Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:39, реферат
В своей работе я ставлю целью поразмышлять о смертной казни как мере наказания, назначаемой судом, и оправданностью такой исключительной меры в современном обществе.
Введение 3
1. Краткий экскурс в историю смертной казни 4
2. «Вечная проблема уголовного права» 5
3. Смертная казнь – как мера наказания в руках государства 7
4. Статистический анализ преступлений в европейских государствах 8
5. Смертная казнь и общественное мнение 9
Заключение 10
Список использованной литературы 11
В СССР высшая мера наказания (а именно расстрел) применялась за государственные преступления (измена Родине, шпионаж), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах и некоторые особо тяжкие преступления - постоянно; и за дезертирство, уклонение от воинской службы, отказ от исполнения приказа начальника, насилие - в военное время.
С 1962 года смертная казнь стала применяться и за экономические преступления, например, "валютные махинации". С 1962 по 1990 год было расстреляно 24 тысячи человек.
В новой России применение смертной казни было резко сокращено: с 1991 по 1996 год исполнены 163 приговора. 16 мая 1996 года президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». С августа 1996 года, в соответствии с этим указом, приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.
Согласно докладу ООН, опубликованному в ноябре 2007 года, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 году в мире были казнены по меньшей мере 5 тысяч 628 человек.
Несмотря на то, что количество государств, в которых допускается смертная казнь, составляет значительно меньше половины общего числа стран мира, но лишь 30% населения планеты проживает в тех странах, в которых нет угрозы смертной казни.
Наибольшее количество - 90% всех смертных казней приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. В Китайской Народной Республике, по оценкам, среднегодовой показатель казненных составляет свыше 1000 человек (официальная статистика отсутствует). На второй позиции Иран, где этот показатель колеблется в пределах от 100 до 150. На третьем месте - Саудовская Аравия - от 80 до 100 казненных. На следующей позиции - Соединенные Штаты. Там в год подвергают казни в среднем 60 человек. В Европе единственным государством, которое применяет смертную казнь, остается Белоруссия.
Всего
же в мире числится приблизительно
20 тыс. заключенных, ожидающих приведения
в исполнение смертного приговора.
5.
Смертная казнь и общественное
мнение
Как
сторонники, так и противники смертной
казни, подтверждая свои доводы, часто
ссылаются на общественное мнение.
В любой стране смертная казнь - это
не только институт уголовного права,
но и феномен социокультурный. Отношение
к этому институту формируется на основе
взаимодействия многих социальных факторов.
В большинстве государств мира общество
в целом одобряет смертную казнь. Обратимся
к исследованиям, которые регулярно
проводятся институтом Гэллапа в США с
1936 г. С 1936 г. по 1957 г. число сторонников
смертной казни в США снизилось с 61 до
47%. После 1957 г. эта цифра постоянно увеличивалась
и в 1995 г. достигла 77%. Интересен анализ
отношения к смертной казни среди различных
групп населения. Так оказалось, что выбор
смертной казни намного предпочтительнее
для мужчин, для лиц с высокими доходами,
для жителей пригородов и сельской местности,
а также жителей южных штатов. Последнее
можно объяснить, видимо, историческими
причинами и все еще имеющим место расизмом.
Среди чернокожего населения страны число
сторонников смертной казни в 2,5 раза меньше,
чем среди белого. С увеличением возраста
число сторонников смертной казни заметно
убывает. В группах с более высоким уровнем
образования больше противников, чем сторонников.
Среди сторонников более широкого применения
смертной казни в ЮАР - выходцы из Индии
и белые. В 1995 г. Конституционный суд ЮАР
особо подчеркнул, что расовые различия
при отправлении правосудия по такого
рода делам послужил главной причиной
отмены смертной казни. В религиозном
плане среди выступавших за более широкое
применение смертной казни 27% - христиане,
10% - мусульмане, 14% - буддисты. В тоже время
среди противников христиане также преобладали,
что объясняется, видимо, дуализмом христианского
учения. Результаты опросов в Эстонии,
Латвии, Литве и Польше практически совпадают,
а именно: 75% опрошенных - за, 15% - против.
Что же касается России, интерес представляют
данные об уровне правовой осведомленности
населения: по мнению 2 из 3 опрошенных
смертная казнь - обязательное наказание
за убийство. В ответе на вопрос, какое
наказание за убийство является наиболее
справедливым - 20% назвало смертную казнь,
32% - смертную казнь или пожизненное заключение,
31% - смертную казнь или лишение свободы
на длительные сроки, и лишь 12% - вообще
не назвали смертную казнь, ограничившись
лишением свободы. 73% опрошенных считают
возможным применение смертной казни
только в крайних случаях, 18% полагают,
что следует примененять как можно шире,
и лишь 9% считают, что смертную казнь следует
отменить. Эти результаты дают представление
о состоянии общественности, но не являются
неожиданными, ибо несколько поколений
в России убеждены, что без жестокости
нельзя справиться с преступностью. Требование
ужесточения наказания отражают потребность
людей в государственной защите и безопасности.
Поэтому ни в психологическом, ни в культурном
отношении российское общество к отмене
смертной казни никак не готово6.
Заключение
Вступив
в III тысячелетие все мы так и
остались перед непреложным фактом
истории человечества: в пресловутом «казнить
нельзя помиловать» запятая так и не обрела
постоянного места, отражая весьма
непростые общественные противоречия.
Несмотря на отчаянную борьбу сторонников
и противников смертной казни, сложно
на данном этапе определить побеждающих,
как и сложно сейчас однозначно заявить
о целесообразности смертной казни. Я
лично считаю, что смертная казнь настолько
мощный и исключительный инструмент, что
его применение должно быть в строжайшем
порядке регламентировано и лишь за особо
тяжкие преступления, при этом должен
быть надзор как со стороны государства,
так и со стороны общества. Мне сложно
сказать, хорошо я отношусь к данному виду
наказания или плохо, но одно я знаю точно,
смертная казнь как мера уголовного наказания
должна остаться.
Список
использованной литературы