Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:34, реферат

Краткое описание

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка.

Оглавление

Введение 2
1. Структура несовершенной конкуренции 3
2. Общий доход, средний доход и предельный доход 5
3. Производство в условиях несовершенной конкуренции 6
4. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном
и долгосрочном периодах в условиях несовершенной конкуренции 8
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


16

 

Содержание

 

Введение              2

1. Структура несовершенной конкуренции              3

2. Общий доход, средний доход и предельный доход              5

3. Производство в условиях несовершенной конкуренции              6

4. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном             

и долгосрочном периодах в условиях несовершенной конкуренции              8             

Заключение              14

Список литературы              16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка.

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо  подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура несовершенной конкуренции

 

Несовершенная конкуренция представлена на рынке следующими мо­делями: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

На рынке чистой монополии представлена только одна фирма, которая производит продукцию в отрасли, не имеющую ближай­ших субститутов, и множество покупателей, предъявляющих ры­ночный спрос. Такая единственная фирма-производитель называ­ется монополией. Она в соответствии со своими издержками опре­деляет размеры предложения и цену данного товара в отрасли. На рынок чистой монополии невозможно проникнуть другим фир­мам. Существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры, чтобы удержать новых конкурентов от вступления в отрасль. Рынок чистой монополии охватывает в основном госу­дарственные предприятия общественного значения.

Понятием, противоположным монополии, является монопсония. Монопсония — это рынок с множеством продавцов и един­ственным покупателем. Цена покупателя составляет его спрос и доход продавца. Монопсоническая власть покупателей существует в основном на рынке факторов производства и предполагает воз­можность покупателя купить товары дешевле, чем на рынке со­вершенной конкуренции. Она зависит от эластичности предложе­ния. Уменьшение эластичности предложения увеличивает монопсоническую власть покупателя.

Для того чтобы увеличить реализацию товара, фирма-монопо­лист в соответствии с законом спроса должна продавать каждую последующую единицу по более низкой цене. Это означает, что она вынуждена снизить ее на все предыдущие единицы товара. Поэтому кривая спроса на рынке чистой монополии имеет вид нисходящей линии, совпадающей с величиной среднего дохода. Размер предельного дохода будет меньше цены товара, и кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса.

Еще один тип рынка несовершенной конкуренции — рынок олигополии, на котором несколько фирм (не более пяти) контро­лируют его основную часть. Фирмы могут производить однород­ную или дифференцированную продукцию. Олигополия представ­лена в основном в отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Для нее характерны значительные барьеры на вхожде­ние других фирм, связанные с эффектом масштаба, потребнос­тью в большом капитале, патентами и лицензиями, слияниями и поглощениями, контролем за предложением факторов производ­ства. Существуют и правительственные барьеры: антимонополь­ные законодательства, налоги, тарифы, не допускающие увели­чение в отрасли степени монополизации. Фирмы на данном рын­ке выступают как ценоискатели, осуществляющие контроль за ценами. Очень важным ограничением на рынке олигополии слу­жит взаимозависимость фирм. Действия одной фирмы по установ­лению объема производства и цены оказывают влияние на при­нятие решений другими фирмами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общий доход, средний доход и предельный доход

 

Общим доход — TR (от англ. total revenue) — показывает об­щую выручку от реализации и служит итогом умножения цены единицы товара на количество проданной продукции (TR = P*Q).

Средний доход — AR (от англ. average revenue) — есть доход фирмы от продажи единицы товара по данной цене.

Он определяется по формуле

AR = TR/ Q,

где AR — средний доход; TR — общий доход; Q — объем продан­ной продукции.

Предельный доход — MR (от англ. marginal revenue) — пред­ставляет собой добавочный доход, получаемый фирмой в ре­зультате продажи еще одной дополнительной единицы продук­ции при неизменных ценах.

Математически его можно выразить так: MR=∆TR/∆Q

где MR — предельный доход; ∆TR — изменение общего дохода; ∆Q — изменение количества проданного товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Производство в условиях несовершенной конкуренции

 

Рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности. На рынке несовершенной конкуренции производитель (фирма) влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции не изменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т.е. предельный доход (МR – marginal revenue).

Существует два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибыль. При первом способе сравнивают валовый доход и валовые издержки при каждом объеме производства. При втором способе определения оптимального объема производства сравнивают предельный доход и предельные издержки. Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки (MC), связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемой от реализации этой единицы продукции: если МR>МС, производство следует расширять, если МR<МС, производство следует сокращать, если МR=МС, то фирма получает максимальную прибыль.

В западной экономической литературе теория фирмы построена на принципе максимизации прибыли. Однако существуют иные мотивации деятельности фирмы:

- в одних утверждается, что цель фирмы – максимизация не прибыли, а объема продаж

- согласно другой концепции, теории удовлетворения, автором которой является американский профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.

