Этико-правовой статус смертной казни

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:39, реферат

Краткое описание

В своей работе я ставлю целью поразмышлять о смертной казни как мере наказания, назначаемой судом, и оправданностью такой исключительной меры в современном обществе.

Оглавление

Введение 3
1. Краткий экскурс в историю смертной казни 4
2. «Вечная проблема уголовного права» 5
3. Смертная казнь – как мера наказания в руках государства 7
4. Статистический анализ преступлений в европейских государствах 8
5. Смертная казнь и общественное мнение 9
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Файлы: 1 файл

Реферат по Проф. этике - Этико-правовой статус смертной казни.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Кыргызской Республики

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Государственное образовательное  учреждение высшего

  профессионального  образования 

Кыргызско-Российский Славянский университет

Юридический факультет 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

ЭТИКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СМЕРТНОЙ КАЗНИ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бишкек 2011 
Содержание 

Введение 3

  1. Краткий экскурс в историю смертной казни 4
  2. «Вечная проблема уголовного права» 5
  3. Смертная казнь – как мера наказания в руках государства 7
  4. Статистический анализ преступлений в европейских государствах 8
  5. Смертная казнь и общественное мнение 9

Заключение 10

Список  использованной литературы 11 

 

Введение 

    Смертная  казнь - одно из древнейших наказаний. Она применялась еще  до того, как  возникло  уголовное  право  в  современном  смысле  этого  слова. «Лишение жизни как вид общественной  расправы  с  преступниками  встречалось несравненно  ранее»,  -  писал   один   из   виднейших   российских   ученых Н.С.Таганцев.

    Среди умнейших людей планеты уже долгие  годы  идут  споры  по  поводу того, имеет  ли  право  на  существование  такое  уголовное  наказание,  как смертная казнь. Видимо, эти споры будут продолжаться. Если  несколько  веков назад лишь отдельные мыслители высказывались за ее отмену,  то  ныне  против смертной казни выступают многие люди  и  правозащитные  организации,  в  том числе в России, целые государства и международные сообщества.

    Сторонники  сохранения смертной казни ссылаются  на рост преступности  и на необходимость восстановления с помощью казни так  называемой  «социальной справедливости». Сторонники ее  отмены  на  основании  научных  исследований доказывают, что смертная казнь фактически не  сдерживает  преступности,  что ее применение является нарушением права человека на жизнь, а существование ожесточает нравы общества в целом, что людей,  вершащих  даже  самые тяжкие преступления,  возможно  обезвредить,  не  лишая жизни   (например,   путем пожизненного  лишения   свободы),   что   судебные   ошибки,   состоящие   в необоснованном  осуждении человека на казнь,  не  поддаются  исправлению,  и пока еще количество государств, сохраняющих смертную казнь  превышает  число стран, отказавшихся от ее применения, тем не  менее последних  становится  в мире все больше.

    В своей работе я ставлю целью поразмышлять о смертной казни как  мере  наказания,  назначаемой  судом, и оправданностью такой исключительной меры в современном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Краткий экскурс  в историю смертной  казни 

    Смертная  казнь — это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести, который была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.

    Впоследствии, с течением времени, увеличивалось  количество видов смертных казней. В каждой стране древности и средневековья  существовали свои излюбленные способы умерщвления, некоторые отличались изощренной жестокостью. В католических странах например это были: колесование, килевание, гильотинирование, четвертование и прочие, приносившие преступникам и осужденным непередаваемые страдания. В Китае была известной смертная казнь путём отрезания от тела жертвы небольших фрагментов в течение длительного периода времени.

    Однако  эпоха Просвещения привнесла  свои изменения в моральный облик  смертной казни. В начале XIX века смертная казнь применялась лишь за особо тяжкие преступления, такие как восстания, измена государю и пр. Уже в этот период высказывались мнения о необходимости гуманного лишения человека жизни.

    После первой мировой войны смертная казнь  была отменена в  целом  ряде

    европейских государств, хотя во многих из них  была  восстановлена  накануне второй  мировой  войны  либо  еще  раньше,  в  частности,  там,   где   были установлены реакционные политические режимы, например, в Испании, в  Италии, в Австрии.

    Движение  в пользу отмены смертной казни приобрело  значительное  число новых сторонников на Западе после второй мировой войны как  непосредственная реакция  на  казни  нацистами  участников  Сопротивления  и  уничтожение   в фашистских лагерях смерти миллионов ни в чем не повинных  людей.

