Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:24, контрольная работа
Видов деятельности человека — огромное количество. Но во всем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся общение, игра, учение и труд.
Виды, структура и элементы деятельности. Профессиональные знания, умения и навыки.
Понятие общения. Виды общения. Формы опосредованного (косвенного) общения.
Манеры и этикет. Необходимость учета психологических, национальных и религиозных стереотипов в поведении.
Социально-психологическая адаптация в трудовом коллективе.
Как предупредить конфликт?
Белкоопсоюз
Учреждение образования
«Барановичский
Специальность
«Технология пищевых
Контрольная работа по дисциплине
«Психология и этика деловых отношений»
2012
Вариант 3
Человек существует, развивается и формируется
как личность благодаря взаимодействию
со средой, осуществляемому посредством
его деятельности. Бездеятельная личность
немыслима, потому что у нее есть потребности,
которые надо удовлетворять.
Потребность — это психическое
явление отражения нужды организма или
личности в необходимых условиях, обеспечивающих
их жизнь и развитие. Наличие той или иной
потребности создается нарушением равновесия
между организмом и средой (биологические
потребности) или между личностью и обществом
(социальные потребности). Потребность
проявляется в определенном состоянии
психики (у человека — сознания, называемого
переживанием). Чтобы восполнить отражаемые
психикой недостатки, нужны затраты соответствующих
сил путем проявления активности.
Активность — это энергия, используемая
в специфической реакции, выражающаяся
у человека в стремлении и осуществлении
деятельности, с целью удовлетворения
данной потребности.
Следовательно, деятельность
— это активное взаимодействие человека
со средой, в котором он достигает сознательно
поставленную цель, возникшую в результате
появления у него определенной потребности.
Цели, которые в своей деятельности ставит
человек, могут быть отдаленными и близкими.
Поэтому и понятие «деятельность» весьма
широкое и иногда сливается с понятием
«жизненный путь». Цель всей деятельности
учащегося профессионально-технического
училища — приобрести профессию, чтобы
обеспечить себя материально и стать вполне
самостоятельным человеком. Но цель деятельности
этого же учащегося при выполнении конкретного
учебного задания более узкая — например,
научиться разметке деталей. Однако для
того чтобы достичь и этой цели, ему надо
осуществить ряд частных действий (окраску,
расчерчивание, накернивание), у каждого
из которых — своя цель.
Под целью понимается предполагаемый
результат действия, направленного на
предмет, при помощи которого человек
намеревается удовлетворить ту или иную
потребность. Поэтому надо различать цель
как объективное (объективный результат)
и как субъективное психическое (предполагаемое)
явление.
Возникновение стремления само
по себе является процессом. Вначале появляется
потребность. Это такой уровень неопределенности,
когда человеку уже ясно, что ему что-то
необходимо делать, но что именно — осознается
недостаточно. При такой неопределенности
возникают различные варианты возможностей
удовлетворения потребности. На таком
уровне неопределенности еще нет ясного
осознания средств, путей достижения цели.
Каждая из осознанных возможностей подкрепляется
или опровергается разными мотивами.
Мотивы — это психические явления,
ставшие побуждениями выполнению того
или иного действия, поступка. В обиходе
часто не различают слова «мотив» и «стимул»,
но это разные понятия. Мотив — это любое
психическое явление, ставшее побуждением
к действию, поступку или деятельности.
Стимул — это объективное явление,
действующее на человекa, (или животное)
и вызывающее ответную реакцию. У человека
стимул, отражаясь сознанием, становится
мотивом, причем им может стать и стимул,
давно воспринятый и сохраненный памятью.
Но самое существенное то, что мотив —
отражение стимула, переработанное личностью.
Один и тот же стимул у разных личностей
может быть отражен как неодинаковые мотивы.
Обычно действие, поступок и
тем более поведение вызывается не одним,
а совокупностью различных мотивов, сопутствующих
какому-то доминирующему мотиву. Мотивы
бывают как быстропроходящие, так и очень
стойкие. У человека могут быть немотивированные,
так называемые импульсивные, подчас даже
неосознанные действия, но деятельность
и поступки его всегда мотивированы.
Хотя деятельность — это
функции человека в целом: и как личности,
и как организма, — ее целенаправленность
и мотивация определяются личностью. Поэтому
у животных, у новорожденных и у «невменяемых»,
психически больных, деятельности нет,
а есть только поведение — как объективизация
их психики. Деятельность же — это объективизация
сознания.
Видов деятельности человека — огромное
количество. Но во всем их многообразии
есть главнейшие, обеспечивающие существование
человека и формирование его как личности.
