Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:34, реферат
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка.
Введение 2
1. Структура несовершенной конкуренции 3
2. Общий доход, средний доход и предельный доход 5
3. Производство в условиях несовершенной конкуренции 6
4. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном
и долгосрочном периодах в условиях несовершенной конкуренции 8
Заключение 14
Список литературы 16
Рассмотренные модели не вмещают всего многообразия рынков. Существует большое число мелких и средних фирм, производящих продукцию, несколько отличающуюся от других. Такой тип рынка называется монополистической конкуренцией.
Теория монополистической конкуренции изложена в начале 30-х годов в работах Э. Чемберлина (США) и Дж. Робинсон (Англия). Эта модель несет в себе черты монополии и конкуренции. С одной стороны, ни одна из действующих на данном рынке фирм не зависит от действий других, а с другой стороны, фирмы выступают ценоискателями. Они могут оказывать влияние на цены. Поэтому спрос на продукцию этих фирм на рынке монополистической конкуренции не настолько эластичен, как на рынке совершенной конкуренции, но гораздо более эластичный, чем при чистой монополии.
Теория рынка монополистической конкуренции объясняет поведение фирм в отраслях легкой и пищевой промышленности и оказания услуг.
Для максимизации прибыли и минимизации убытков в краткосрочном периоде фирмы на рынке монополистической конкуренции выбирают объем производства, исходя из уже известного равенства предельных издержек предельному доходу в зависимости от степени возмещения средних общих издержек и цены, определяемой нисходящим характером кривой спроса.
В условиях монополистической конкуренции большое значение имеет неценовая конкуренция и особенно реклама. Если затраты на рекламу оправдываются, то прибыль резко возрастает за счет увеличения спроса, уменьшения его эластичности и роста предельного дохода. Но прибыль может сокращаться, если большие расходы на рекламу снижают спрос и увеличивают его эластичность, что сказывается на падении цены ниже установленной ранее. Однако прибыль или убытки долго существовать не могут. В долгосрочном периоде прибыльные отрасли стимулируют вступление туда других фирм. Вхождение новых фирм отвлекает часть потребительского спроса от существующих там ранее фирм. В результате спрос на продукцию старых фирм будет сокращаться, эластичность спроса увеличится и сократит экономическую прибыль. При возникновении убытков фирмы начинают покидать эту отрасль. Уменьшение числа фирм повысит спрос на продукцию, снизит его эластичность, что вызовет рост экономической прибыли. Долгосрочное равновесие в отрасли установится при экономической прибыли, равной нулю, и получении всеми оставшимися фирмами нормальной прибыли. Стремление к безубыточности служит скорее тенденцией. В действительности фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительное время, если найдут для себя специализированную нишу, которая предполагает производство продукции, ориентированной на ограниченное число покупателей.
Свободное вхождение в отрасль и нулевая экономическая прибыль в долгосрочном периоде создают видимость эффективного распределения ресурсов. Многообразие товаров, отражающее индивидуальные запросы покупателей, намного предпочтительнее, нежели однообразная продукция, производимая в большом объеме и продаваемая по более низким ценам. Но с точки зрения оптимальности Парето, рынок монополистической конкуренции не эффективен, поскольку производство не осуществляется с минимальными издержками.
Власть или преимущество фирмы на рынке из-за дифференциации своей продукции, стремление к максимизации прибыли предопределяют уменьшение объема выпуска и увеличение цены. В результате потребитель оказывается в проигрыше, что порождает неэффективное распределение ресурсов в обществе.
В условиях монополистической конкуренции типичная фирма не всегда реализует экономию от масштабов производства. Она не имеет оптимальных размеров, и ей постоянно угрожает переизбыток производственных мощностей.
Общество противоречиво относится к деятельности монополий. С одной стороны, конкурентное начало рынка позволяет все полнее удовлетворять запросы потребителей, с другой стороны, рост неэффективных издержек требует государственного регулирования цен и объемов производства.
Заключение
Главное условие стабильности системы, основанной на товарных отношениях, - отлаженность механизма ценообразования, который представляет собой способ формирования цены, технологию её зарождения, функционирования и изменения. При разработке этого механизма необходимо учитывать многие факторы, такие, как издержки на производство и реализацию продукцию, конъюнктура рынка, государственное регулирование. Механизм ценообразования в нашей стране не отлажен и слабо подкреплён законодательными и нормативными актами, что приводит к нежелательным экономическим последствиям, например инфляции. Поэтому весьма важно преждевременно определить ценовую стратегию предприятия.
Цена – стоимость овеществленного в товаре труда, выраженного в денежном измерении. На этапах товарного обращения действуют разные по своему назначению цены: оптовые, свободные, оптово-отпускные, расчетные, розничные и др. И от продуманной оценки и планирования цены продукции будет зависеть будущий успех продажи товара, и соответственно размер прибыли. Именно определение цены составляет основу понятия ценообразование.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения. Определение цены с учетом издержек обращения при таком способе в качестве составляющих цены рассматриваются суммарные издержки, включающие постоянные и переменные затраты на производство, продвижение и реализацию товаров. Принимаются во внимание фиксированное положение «безубыточности». Оно складывается из общих издержек, объема сбыта товаров и валового дохода. Совокупные издержки, приходящиеся на единицу определенной продукции с учетом предполагаемого объема продаж плюс норма прибыли и налоги, обуславливают предполагаемую цену товара. Не маловажную роль в процессе ценообразования играет наличие конкуренции, характер конкуренции и т.п. В определении цены с учетом ценовой конкуренции существенное влияние оказывают конкурентоспособность товара и ценовая конкуренция на рынке. Причем, чем острее ценовая конкуренция, тем ниже при противоположных равных условиях цена товара. Ориентация на сравнительные цены продаваемых товаров позволяет устанавливать реальную рыночную цену и удерживать позицию, занимаемую торговым предприятием на рынке.
Окончательная цена зависит от многих факторов: различные виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость в разбивке партии товара, наличие у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные расходы, и, конечно же, фактическая себестоимость товара. В развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны общие принципы, методы и нормативы установления цен. Кроме того, по стратегическим и тактическим направлениям государственные органы берут на себя функции установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение
Государственное регулирование цен необходимо для предотвращения:
- инфляции роста цен при устойчивом дефиците;
- монополизма производителей;
- резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо.
Список литературы
1. Микроэкономика/ Под ред. Е.Б. Яковлевой.- М.: АКАЛИС. 1997.
2. Краткий курс экономической теории. Учебное пособие/ Г.К. Трофимова. – М.: ФАИР_ПРЕСС, 2003. – 224с.
3. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 1999.
4. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 1996.
5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Рук, авт. кол. и науч. ред . проф. А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова: ДИС, 1997.