Этикет деловой беседы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Этику делового общения и деловой беседы необходимо знать не только бизнесменам. В повседневной жизни у нас ежедневно бывают десятки встреч, мы вступаем в контакты с самыми разными людьми, оказываемся в различных ситуациях общения. Контакты налаживаются быстрее, легче, если мы знаем, как себя вести, что принято или не принято в подобных ситуациях, какие речевые формулы предпочтительны, как выразить свое внимание, радушие, что предпринять в конфликтной ситуации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. История развития принципов этики деловой беседы……………………5
2. Факторы, сопутствующие проведению успешной деловой беседы……10
3. Основные правила деловой беседы………………………………………15
4. Особенности этики деловой беседы по телефону………………………20
5. Анализ итогов деловой беседы…………………………………………..24
Заключения…………………………………………………………………..25
Литература……………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.26 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. История развития принципов  этики деловой беседы……………………5

2. Факторы, сопутствующие  проведению успешной деловой  беседы……10

3. Основные правила деловой  беседы………………………………………15

4. Особенности этики деловой  беседы по телефону………………………20

5. Анализ итогов деловой  беседы…………………………………………..24

Заключения…………………………………………………………………..25

Литература……………………………………………………………………27

 

 

Введение

 

    Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

    Специфика делового  общения обусловлена тем, что  оно возникает на основе и  по поводу определенного вида  деятельности, связанной с производством  какого-либо продукта или делового  эффекта. При этом стороны делового  общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые  определяют необходимые нормы  и стандарты (в том числе  и этические) поведения людей.  Как и всякий вид общения,  деловое общение имеет исторический  характер, оно проявляется на  разных уровнях социальной системы  и в различных формах. Его отличительная  черта – оно не имеет самодовлеющего  значения, не является самоцелью,  а служит средством для достижения  каких-либо других целей. В  условиях рыночных отношений  – это, прежде всего получение  максимальной прибыли.

    Деловая беседа  является самой распространенной  формой делового общения. Проведение  деловой беседы – это проверка  нашего умения устанавливать  контакт с собеседником, ясно  и убедительно излагать свои  мысли, слушать и слышать то, что говорит партнер, выбирать  наилучшую психологическую позицию  в общении словом, того, насколько  мы владеем культурой делового  общения.

    Этику делового  общения и деловой беседы необходимо  знать не только бизнесменам.  В повседневной жизни у нас  ежедневно бывают десятки встреч, мы вступаем в контакты с  самыми разными людьми, оказываемся  в различных ситуациях общения.  Контакты налаживаются быстрее,  легче, если мы знаем, как  себя вести, что принято или  не принято в подобных ситуациях,  какие речевые формулы предпочтительны,  как выразить свое внимание, радушие,  что предпринять в конфликтной  ситуации. Знание подобных основ  общения совсем не означает, что  человек будет действовать как  робот, механически и полностью избавится от всех сложностей. Просто такое знание дает большую свободу действий, большую уверенность в успехе. Практика показывает, что в любом деле успех более чем на 50% зависит от умения налаживать контакты.

 

 

1. История  развития принципов этики деловой  беседы

 

    Деловая беседа  является одной из составляющих  делового общения. Этику деловой  беседы можно определить как  совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих  поведение и отношения людей  в процессе их личных коммуникативных  взаимодействий в рамках делового  общения1. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

    В социально-философском  плане этика деловой беседы  определяется общественно-экономическим  строем общества, структурой его  социальной организации и господствующим  типом общественного сознания. В  традиционном обществе (обществе  «механической солидарности» по  Эмилю Дюркгейму), основанном на  общности социальной жизни, коллективных  представлениях, мифологическом сознании  и межличностных отношениях, основным  механизмом делового общения  являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности  и стандарты этики делового  общения.

    Отличительной  особенностью этого типа общности  является то, что здесь еще  нет того разрыва между этическими  нормами делового общения и  общими представлениями о нравственной  жизни, который появится в обществе  с развитыми рыночными отношениями.  Общие нормы морали являются  здесь и нормами делового общения  и, в том числе, деловой беседы. По большей части они еще  не отделяются друг от друга  и не противопоставляются друг  другу, подобно тому, как деловая  жизнь не противопоставляется  личной жизни. Но и тогда,  когда в рамках традиционного  общества возникают частные и  корпоративные интересы, общие нормы  нравственности все еще продолжают  играть главную роль.

    Такой характер  этики делового общения мы  обнаруживаем уже в Древней  Индии. Все человеческое поведение  и общение, в том числе и  в деловой сфере, подчинено здесь высшим (религиозным) ценностям. Человек этого общества должен «не обращать внимания на то, что другие люди скажут или подумают о нас, или сделают; идти на работу так же, как солдаты идут на сражение, не заботясь о последствиях; расценивать хорошую репутацию, честь, имя, удобные обстоятельства, комфорт, людские привязанности как ничто, если религиозное обязательство потребует пожертвовать ими»2.

    Первостепенная  роль этическим нормам ритуала,  обычая отводится в деловом  общении и древнекитайского общества. Не случайно знаменитый Конфуций (551–479 до н.э.) именно долг, справедливость, добродетель ставит на первое  место в отношениях между людьми, подчиняя им выгоду и пользу, хотя и не противопоставляет  их друг другу. Его идеальный  человек, благородный муж (цзюнь-цзы)  «сначала проявляет долг, затем  приобретает выгоду». С этим  связано и отличие его от  неблагородного, «малого человека»,  которое состоит в том, что:  «Благородный муж постигнул справедливость, малый человек постигнул выгоду»3.

