Этико-правовой статус смертной казни

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:39, реферат

Краткое описание

В своей работе я ставлю целью поразмышлять о смертной казни как мере наказания, назначаемой судом, и оправданностью такой исключительной меры в современном обществе.

Оглавление

Введение 3
1. Краткий экскурс в историю смертной казни 4
2. «Вечная проблема уголовного права» 5
3. Смертная казнь – как мера наказания в руках государства 7
4. Статистический анализ преступлений в европейских государствах 8
5. Смертная казнь и общественное мнение 9
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Файлы: 1 файл

Реферат по Проф. этике - Этико-правовой статус смертной казни.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

    В СССР высшая мера наказания (а именно расстрел) применялась за государственные  преступления (измена Родине, шпионаж), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах и некоторые особо тяжкие преступления - постоянно; и за дезертирство, уклонение от воинской службы, отказ от исполнения приказа начальника, насилие - в военное время.

    С 1962 года смертная казнь стала применяться  и за экономические преступления, например, "валютные махинации". С 1962 по 1990 год было расстреляно 24 тысячи человек.

    В новой России применение смертной казни  было резко сокращено: с 1991 по 1996 год исполнены 163 приговора. 16 мая 1996 года президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». С августа 1996 года, в соответствии с этим указом, приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.

    Согласно  докладу ООН, опубликованному в  ноябре 2007 года, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни  продолжаются, а нередко носят  публичный характер. В 2006 году в мире были казнены по меньшей мере 5 тысяч 628 человек.

    Несмотря  на то, что количество государств, в  которых допускается смертная казнь, составляет значительно меньше половины общего числа стран мира, но лишь 30% населения планеты проживает  в тех странах, в которых нет угрозы смертной казни.

    Наибольшее  количество - 90% всех смертных казней приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. В Китайской  Народной Республике, по оценкам, среднегодовой  показатель казненных составляет свыше 1000 человек (официальная статистика отсутствует). На второй позиции Иран, где этот показатель колеблется в пределах от 100 до 150. На третьем месте - Саудовская Аравия - от 80 до 100 казненных. На следующей позиции - Соединенные Штаты. Там в год подвергают казни в среднем 60 человек. В Европе единственным государством, которое применяет смертную казнь, остается Белоруссия.

    Всего же в мире числится приблизительно 20 тыс. заключенных, ожидающих приведения в исполнение смертного приговора. 

5. Смертная казнь и общественное мнение 

    Как сторонники, так и противники смертной казни, подтверждая свои доводы, часто  ссылаются на общественное мнение. В любой стране смертная казнь - это  не только институт уголовного права, но и феномен социокультурный. Отношение  к этому институту формируется на основе взаимодействия многих социальных факторов. В большинстве государств мира общество в целом одобряет смертную казнь. Обратимся к   исследованиям, которые регулярно проводятся институтом Гэллапа в США с 1936 г. С 1936 г. по 1957 г. число сторонников смертной казни в США снизилось с 61 до 47%. После 1957 г. эта цифра постоянно увеличивалась и в 1995 г. достигла 77%. Интересен анализ отношения к смертной казни среди различных групп населения. Так оказалось, что выбор смертной казни намного предпочтительнее для мужчин, для лиц с высокими доходами, для жителей пригородов и сельской местности, а также жителей южных штатов. Последнее можно объяснить, видимо, историческими причинами и все еще имеющим место расизмом. Среди чернокожего населения страны число сторонников смертной казни в 2,5 раза меньше, чем среди белого. С увеличением возраста число сторонников смертной казни заметно убывает. В группах с более высоким уровнем образования больше противников, чем сторонников. Среди сторонников более широкого применения смертной казни в ЮАР - выходцы из Индии и белые. В 1995 г. Конституционный суд ЮАР особо подчеркнул, что расовые различия при отправлении правосудия по такого рода делам послужил главной причиной отмены смертной казни. В религиозном плане среди выступавших за более широкое применение смертной казни 27% - христиане, 10% - мусульмане, 14% - буддисты. В тоже время среди противников христиане также преобладали, что объясняется, видимо, дуализмом христианского учения. Результаты опросов в Эстонии, Латвии, Литве и Польше практически совпадают, а именно: 75% опрошенных - за, 15% - против. Что же касается России, интерес представляют данные об уровне правовой осведомленности населения: по мнению 2 из 3 опрошенных смертная казнь -  обязательное наказание за убийство. В ответе на вопрос, какое наказание за убийство является наиболее справедливым - 20% назвало смертную казнь, 32% - смертную казнь или пожизненное заключение, 31% - смертную казнь или лишение свободы на длительные сроки, и лишь 12% - вообще не назвали смертную казнь, ограничившись лишением свободы. 73% опрошенных считают возможным применение смертной казни только в крайних случаях, 18% полагают, что следует примененять как можно шире, и лишь 9% считают, что смертную казнь следует отменить. Эти результаты дают представление о состоянии общественности, но не являются неожиданными, ибо несколько поколений в России убеждены, что без жестокости нельзя справиться с преступностью. Требование ужесточения наказания отражают потребность людей в государственной защите и безопасности. Поэтому ни в психологическом, ни в культурном отношении российское общество к отмене смертной казни никак не готово6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Вступив в III тысячелетие все мы так и  остались перед  непреложным  фактом истории человечества: в пресловутом «казнить нельзя помиловать» запятая так и не обрела постоянного места, отражая  весьма непростые  общественные противоречия. Несмотря на отчаянную борьбу сторонников и противников смертной казни, сложно на данном этапе определить побеждающих, как и сложно сейчас однозначно заявить о целесообразности смертной казни. Я лично считаю, что смертная казнь настолько мощный и исключительный инструмент, что его применение должно быть в строжайшем порядке регламентировано и лишь за особо тяжкие преступления, при этом должен быть надзор как со стороны государства, так и со стороны общества. Мне сложно сказать, хорошо я отношусь к данному виду наказания или плохо, но одно я знаю точно, смертная казнь как мера уголовного наказания должна остаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Наумов  А.: Новый УК России - отражение происходящих реформ  //  Власть.1997. - N 2. - С. 15-21.
 
  1. Стручков  Н.А.: Правовое регулирование наказания.  Диc. док. юр. наук. — М., 1963.
 
  1. Уголовное право: Учеб.пособие. – М., 1997.
 
  1. Люблинский  П.И.: Смертная казнь: За и против М., 1989.
 
  1. Кистяковский  А.Ф.: Исследование о смертной казни. Тула: «Автограф», 2000.
 
  1. "Государство  и право" № 4/1997. Квашис В.Е.  Смертная казнь и     общественное мнение.

Информация о работе Этико-правовой статус смертной казни