В эволюционной теории С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к максимальной прибыли, но никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.

Однако в этих и других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью фирмы, все-таки считается движущей силой в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях несовершенной конкуренции

На рис показана модель максимизации прибыли на рынке чистой монополии в краткосрочном периоде. Монополист достигает наибольшей прибыли в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода (точка А на рис.) при объеме производства Q.

Используя свое монопольное положение, фирма без измене­ния объема производства повышает цену до Р1, которая определя­ет величину спроса в точке В. Для монополиста данная цена всегда выше предельных издержек — МС и средних общих издержек — АТС, что позволяет фирме получать прибыль, равную площади заштрихованного прямоугольника.

Разница между ценой и предельным доходом зависит от элас­тичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичен спрос, тем больше возможностей получения дополнительной прибыли и больше рыночная власть фирмы, что позволяет ей устанавливать цену выше предельных издержек и получать экономическую при­быль.

Максимизация прибыли в пределах краткосрочного временного интервала достигается только на эластичном участке кривой спроса при выполнении трех условий: МС = MR, Р > АТС и Р > МС. Снижение цены до неэластичного участка кривой спроса умень­шает прибыль и общий доход. В долгосрочном периоде максимизация прибыли достигается, когда выпуск продукции происходит при условии равенства дол­госрочных предельных издержек и долгосрочного предельного до­хода и превышения равновесной цены над долгосрочными сред­ними издержками фирмы. Долгосрочное равновесие фирмы-моно­полиста предполагает ее безубыточность. Она просто уйдет с рынка, если не будет в состоянии возмещать свои средние издержки.

В настоящее время для рынка России характерна высокомоно-полизированная структура, стремящаяся к поддержанию высоких цен и максимизации прибыли. Политика государства, направлен­ная на открытость российской экономики, усложняет положение национальных предприятий в условиях конкуренции с зарубеж­ными фирмами. Опасность со стороны неожиданной конкуренции подстерегает их и на внутреннем рынке, потому что большинство российских монополистов не принадлежат к «естественным моно­полиям», т. е. сегментам рынка, на которых развитие конкуренции технологически невозможно или экономически неэффективно.

На рынке монополистической конкуренции каждая фирма об­ладает относительной рыночной властью. Проблема заключается в том, как использовать ее для получения прибыли сверх макси­мальной. Один из способов расширения рынка — захват потреби­тельского излишка и превращение его в свою дополнительную прибыль путем дискриминации или, иначе, диверсификации цен.

Дискриминация цен — это практика установления разных цен на различные единицы одного и того же товара, не вызванная ника­кими различиями в издержках.

Ее используют, если покупатель не может перепродать приоб­ретенную вещь или спрос потребителей данного товара имеет раз­ную степень эластичности. Фирмы-монополисты, дифференцируя цены, увеличивают свои прибыли за счет покупателей.

Различают дискриминацию цен по доходу (установление цены в зависимости от платежеспособности потребителей, например, гонорар врача, юриста); по объему потребления (назначение раз­личных цен за различное количество одного и того же товара или услуги, например, тарифы на коммунальные услуги, междугород­ный телефон); по категории товаров (цены на спиртные напитки, туристические рейсы в зависимости от престижности); по времени (сезонная распродажа, цены на билеты первого и последующих просмотров фильма).

Эффективность рынка чистой монополии связана с эффек­тивностью использования ресурсов или с так называемым опти­мумом Парето. Он имеет место тогда, когда ресурсы общества нельзя перераспределить, не нанеся ущерба другому. Неэффективность, по Парето, возникает в случае возможности перераспределения общественных ресурсов без нанесения ущерба другому.

В условиях совершенной конкуренции каждый производитель имеет дело с одной и той же ценой и увеличивает производство до тех пор, пока предельные издержки равны цене. У всех производи­телей одинаковые предельные издержки. При таких условиях, по Парето, товары производятся эффективно, с минимальным для общества расходом ресурсов.

Путем установления цены выше предельных издержек моно­полист получает возможность улучшить свое положение за счет общества путем перераспределения ресурсов. Он создает предна­меренный дефицит, сокращая объем производства и продавая то­вары по более высокой цене. Это чистый убыток для общества, потому что оно ничего не приобретает в обмен на затраченные ресурсы, что равносильно их уничтожению. В настоящее время та­кая ситуация характерна для российской экономики, наследницы неэффективной экономической системы, порожденной государ­ственной монополией со всеобщим дефицитом, коррупцией, на­личием криминальных структур.

Неэффективность деятельности монополии проявляется в ис­пользовании лоббизма, в несправедливом распределении доходов, плохом менеджменте, что свидетельствует о неэффективном фун­кционировании всей экономической системы.

Информация о работе Максимизация прибыли и минимизация убытков в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях несовершенной конкуренции