К таким основным видам деятельности относятся
общение, игра, учение и труд.
Общение заключается в обмене информацией
между людьми. Процесс обмена информациями
называется коммуникацией. Поэтому общение
— это одна из форм коммуникаций. Потребность
в такой информации — врожденная, запрограммирована
природой. В младенческом периоде ребенок
уже ищет контакта с матерью, затем его
связи с окружающими быстро расширяются
по мере роста его возможностей общения.
Общение — это взаимодействие
на основе взаимного психического отражения.
Поэтому взаимодействие на основе только
физических и физиологических форм отражения
не может рассматриваться как общение,
как и взаимодействие человека с машиной.
Общение животных как предыстория
общения людей, объективизирует их потребности,
в основе которых лежат инстинкты продолжения
рода и самосохранения. Особая его форма
— общение с человеком животных в процессе
их одомашнивания.
Труд, речь и развивающиеся
на их основе производственные отношения,
социализировав у людей перешедшие к ним
от животных форм общения, включили их
в трудовую деятельность и во все производные
от труда другие виды деятельности: нравственную
деятельность, игру, учение, искусство,
спорт и.бой.
Но общение не сводится только
к труду и выходит далеко за его рамки.
Начиная с «агушечек», обращенных к грудному
младенцу, и кончая обращением на «ты»
к покойнику на гражданской панихиде,
жизнь человека пронизана общением с другими
людьми. Поэтому проблема общения стоит
в центре внимания социальной психологии,
будучи особо заостренной в результате
все возрастающего значения средств массовых
коммуникаций: прессы, радио, телевидения.
Конечно, тамтам — африканский барабан,
передававший вести от племени к племени,
и «подзатыльник» невнимательному ученику
— это тоже средства общения, как и живопись
— от наскальных рисунков до улыбки Джоконды.
Но высшая, наиболее человеческая форма
общения — это речь с помощью слов как
выражение понятий.
Сущность речевого общения
заключается в обмене информацией, передаваемой
посредством слышимых, видимых и осязаемых
слов между передающим ее агентом, и воспринимающим
ее перципиентом, которые последовательно
могут меняться местами.
Речевое общение практически почти всегда
включает в себя пять его видов: интеллектуальное,
эмоциональное, образное, ассоциативное
и волюнтаристическое.
Интеллектуальное словесное
общение осуществляется с целью обмена
понятиями, наиболее точно отражающими
определенные явления и обязательно наиболее
однозначно понимаемыми передающим и
принимающим информацию с помещью либо
сказанного, либо написанного и услышанного
или прочтенного слова. Но эта, казалось
бы, наиболее непосредственная задача
словесного общения фактически даже в
науке, где она стоит наиболее остро и
в наиболее рафинированном своем виде,
решается далеко не просто.
Этому есть две основные причины.
Во-первых, понятие не зеркально мертво
и точно отражает вещи и явления, а слово
еще более неточно выражает понятия, о
чем свидетельствует наличие синонимов
и омонимов.
Вторая причина, затрудняющая
чисто научное интеллектуальное словесное
общение, заключается в том, что «круг
охватываемых наукой вопросов чрезвычайно
расширился... Поэтому деятельность отдельных
исследователей неизбежно стягивается
ко все более ограниченному участку всеобщего
знания. Эта специализация, что еще хуже,
приводит к тому, что единое общее понимание
всей науки, без чего истинная глубина
исследовательского духа обязательно
уменьшается, все с большим трудом поспевает
за развитием науки. Создается ситуация,
подобная той, которая символически изложена
в библейской истории о Вавилонской башне».
Эмоциональное словесное общение
свойственно не только лирической поэзии,
но и публицистике, и ораторскому искусству.
Образное словесное общение присуще художественной
литературе, да и в обыденной речи, в лекции
и объяснении образы употребляются довольно
часто.
Ассоциативное словесное общение
обычно практикуется во вне-речевом общении,
оно свойственно форме сувениров, например:
«Иль пришлю тебе страшный подарок — мой
душистый заветный платок» (Анна Ахматова).
Для научной литературы этот вид общения
вовсе неприемлем, зато в педагогике и
поэзии он играет огромную роль, включаясь
в три предыдущих.
Волюнтаристическое словесное
общение не только передает информацию,
но и «навязывает» ее тому, кто ее воспринимает,
делает ее обязательной для него. Сюда
относятся не только слова—команды, устав
и инструкции, но и любая пропаганда. Оно
входит в психологическую структуру руководства,
которое отличается от командования не
столько целями, сколько формой.
