Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 17:05, реферат
Этикет- (фр.-etiquette—ярлык, этикетка-) —совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям- (обхождение с окружающими, формы обращения, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет— составная часть внешней культуры. В него входят те ее требования, которые приобретают характер церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.
Языковой контакт, таким образом, должен обеспечивать весь коммуникативный акт от начала и к окончанию.
Отбором этикетных языковых формул в каждом звене языкового контакта (завязывание контакта, поддержания контакта, прекращения контакта) создается но другая тональность ли общения, то есть такое социальное качество ситуации общения, которую можно определить как степень соблюдения этических норм взаимодействия, показатель культурности, интеллигентности собеседников. В европейском культурном ареале выделяют пять тональностей речи — высокую, нейтральную, обычную, фамильярную, вульгарную. Высокой тональностью общения характеризуется сфера сугубо формальных общественных структур (на торжественных собраниях); нейтральной тональностью — сфера официальных учреждений; обычная тональность общения бытует в магазине, в транспорте; фамильярная — в семье, в дружественном обществе; вульгарная тональность, то есть употребление вульгаризмов — в неконтролируемых ситуациях. В украинском обществе этикет в целом совпадает с общими требованиями вежливости. Все, что в пределах вежливости, является этическим, невежливость же — синоним неэтичности. Обращение— это элемент языкового этикета, который прежде всего сигнализируют о социальных отношениях, которые устанавливаются в рамках коммуникативного акта. Поэтому главным фактором, который влияет на выбор того или другого обращения, является социальный статус комуникантив, ситуация общения. Да, на торжественных собраниях оратор, обращаясь к аудитории, употребится обращение “Товариші!” с атрибутами уважаемые, глубокоуважаемые, високоповажани или без них. Обращение товарищ, функционируя в роли собственное обращение, в современном украинском литературном языке реализует одно из своих значений — человек, гражданин нового социалистического общества. В таком значении это слово функционирует как обращение и перед фамилией человека для подчеркивания принадлежности ее к своей среде. Например: “Слово для предложения имеет командир Таращанского полка товарищ Боженко” . В системе дипломатического этикета обращения товарищ (і) функционирует со значением человека-товарища по классу, по партии. К официальным представителям или гражданам других стран обращаемся, употребляя слово господин (господа). Относительно использования обращения господа в других ситуациях общения в последнее время высказывались разные рассуждения, в частности относительно правомерности его использования в нашем обществе. Анализ семантической структуры слова господин показывает, что около двух третей его содержимого сводятся к обозначению человека, который занимает привилегированное положение (материальное, социальное). Треть его смысл — почтительное отношение к собеседнику. С таким значением это слово-обращение употребляется в устном народном языке (как правило, с приложением): пане-господарю, пане-брате, панове-сватове. Например: “Панове-браття, нужно что-то почати” (Леся Украинка); “Прощайте, панове-сватове! Когда хотите, то действительно выпейте по чарци” (Цветок-Основъяненко).
3.Деловой этикет.
3.1 Понятие делового этикета
Бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового этикета.
Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Это свод определённых правил поведения, принятых в сфере производства, услуг, культуры, науки и т. д., то есть в сфере вашей профессиональной деятельности.
Овладеть деловым этикетом необходимо, если вы, в самом деле, желаете достичь высот в вашей карьере. В деловом этикете не бывает мелочей, равно как не бывает мелочей в общении с людьми вообще.
Международный этикет — правила вежливости каждого народа, построенные на сочетании национальных традиций, обычаях, психологии нации, укладов жизни, религиозных воззрениях и национальной культуре.
Основные черты этикета отличаются универсальностью, но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение, находясь в другой стране. Чаще всего это происходит, из-за незнания правил международного этикета.
Почти 70% сделок не были заключены из-за того, что украинские бизнесмены не знали правил международного общения и не владели культурой поведения, соответствующей той или иной стране.
Осваивая цивилизованный рынок, современные предприниматели должны знать, что лишь 10-15% желающих утвердиться в рыночном мире добиваются своих целей. И именно следование правилам делового этикета и этике делового общения является залогом успеха в бизнесе. Другими словами, соблюдение правил делового этикета и деловой этики - один из необходимых элементов вашего профессионализма.
Мировые экономические связи обязывают деловых людей знать правила хорошего тона и других стран. Здесь нарушение правил этикета могут привести даже к разрыву деловых связей и обернуться потерей рынков сбыта. Правила делового этикета со временем меняются, некоторые из них в настоящее время утратили свою обязательность, например, элементы поведения по отношению к женщине. Еще недавно считалось, что мужчина должен непременно оплачивать счет в ресторане, если обедает в обществе женщины, распахивать перед ней двери, попускать ее вперед при выходе из лифта. Сегодня такие правила не являются обязательными. Современный деловой этикет рекомендует выходить из лифта первым тому, кто находится ближе к двери. Женщина надевает пальто сама, но если у нее при этом случаются затруднения, мужчина обязан помочь ей.
Быть просто вежливым и доброжелательным недостаточно. В деловом этикете общие принципы приобретают специфическую окраску, что выражается в следующих основных правилах:
Опоздания любого сотрудника мешают работе, кроме того они свидетельствуют о том, что на такого человека нельзя положиться. Для делового человека очень важно умение рассчитывать время, необходимое для выполнения того или иного задания.