    Смертную  казнь за общеуголовные преступления  применяют сегодня  более 100 стран. Законодательство 35 стран не предусматривает применение смертной казни ни за какие преступления (Австрия, Германия,  Дания,  Исландия,  Нидерланды, Норвегия, Португалия,  Франция,   Швеция,   а   также Австралия и ряд латиноамериканских стран). 
 

2. «Вечная проблема  уголовного права» 

    Эти слова принадлежат видному русскому юристу А.Ф.Кони, и, на мой взгляд, отражают проблему, на разрешение которой уйдет  еще немало веков и о которой напишут тысячи научных трудов.

    «Несмотря на то, что о смертной казни написано немало, в теоретической разработке этой  проблемы  еще имеются белые пятна»1.  Что же  такое смертная казнь? Сущность любого наказания  -  кара.  Профессор Н.А.Стручков определял  кару  как  «комплекс  установленных   законом   правоограничений, конкретно  выражающихся  при  применении  того  или   иного  наказания»2.  Все исследователи данного вида наказания отмечают, что смертная  казнь вызывает страдания. Но страдания преступника уже не нужны обществу, так как  смертная казнь не ставит своей задачей исправить его, в чем-то  убедить,  что-то  ему доказать. Общество вычеркивает его  из  числа  своих  членов,  он  перестает существовать.

    Возникает еще один важный вопрос, связанный с целями наказания:  хочет ли общество просто лишить человека жизни, обезопасить себя и  своих  граждан от новых  преступлений  с  его  стороны,  либо  оно  хочет  воздать  ему  за содеянное, отомстить за причиненное зло, вызвать  дополнительные  страдания, то есть покарать в прямом смысле этого слова?

    Можно сформулировать следующие признаки смертной казни  как  вида уголовного наказания:

      • Смертная казнь является  самым суровым и исключительным  наказанием  -  осужденный  лишается самого ценного блага человека - жизни.

      • Как и всякое наказание,  она является принуждением, применяется  независимо и, как правило,  вопреки желанию осужденного.

      • Она применяется от имени  государства. Это значит, что   государство  своей властью   санкционирует  приговор,  выносимый  от  его   имени   надлежаще уполномоченным судом.

      • Она может быть назначена  только за  преступление,  то  есть   за  деяние, предусмотренное  в Уголовном законодательстве  государства.

      • Она  может  назначаться   лицу,   признанному   виновным   в   совершении преступления.

      • Достаточно редкое применение  смертной, особенно в последнее  десятилетие, широкое применение  помилования  осужденных  к  этой мере наказания.

      • Вопрос о  возможности   совершения  новых  преступлений после  исполнения  приговора  по  понятным  причинам  не  стоит.  Физическое уничтожение осужденного снимает саму постановку вопроса о  достижении  такой цели.

    Но  давайте взглянем на смертную казнь  с другой стороны. Право на жизнь - есть неотъемлемое право каждого человека. Неотъемлемое, то  есть  такое  право,  которое  нельзя  отнять  ни  при  каких   условиях. Преступник имел возможность выбора, он сделал выбор и должен  нести за это ответственность. Но есть и другая  вина  -  за  пределами  уголовно-правовых отношений, она существует объективно. Общество не  создало  атмосферы, в которой невозможны преступления. Конечно, все это не может и не должно  быть основанием для освобождения преступника от  ответственности.  «Но  отказ от смертной казни - та цена, которую общество должно заплатить за свою вину (и на свою беду), в том, что член общества преступил суровый  запрет.  Смертная казнь есть один из  самых  ужасных  видов  убийства,  потому что она есть холодное, расчетливое, сознательное,  принципиальное  убийство,  -  убийство без всякого аффекта, без всякой страсти; убийство ради убийства»3.

    Смертная  казнь, таким образом, ни в коей мере не может соответствовать тем  целям, к которым стремится общечеловеческая мораль. Не менее сомнительна она  и в качестве средства, способа достижения позитивных целей. Её самый главный изъян состоит в том, что она не способна восстановить нарушенный преступником порядок, о чем так пекутся сторонники её существования. Смертная казнь восполняет чувства мести и ненависти у близких умершего, но никоим образом их не удовлетворяет. 