Общение может быть как самостоятельным
видом деятельности (например, в преподавании,
литературе, журналистике, радиовещании,
телевидении и искусстве), так и непременным
компонентом прочих видов деятельности:
труда, игры, учения.
Труд занимает особо важное
место в жизни человека. Игра и учение
— подготовка к труду и произошли из труда.
В процессе физического и умственного
труда люди воздействуют на природу и
создают все, что необходимо для удовлетворения
их материальных и духовных потребностей.
В этом сущность трудовой деятельности.
Но вместе с тем труд — решающее условие
формирования личности, ее способностей,
умственных, нравственных качеств, ее
сознания. В труде развиваются те личные
качества человека, которые в его процессе
непременно и постоянно им проявляются
(здесь уместно перечитать с. 29—30).
Труд развивает физические
силы: способность переносить большие
физические нагрузки, мышечную силу, выносливость,
ловкость, подвижность. Однако для этого
труд должен быть посильным с постепенно
возрастающей физической нагрузкой по
мере развития сил.
Игра вызывает у детей повышенное внимание
к отдельным предметам. В дальнейшем игра
становится сюжетной и по правилам. Ребенок,
начинающий сознательно действовать в
игре, познает окружающий мир. На этой
основе у него создаются определенные
представления, различные чувства, волевые
качества и знания о свойствах предметов
и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях,
достоинствах и недостатках. В игре формируются
нравственные качества человека, потому
что она отражает общественные отношения,
а поэтому каждый участник игры психологически
формируется как личность. Это наиболее
характерно для детского возраста. Но
и игры взрослых (например, спортивные)
также активно влияют на развитие их сознания,
а учебные игры имеют большое познавательное
значение.
Учение — исторически обусловленный вид
деятельности, отвечающий потребностям
общества в образованных людях и в развитии
их сознания. Это основной способ развития
человека как сознательной личности на
основе усвоения им теоретического и практического
опыта человечества. Процесс учения —
это особая деятельность, где преднамеренно
устанавливаются цели, содержание, принципы,
методы и организационные формы учебной
работы, которые наилучшим образом обеспечивают
формирование знаний, навыков, умений
и способностей учащихся. В учении все
подчинено развитию личности. В этом его
основное отличие от игры и труда, преследующих
ряд других целей.
Структура.деятельности........
Каждая конкретная деятельность
имеет свою индивидуальную структуру,
уточняющую общую структуру, присущую
любой деятельности. В последнюю входят:
общая цель деятельности, ее мотивы (как
побуждения), отдельные действия и в том
числе навыки, (как способы достижения
общей цели), и психические акты, в них
включенные, и результаты деятельности.
Любая деятельность, будь то опиливание
плоской поверхности слесарем или монтаж
сложной технологической установки бригадой
монтажников, начиная с подготовки к ней
и кончая достижением цели, осуществляется
множеством взаимосвязанных действий.
Действие — это элемент деятельности,
в процессе которого достигается конкретная,
не разлагаемая на более простые, осознанная
цель.
Каждое действие также имеет свою психологическую
структуру: цель действия, мотивы, операции
и психические акты, конечный результат.
По доминирующему в их структуре психическому
акту различают эмоциональные, мыслительные,
психомоторные, мнестические и волевые
действия. Об импульсивных действиях уже
было, а о поступках будет сказано. Рабочие
действия по своим целям делятся на ориентировочные,
исполнительские, корректировочные и
завершающие.
Ориентировочные действия —
это определение цели деятельности, условий,
средств и путей ее достижения. Ориентировочные
действия бывают двух видов: теоретические
и практические.
Теоретические ориентировочные действия
имеют целью получение необходимых для
деятельности сведений, отвечающих на
вопросы: что делать? Как делать? Какие
условия необходимы и как их создать? Какие
средства потребуются и где их взять? В
какой последовательности целесообразно
действовать в процессе деятельности.
На основе ответов вырабатывается рабочая
гипотеза, определяющая цель, процесс
и результат деятельности.
Практические ориентировочные
действия включаются в исполнительные
действия с целью оценки процесса деятельности,
его соответствия общей цели. При этом
на каждом этапе деятельности изыскиваются
ответы на вопросы: как получается? Соответствует
ли замыслу? Что не получается? Почему
не получается? Что надо сделать, чтобы
получалось лучше?