К тому же всегда оказывается, что на работу вам требуется больше времени, чем вы предполагали; и главное, как только вы наконец-то принялись за работу, всегда найдется какая-нибудь другая, которую надо сделать раньше. Кроме того, полезно держать в уме еще один закон: если дела идут слишком хорошо, значит, скоро что-то должно случиться. Из всего этого можно сделать простой вывод: на выполнение заданий надо выделять время с запасом, учитывая проблемы, которые могут возникнуть.
Любой сотрудник обязан хранить секреты своей организации, это правило касается всех дел фирмы или учреждения: от кадровых до технологических. Это же относится и к разговорам сослуживцев о их личной жизни.
Нельзя успешно вести дела, не учитывая мнения и интересов партнеров, клиентов, покупателей. Часто причинами неуспеха в делах становятся проявление эгоизма, зацикленности на своих интересах, стремление навредить конкурентам, даже сослуживцам, чтобы выдвинуться в рамках собственного предприятия. Стремитесь всегда терпеливо выслушивать собеседника, учитесь уважать чужое мнение и понимать его, избавляйтесь от нетерпимости к инакомыслию. Никогда не унижайте оппонента, имейте в виду, что рано или поздно вы столкнетесь с человеком, который будет вынужден поступить с вами также.
Главное - одеваться соответственно вашему окружению на службе, не выбиваясь из контингента работников вашего уровня. Ваша одежда должна демонстрировать ваш вкус.
Все, что вы говорите и пишите, должно быть изложено хорошим языком, грамотно. Умение человека грамотно говорить влияет в целом на его образ. От умения общаться часто зависят ваши шансы заключить тот или иной контракт. Деловому человеку, для того чтобы преуспеть, надо овладеть и искусством риторики, то есть мастерством красноречия. Очень важно следить и за своей дикцией - произношением и интонацией. Никогда в деловом общении не употребляйте жаргонных словечек и оскорбительных выражений; учитесь слушать других и при этом показывать, что вам интересно.
Этикет в одежде
При выборе одежды всегда нужно руководствоваться тем, что она должна строго соответствовать времени и обстановке, возрасту и фигуре. Важно чувство меры и стиля. Внешнему виду одежды придается большое значение. Если это прием, то форма одежды указывается в приглашении. Женщины пользуются большими свободами, чем мужчины. Деловые люди придерживаются скорее уровня, чем моды.
И несколько интересных и полезных советов:
3.2 Особенности украинского делового этикета
Есть общие принципы делового этикета-пунктуальность, сдержанность, конфиденциальность, деловой стиль одежды. Последний пункт может не соблюдаться в некоторых профессиональных сообществах -среди дизайнеров и прочих людей творческих профессий.
Кроме общепринятых, во многих организациях есть свои писанные и неписанные законы. Причем их сочинителями может выступать и сам босс (обычно - в компаниях поменьше), и HR-отдел (в крупной фирме). Кроме того, деловой этикет может быть заимствован у "материнской" компании. Представители транснационалов на местах обычно получают готовый "рецепт". Который, кстати, не всегда легко адаптируется к местным реалиям.
Многие крупные украинские организации сегодня стараются работать по импортному образцу. Даже компании без иноземных корней порой копируют правила транснациональных корпораций. Например, сначала вводят строгий офисный стиль одежды, а потом провозглашают пятницу "днем без галстуков".
Некоторые корпоративные "заморочки" появляются после неприятных происшествий. Например, фирма вводит запрет на празднование дней рождений в офисе после того, как сотрудники "увлеклись" и испортили имущество.
Человеку со стороны многие "положено" и "не положено" могут показаться, мягко говоря, неожиданными и показушными.
Например, тренер академии бизнес решений "Успех" Валентина Пархоменко говорит, что в некоторых компаниях принято, чтобы все сотрудники общались между собой на Вы: "Даже являясь друзьями в обычной жизни, коллеги должны обращаться друг к другу на Вы и по имени-отчеству".
А вице-президент инвестиционной компании Dragon Capital Максим Нефедов отмечает:
в его коллективе запрещено использование ненормативной лексики. "Сотрудники, которые позволяют себе бранные слова, не задерживаются в компании, потому что их стиль общения мешает нормальной работе", -- утверждает он.
Есть и другие "фирменные" странности. Например, лимит на количество гудков в трубке начальника. То есть, звоня шефу, разрешено слышать не больше трех сигналов. Мол, если в течение этого времени ответа нет, значит начальник либо занят, либо не хочет говорить.
В продвинутых компаниях есть даже специальные кодексы, в которых описаны модели поведения работников. "У нас в банке этические нормы поведения сотрудников изложены в "Кодексе корпоративной этики", -- говорит директор департамента по работе с персоналом АКБ "Форум" Татьяна Васюкова. - Таким образом, сотрудникам банка не нужно каждый раз размышлять, как поступить в той или иной ситуации. А специалистам, только что поступившим на работу, после изучения этого документа тоже становится понятно, что принято в поведении, а что нет".
Подобный документ имеется и в компании "Сан ИнБев Украина". В нем прописано, за какие действия "вне этикета" сотрудника могут наказать. "Работник может быть оштрафован или уволен за дарение руководству или принятие от начальства наличных денег или сертификатов, в том числе опционов, акций", - говорит менеджер по корпоративным связям "Сан ИнБев Украина" Андрей Ковша.
Об основных правилах поведения в организации работодатель часто предупреждает прямо при приеме на работу или на собеседовании. Если такой вводной не было, а писаными правилами фирма не обзавелась, то сотруднику самому следует расспросить обо всех "можно" и "нельзя". Особенно касательно отношений с начальством: как обращаться, что сообщать устно, что - письменно, имеет ли электронное письмо статус официального документа или же шеф требует "твердую копию" и так далее.