3. Смертная казнь – как мера наказания в руках государства 

    Как средство уголовного наказания смертная казнь в руках государства  оказывается исключительно мощным и зачастую неадекватным реагирование на нарушенный порядок. Реально оно лишь усугубляет беззаконие, вызывая к жизни самые неоднозначные настроения, эмоции и чувства людей. Эпоха Просвещения пожинает плоды, посеяв позитивистский настрой в умах людей. Ведь в древности люди считали, что любая власть дарована свыше, от Бога. И любые действия властителя воспринимались как прямой указ Всевышнего, а значит, смертная казнь как мера наказания воспринималась вполне естественным образом, вызывая в сердцах людей ропот, не переходящий в открытое сопротивление лишь из-за боязни Божьей кары. В современном обществе власть воспринимается как продукт человеческого труда, а значит, применение смертной казни одними ставит их выше других, и это в равноправном-то обществе!

    По  мнению П.И. Люблинского, «применение казней – демонстрация силы в руках фактически слабой государственной власти»4. В самом деле, массовое использование такого сомнительного и исключительного по своим результатам инструмента, как смертная казнь, может быть принято лишь в том случае, если предположить, что власть не способна навести порядок традиционными методами регулирования.

    Так же стоит отметить тот крайний  случай, когда исполнение смертной казни оказывается результатом  судебной ошибки. Но если обычную судебную ошибку можно исправить, восстанови человека в его правах, то, как исправить смерть человека? Стоит отметить и тот факт, что в душах некоторых преступников в страхе перед наказанием происходит полное духовное обновление. Конечно, и тут не исключен умысел преступника на избежание наказания полностью или в части, но уже одно это доказывает то, что безнравственно судить раскаявшегося человека, ведь собственно этого и добивалось государство. Так что, на мой взгляд, передача таких исключительных полномочий целиком и полностью в руки государства сулит немалыми проблемами. 

4. Статистический анализ преступлений в европейских государствах 

    Вопрос  об эффективности превенции смертной казни не нов. Один из родоначальников «социологической школы» в уголовном праве России А. Кистяковский в своем знаменитом «Исследовании о смертной казни», проведя статистический анализ преступлений в ряде европейских государств, пришел к выводу, что введение смертной казни в законодательстве только непродолжительное время положительно сказывается на динамике роста преступности. При этом следует заметить, что анализируемая Кистяковским статистика применения смертной казни во второй половине 18 - первой половине 19 века проводилась по странам, в законодательстве которых смертная казнь назначалась за многие виды преступлений, в том числе и за политические преступления. Не случайно и количество смертных казней, назначаемых за разные преступления, было впечатляющим. Например, с 1748 по 1776 год в одном округе Баварии с населением в 174 058 человек «приговорено было к смертной казни 11 000 человек; в течение 4 лет и одного месяца, т. е. с 21 сентября 1792 года по 25 октября 1795 года революционные трибуналы во Франции казнили по исчислению Прудона 18 613 человек…»; «в Англии уголовное законодательство оставалось без перемен до начала 19 века и заключало в себе более 200 смертных преступлений».

    Кроме того, А. Кистяковский пришел к выводу, что «в период государственный 3 рода преступлений: против государства, против религии и нравственности карались с особой жестокостью…». По свидетельству того же Кистяковского , «в период господства государственной власти…смертная казнь определяется, наряду с тяжкими преступлениями, за действия меньшей важности и даже маловажные. Такой порядок в Европе продолжался почти до конца 18 столетия».

    Статистика  же смертных казней говорит не в  пользу России:  во Франции в 1803 году было приговорено к казни 605 человек, в период с 1826 по 1830 год по 72 человека ежегодно, а в 1908 году - 6-человек. В Бельгии в 1800 - 1804 годах - ежегодно 71 человек, а казнено 37 человек. В 1908 году - 6 человек. В Германии в 1822 году - 95 человек, в 1910 году - 43 человека. В Австрии уменьшение приговоров: с 1877 года - 128 человек, казнен 1 человек, в 1908 году приговорено 45 человек, казнен 1 человек. В Англии в 1800 - 1810годов было казнено 802 человека, а в 1908 году приговорено 25 и казнено 13. В России число приговоренных в 19 веке и до 1905 года не превышало 54 за год, но число казненных в 1906 году - 574; в 1907 году - 1139; в 1908 году - 134; в 1909 году - 717 и в 1911 году - 60 человек 5.

Информация о работе Этико-правовой статус смертной казни