Исполнительские действия всегда начинаются
после теоретической ориентировки и заключаются
в последовательном выполнении намеченных
(спроектированных или определенных технологией)
действий по осуществлению общей цели
деятельности. Для успешной исполнительской
деятельности нужны знания, навыки, умения,
привычки и способности. Однако и при этом
они не могут быть вполне успешными без
корректировочных действий.
Корректировочные действия
— это внесение поправок, уточнении и
изменений в ориентировочные и исполнительские
действия на основе обратной информации
о неточностях, ошибках, отклонениях и
неудачах.
Чем сложнее и ответственнее деятельность,
тем лучше должна быть обратная связь
и тем больше требуется корректировочных
действий в процессе исполнительской
деятельности. Только при этом условии
могут быть успешными завершающие действия.
Завершающие действия сводятся
к проверке качества выполнения всех действий
на заключительном этапе деятельности
по их результатам. Это уже оценка достижения
цели деятельности: достигнуто ли то, что
намечалось? Какими средствами и издержками?
Какие уроки извлечь из этой деятельности?
Как целесообразнее осуществлять ее в
будущем?
Любой вид деятельности — весьма сложный
информационный процесс, в который включаются
и как-то используются все психические
процессы и свойства личности. И от того,
насколько закономерно осуществляется
информация сообщений, сколь тщательно
вырабатывается командная информация
и как функционирует обратная связь, зависит
успех деятельности.
Если с позиций теории информации проанализировать
деятельность учащихся, то может оказаться,
что для решения какой-либо технологической
задачи у них нет достаточной ориентировочной
основы, они не знают правил исполнительских
действий при решении этих задач, не контролируют
правильность действий, а поэтому допускают
ошибки, не вносят коррективы в свои действия
и тем самым усугубляют оплошности.
А бывает и так: что-то сделано по правилам,
но при завершающей проверке результат
не совпадает с заданным, возможно, потому,
что неверно была определена задача.
Возможны и более грубые нарушения
структуры учебной или трудовой деятельности,
когда, например, приступают к исполнительским
действиям, не выполнив необходимые ориентировочные
действия, а поэтому не осуществляется
корректировка исполнительских действий,
и при завершающей проверке оказывается,
что такая деятельность совсем бесполезна.
Элементы.деятельности.........
Деятельность складывается
из множества последовательно осуществляемых
ее элементов, тесно взаимосвязанных и
взаимообусловленных. От рациональности
сочетания и взаимосвязей элементов зависят
сложность, успешность и плодотворность
деятельности. Элементами деятельности
являются не только уже рассмотренные
цели, мотивы и действия, но и навыки, психические
акты, операции, приемы и поступки.
Некоторые из действий выполняются
однократно или формируются сразу, без
упражнения, только на основании понимания
задачи. Другие формируются только в процессе
упражнений, являясь навыками.
В процессе упражнений и систематической
производственной практики в результате
объединения отдельных психических актов
изменяется структура действий, они становятся
«свернутыми», более экономными, гибкими,
точными и быстрее выполнимыми.
Психический акт — элемент
психической деятельности и действий
человека, вычленяемый из нее по признаку
относительной однородности его психологической
структуры: акт зрительного восприятия,
переключения внимания, суждений, волевой
акт, двигательный и т. д. Психический акт
может быть действием — например, акт
мышления как мыслительное действие. Но,
не имея своей самостоятельной осознанной
цели, он может быть только частью структуры
действия.
Трудовое действие в производственной
практике иногда называют приемом, несколько
реже — операцией. Термин «операция» применяется
в различных областях и имеет различный
смысл (хирургическая, военная, технологическая
и т. д.), уточняющий это общее понятие как
действие, а чаще — ряд действий, направленных
на решение определенной задачи, достижение
определенной цели. В психологии труда
используется понятие технологической
операции как элемента технологического
процесса, осуществляемого на одном рабочем
месте над одной деталью или совокупностью
нескольких одновременно изготовляемых
заготовок или полуфабрикатов до перехода
к следующей детали. В этом понимании содержание
операции может резко меняться в зависимости
от изменения технологического процесса.
Психологическая операция —
это способ, которым выполняется действие
в определенных условиях, наиболее существенные
психические акты, входящие в структуру
данного действия, обеспечивающие достижения
цели в этих условиях.
В последнее время широкое распространение
получило понятие оператор, под которым
понимается человек как звено системы
«человек—машина» (1). Но надо помнить
условность этого понятия. Так, педагог
становится оператором, только когда пользуется
обучающими машинами или хотя бы эпидиаскопом,
а оператор химической промышленности,
изучающий теорию нового химического
процесса, перестает им быть.
