого-педагогической литературе можно сделать вывод о том, что все они связаны друг с другом и в совокупности имеют смысловое и содержательное объединение. Гуманизм в широком смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Милосердие - это более конкретное понятие и сущностное выражение гуманизма, его деятельная сторона.

В современной литературе милосердие рассматривается также как одна из этических характеристик образа жизни человека, нацеливающая его на помощь другим людям. Это сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать любому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое. В понятии «милосердие» соединяются два аспекта: духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи). Без первого аспекта милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго - в пустую сентиментальность.

Милосердие предполагает наличие в человеке трёх свойств: отзывчивости (способности увидеть чужую беду), сострадания (способности откликнуться на неё), потребности оказать безвозмездную помощь нуждающемуся в ней. Истоки милосердия как нравственного принципа находятся в глубокой древности, когда родовая солидарность строго обязывала ценой любых жертв вызволять из беды «своего». О милосердии в подлинном смысле можно говорить лишь тогда, когда все барьеры между «своими» и «чужими» преодолены и чужое страдание перестаёт быть только предметом снисхождения.

Милосердие ...  Так получилось, что слово это на долгие годы выпало из нашей жизни. По мнению писателя Д.Гранина "милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжелые годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. Не давали приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоруживает... Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. В тридцатые годы, сороковые понятие это исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя...".    
            В десятилетия считалось, что нет в стране нуждающихся, все обласканы государством и его заботой. В людях воспитывалось сострадание не к ближним, а к дальним, люди были запрограммированы на глобальные действия. Произошло бедствие, в котором пострадали сотни, тысячи людей, — бросаемся на помощь, объявляем сбор средств. А рядом несчастье куда скромней — старость, хроническая болезнь, ребенок, от которого отказались родители. И эта беда незамечена, ее обходят стороной.  

 
 
Равнодушие окружающих многим куда привычней и понятней, чем участие и готовность прийти на помощь. Нельзя не согласиться с мнением писателя Д. Гранина, высказанным им еще в июле 1987 г.: "Да, наша страна провозгласила гуманизм, равенство и братство этическими принципами нашего общества. Мы записали в нравственном кодексе: "Человек человеку — друг, товарищ, брат". А в служении этому правилу оказались непоследовательны. Память подсказывает факты черствости и равнодушия к чужой боли, к немощи стариков, невниманию к тому, кто рядом. Случается, к страданию безучастно даже сердце врача, хотя милосердие — его профессиональный долг. Огорчили два эпизода из писем моих читателей — своего рода свидетельства неприятия милосердия. Л. Хатова из Новгорода, рассказывает как однажды переводила через дорогу старушку. А та, оказывается, потом объясняла всем, что сопровождала ее, наверное, «аферистка», которая хотела ограбить. Татьяна Борщева из Саратова пишет: "Как-то я работала в больнице санитаркой. Бесплатно, после основной службы. Врач смеялся надо мной и приговаривал: как же, дескать, не смеяться, если бесплатно вкалываешь? Не пойму, действительно ли он всерьез считал, что помогать больным и обездоленным нелепо?".  

 
Возрождение забытого понятия началось на исходе 80 – х   г.г. прошлого века.  

 
В апреле 2007 года исполнилось 20 лет с того момента, когда было создано первое в СССР Ленинградское общество милосердия. Впервые рейд милосердия проводился в Ленинграде накануне годовщины Великого Октября. Предпраздничный вечер, у всех полно домашних забот. Казалось бы, не самое лучшее время для организации любого рода мероприятий. Но ленинградцы откликнулись. Пришли десятки добровольцев…  

 
Выпущенное на свободу милосердие стало осознаваться и осмысливаться как общечеловеческая и христианская ценность.  

 
Чтобы донести до сознания сегодняшнего учащегося эту мысль, приведем суждения великих людей, представителей “всех времен и всех народов” о сущности и значении милосердия как общечеловеческой ценности:  

 
Сострадание – есть горе о чужом несчастье….  

 
Плутарх  

 
Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.  

 
Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.  

 
Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.  

 
Л. Н. Толстой  

 
Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует.  

 
Ф. Бэкон  

 

Сострадание правит миром.  

 

Древнеиндийский афоризм  

 
Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем.  

 
 
Б. Мандевиль  

 

Милосердие не бывает чрезмерным …  

 

Ф. Бэкон  

 

Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред.  

 
М. Монтень  

 
Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.  

 
Кто ненавидит то, что лишено милосердия, тот проявляет милосердие.  

 

Конфуций  

 
Истинное милосердие не ограничивается человеком.  

 
А. Прада  

 

Представить людям средства для существования – это называется милосердием.  

 
Мэн-Цзы  

 
Человек милосердный благотворит душе своей.  

 
Соломон  

 
Милосердие начинается у себя дома.  

 
Английская пословица  

 
Милосердие украшает сильного.  

 
Индийское изречение  

 
Против милосердия и меч бессилен.  

 
Японская пословица  

 
Быть милосердным — значит делать все, что в наших силах.  

 
Джон Донн  

 
В вопросах веры и надежды люди расходятся, но все человечество едино в милосердии.  

 
Александр Поуп  

 
Высшая форма милосердия – приятие и прощение разящего тебя.  

 
Равиль Алеев  

 
Истинное милосердие — это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.  

 
Хелен Келлер  

Милосердие — поистине великая вещь, это дар Господа, который, будучи правильно употреблен, уподобляет нас самому Богу, насколько это вообще возможно...  

 
Иоанн Златоуст  

 
Милосердие — это добродетель сердца. Милостыня и подаяние — лишь проявления, а не сущность этой добродетели.  

 
Джозеф Аддисон  

 
Милосердие в буквальном смысле слова означает любовь, любовь, которая способна на понимание, которая не просто делится имуществом, но с истинной симпатией и мудростью помогает людям помочь себе самостоятельно.  

 

Франклин Рузвельт  

 
Милосердие никогда не пропадает зря; оно может быть встречено неблагодарностью, оно может ничего не дать тому, ради кого было проявлено, и все равно оно делает свою работу, делая сердце дарителя прекраснее и совершеннее.  

Информация о работе Милосердие: сущность и содержание понятия