Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:34, реферат

Краткое описание

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка.

Оглавление

Введение 2
1. Структура несовершенной конкуренции 3
2. Общий доход, средний доход и предельный доход 5
3. Производство в условиях несовершенной конкуренции 6
4. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном
и долгосрочном периодах в условиях несовершенной конкуренции 8
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Рассмотренные модели не вмещают всего многообразия рын­ков. Существует большое число мелких и средних фирм, произво­дящих продукцию, несколько отличающуюся от других. Такой тип рынка называется монополистической конкуренцией.

Теория монополистической конкуренции изложена в начале 30-х годов в работах Э. Чемберлина (США) и Дж. Робинсон (Англия). Эта модель несет в себе черты монополии и конкуренции. С одной стороны, ни одна из действующих на данном рынке фирм не за­висит от действий других, а с другой стороны, фирмы выступают ценоискателями. Они могут оказывать влияние на цены. Поэтому спрос на продукцию этих фирм на рынке монополистической кон­куренции не настолько эластичен, как на рынке совершенной конкуренции, но гораздо более эластичный, чем при чистой мо­нополии.

Теория рынка монополистической конкуренции объясняет по­ведение фирм в отраслях легкой и пищевой промышленности и оказания услуг.

Для максимизации прибыли и минимизации убытков в крат­косрочном периоде фирмы на рынке монополистической конку­ренции выбирают объем производства, исходя из уже известного равенства предельных издержек предельному доходу в зависимос­ти от степени возмещения средних общих издержек и цены, опре­деляемой нисходящим характером кривой спроса.

В условиях монополистической конкуренции большое значе­ние имеет неценовая конкуренция и особенно реклама. Если зат­раты на рекламу оправдываются, то прибыль резко возрастает за счет увеличения спроса, уменьшения его эластичности и роста предельного дохода. Но прибыль может сокращаться, если боль­шие расходы на рекламу снижают спрос и увеличивают его элас­тичность, что сказывается на падении цены ниже установленной ранее. Однако прибыль или убытки долго существовать не могут. В долгосрочном периоде прибыльные отрасли стимулируют вступ­ление туда других фирм. Вхождение новых фирм отвлекает часть потребительского спроса от существующих там ранее фирм. В ре­зультате спрос на продукцию старых фирм будет сокращаться, эла­стичность спроса увеличится и сократит экономическую прибыль. При возникновении убытков фирмы начинают покидать эту от­расль. Уменьшение числа фирм повысит спрос на продукцию, сни­зит его эластичность, что вызовет рост экономической прибыли. Долгосрочное равновесие в отрасли установится при экономичес­кой прибыли, равной нулю, и получении всеми оставшимися фирмами нормальной прибыли. Стремление к безубыточности слу­жит скорее тенденцией. В действительности фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительное время, если най­дут для себя специализированную нишу, которая предполагает производство продукции, ориентированной на ограниченное чис­ло покупателей.

Свободное вхождение в отрасль и нулевая экономическая при­быль в долгосрочном периоде создают видимость эффективного распределения ресурсов. Многообразие товаров, отражающее ин­дивидуальные запросы покупателей, намного предпочтительнее, нежели однообразная продукция, производимая в большом объе­ме и продаваемая по более низким ценам. Но с точки зрения опти­мальности Парето, рынок монополистической конкуренции не эффективен, поскольку производство не осуществляется с мини­мальными издержками.             

Власть или преимущество фирмы на рынке из-за дифферен­циации своей продукции, стремление к максимизации прибыли предопределяют уменьшение объема выпуска и увеличение цены. В результате потребитель оказывается в проигрыше, что порож­дает неэффективное распределение ресурсов в обществе.

В условиях монополистической конкуренции типичная фирма не всегда реализует экономию от масштабов производства. Она не имеет оптимальных размеров, и ей постоянно угрожает переиз­быток производственных мощностей.

Общество противоречиво относится к деятельности монопо­лий. С одной стороны, конкурентное начало рынка позволяет все полнее удовлетворять запросы потребителей, с другой стороны, рост неэффективных издержек требует государственного регули­рования цен и объемов производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Главное условие стабильности системы, основанной на товарных отношениях, - отлаженность механизма ценообразования, который представляет собой способ формирования цены, технологию её зарождения, функционирования и изменения. При разработке этого механизма необходимо учитывать многие факторы, такие, как издержки на производство и реализацию продукцию, конъюнктура рынка, государственное регулирование. Механизм ценообразования в нашей стране не отлажен и слабо подкреплён законодательными и нормативными актами, что приводит к нежелательным экономическим последствиям, например инфляции. Поэтому весьма важно преждевременно определить ценовую стратегию предприятия.

Цена – стоимость овеществленного в товаре труда, выраженного в денежном измерении. На этапах товарного обращения действуют разные по своему назначению цены: оптовые, свободные, оптово-отпускные, расчетные, розничные и др. И от продуманной оценки и планирования цены продукции будет зависеть будущий успех продажи товара, и соответственно размер прибыли. Именно определение цены составляет основу понятия ценообразование.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения. Определение цены с учетом издержек обращения при таком способе в качестве составляющих цены рассматриваются суммарные издержки, включающие постоянные и переменные затраты на производство, продвижение и реализацию товаров. Принимаются во внимание фиксированное положение «безубыточности». Оно складывается из общих издержек, объема сбыта товаров и валового дохода. Совокупные издержки, приходящиеся на единицу определенной продукции с учетом предполагаемого объема продаж плюс норма прибыли и налоги, обуславливают предполагаемую цену товара. Не маловажную роль в процессе ценообразования играет наличие конкуренции, характер конкуренции и т.п. В определении цены с учетом ценовой конкуренции существенное влияние оказывают конкурентоспособность товара и ценовая конкуренция на рынке. Причем, чем острее ценовая конкуренция, тем ниже при противоположных равных условиях цена товара. Ориентация на сравнительные цены продаваемых товаров позволяет устанавливать реальную рыночную цену и удерживать позицию, занимаемую торговым предприятием на рынке.

Окончательная цена зависит от многих факторов: различные виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость в разбивке партии товара, наличие у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные расходы, и, конечно же, фактическая себестоимость товара. В развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны общие принципы, методы  и нормативы установления цен. Кроме того, по стратегическим и тактическим направлениям государственные органы берут на себя функции установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение

  Государственное регулирование цен необходимо для предотвращения:

-  инфляции роста цен при устойчивом дефиците;

-  монополизма производителей;

-  резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо.

 

Список литературы

 

1.      Микроэкономика/ Под ред. Е.Б. Яковлевой.- М.: АКАЛИС. 1997.

2.      Краткий курс экономической теории. Учебное пособие/ Г.К. Трофимова. – М.: ФАИР_ПРЕСС, 2003. – 224с.

3.      Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 1999.

4.      Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 1996.

5.      Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Рук, авт. кол. и науч. ред . проф. А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова: ДИС, 1997.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях несовершенной конкуренции