Технологическая операция выполняется
посредством ряда приемов, под которыми
в технологии и в производственном обучении
понимаются законченные действия рабочего,
имеющие определенную элементарную технологическую
цель.
Есть особый вид действий —
такие, в которых всегда проявляется общественная
сущность человека и его отношение к другим
людям. Это поступок — как действие, выполняя
которое, человек всегда осознает его
значение для других людей, т. е. его социальный
смысл. Действие бывает правильным (соответствующим
правилам его выполнения) или ошибочным
(не достигающим цели). А поступки, кроме
того и прежде всего, бывают «хорошие»
и «плохие», моральные и аморальные. Из
поступков складывается нравственная
деятельность, и они определяют характер
человека.
Профессиональные знания, умения, навыки
Профессиональная
подготовка и повышение профессионального
мастерства включают приобретение знаний,
умений и навыков. Одновременно развиваются
склонности личности, мотивы труда, уровень
притязаний, самооценка.
Профессиональные знания - это
сведения, необходимые для трудовой деятельности.
Во время обучения в ПТУ или учебном комбинате
будущие рабочие получают большой объем
информации, но, как правило, они еще не
могут эффективно использовать эти знания
на практике. Одна из причин заключается
в том, что методика преподавания рассчитана
не столько на практическое применение
знаний, сколько на пассивное запоминание
и повторение пройденного на экзамене.
Это, в основном, знания-знакомства и знания-копии.
Поэтому необходимо добиваться того, чтобы
молодые рабочие, продолжая обучение уже
непосредственно на рабочем месте, усвоили
важнейшие правила, которые позволили
бы им по некоторым основным признакам
определять, какой именно прием должен
быть использован в данной ситуации.
Умение - это готовность и способность
выполнить действие для решения поставленной
задачи, использовать необходимые приемы,
ориентироваться в рабочей обстановке.
Умения развиваются на основе знаний.
В процессе выработки умения обучаемый
переходит к самостоятельной и организованной
работе.
Навык - это закрепленное умение,
автоматизированное в результате многократного
повторения; выполнение приемов без видимого
участия сознания. Навыки разгружают сознание
от необходимости регулировать элементарные
действия, освобождая его для решения
более сложных задач.
Навык вырабатывается многократными
упражнениями с постепенным усложнением
условий выполнения и повышением требований
к точности и быстроте. Успешной выработке
навыков способствуют:
полнота и определенность инструкции
(она должна содержать все необходимые
сведения и не допускать различного толкования
понятий);
понимание обучающимися цели упражнения;
реальное достижение в результате упражнения
поставленной цели; своевременные объективные
оценки результатов упражнений, возможность
самоконтроля и самооценки для сознательного
регулирования и усовершенствования заучиваемых
действий (обратная связь);
заинтересованность обучающихся в преодолении
ошибок, закреплении полученного успеха;
внесение разнообразия в упражнения для
поддержания интереса и активности учащихся;
постепенное усложнение упражнений (повышение
скорости и точности, введение факторов,
требующих распределения внимания);
правильное распределение упражнений
во времени; необходимы перерывы, во время
которых человек может оценить свои действия,
чтобы внести в них коррективы (однако
слишком большие перерывы отрицательно
сказываются на приобретении навыка).
2. Понятие общения. Виды общения. Формы опосредованного (косвенного) общения.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.
У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.
Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения Одного живого существа другому.
Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому.
Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.
Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.
Инструментальным можно Назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
В жизни человека общение не существует как обособленны и процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.
Опосредственное общение может быть монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредственному общению.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этикет сегодня - это уже не только свод правил хорошего тона. Это знаковая система, освоение которой требует знаний на стыке многих дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии, истории.
Актуальность представленной темы контрольной работы заключается в следующем. В наши дни серьезный деловой человек, помимо хороших манер, должен иметь представление о международных стандартах делового общения, основах делового протокола, делового этикета, об общепринятых дресс-кодах, правилах поведения на разных видах приемов. Как видите, список обширен, и за день-другой такой суммой знаний овладеть невозможно. Кроме того, наша жизнь очень динамично меняется, особенно в последнее время, меняются и правила этикета. Нужно постоянно быть в курсе таких изменений, чтобы не прослыть безнадежно отставшим от жизни. На определенном этапе карьерного роста человеку уже мало книг и пособий по этикету, они служат лишь отправной точкой, а дальше ему уже будут необходимы педагоги и консультанты по современному деловому этикету. Самое главное в хороших манерах - постоянное упражнение, если вы, конечно, желаете достичь вершин карьеры, а не застрять на одном уровне.
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и этике деловых отношений"