    Как и на  Востоке, в Западной Европе  древних времен уделяется большое  внимание необходимости учета  этических норм и ценностей  в деловом общении, постоянно  подчеркивается их влияние на  эффективность ведения дел. Так,  уже Сократ (470– 399 до н.э.) говорит  о том, что «кто умеет обходиться  с людьми, тот хорошо ведет  и частные и общие дела, а  кто не умеет, тот и здесь  и там делает ошибки»4.

    Однако в отличие  от восточной, западноевропейская  культурная традиция более прагматична.  Экономический, материальный интерес  выдвигается здесь на первый  план, вместе с этим большое  внимание уделяется статусному  характеру общения. При этом  статус начальника рассматривается  как более привилегированный,  нежели подчиненного. Отсюда и  этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер. Критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. На первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятельности и общения, становится доминирующей и всеохватывающей с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело, деловой прагматизм. Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и оставляет за собой все общечеловеческие, в том числе и религиозные ценности.

    Поэтому человек  с «рыночным характером» (по  определению Эриха Фромма) постоянно  находится в состоянии противоречия, характеризуется раздвоенным сознанием.  С одной стороны, проводя деловую  беседу, он вынужден руководствоваться  нормами морали, выработанными рынком, заботой о максимизации прибыли  любыми средствами. С одной стороны,  в качестве личности, живущей  в обществе и конкретной социальной  среде, он несет социальную  ответственность перед ними и  не может не учитывать общечеловеческие  нормы морали и порядочности. С другой стороны, существующая  рыночная реальность диктует  ему соответствующее поведение.

    Попытка преодоления  указанного противоречия нравственного  сознания была предпринята в  рамках протестантизма в период  Реформации в XVI–XVII вв. И на  определенное время в известной  степени это ему удалось. Протестантизм  внес много положительного в  этику делового общения и достиг  известных успехов в ее утверждении.  С точки зрения протестантизма, верующие миряне должны относиться  к делу с теми же этическими  нормами и энергией, как они  относятся к служению Богу. Само  дело, профессия рассматривается  как Божье призвание и святое  дело.

    Поэтому и получение  прибыли в этике протестантизма  также считается богоугодным  делом. Но при этом существует  очень важное условие: оно должно  быть полезным ближним и совершаться  с соблюдением этических норм  делового общения и поведения  в бизнесе. Такими моральными  нормами являются следующие: честность,  правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний  и договоров.

    Этика протестантизма  и ее влияние на развитие  капиталистического предпринимательства  исследованы Максом Вебером в  работе «Протестантская этика  и дух капитализма». Под «духом  капитализма» он имеет в виду  «строй мышления, для которого  характерно систематическое стремление  к законной прибыли в рамках  своей профессии»5.

    В эпоху «дикого  капитализма» (Западная Европа, США  в XIX – середина XX в.) в этике делового общения и, в частности деловой беседы на первый план стала выходить жажда наживы. Эрих Фромм в своих работах убедительно показал, что современный «развитой капитализм» (Э. Фромм) на каждом шагу порождает человека с «рыночным характером», главная цель которого в деловом общении состоит в том, чтобы подороже себя продать. Все высокие нравственные принципы и ценности, в том числе и христианские, сразу же забываются, как только речь заходит о прибыли. При этом в деловом общении утрачивается не только мораль, но и самоидентификация личности. Поскольку при рыночной ориентации человек рассматривает свои силы и возможности как товар, отчужденный от него и предназначенный для продажи, то на место чувства идентификации зрелой и здоровой личности, которое можно передать словами «Я есть то, что я делаю», заступает чувство униженной конформистской личности, действующей по принципу «Я таков, каким вы хотите меня видеть»6. К сожалению, многие российские бизнесмены в деловом общении, а также при проведении деловых бесед, придерживаются подобных этических принципов.

    В современных  развитых странах соблюдение  этических норм в деловом общении  и при проведении деловой беседы  признается важным не только  с точки зрения ответственности  бизнесменов перед обществом  и самими собой, но и необходимым  для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается  не только как необходимый  нравственный императив поведения,  но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых  связей и улучшению делового  общения.

    Перейдем теперь  непосредственно к рассмотрению  принципов проведения успешной  деловой беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы, сопутствующие  проведению успешной деловой  беседы

 

    Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижением определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели7.

    Деловое общение  можно условно разделить на  прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

    Прямое деловое  общение обладает большей результативностью,  силой эмоционального воздействия  и внушения, чем косвенное, в  нем непосредственно действуют  социально-психологические механизмы.  В целом деловое общение отличается  от обыденного (неформального) тем,  что в его процессе ставятся  цель и конкретные задачи, которые  требуют своего решения. В деловом  общении мы не можем прекратить  взаимодействие с партнером (по  крайней мере, без потерь для  обеих сторон). В обычном дружеском  общении чаще всего не ставятся  конкретные задачи, не преследуются  определенные цели. Такое общение  можно прекратить (по желанию  участников) в любой момент.

    В развернутом  виде в общении можно выделить  следующие этапы: установление  контакта; ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.); обсуждение  вопроса или проблемы; принятие  решения; выход из контакта.

    Деловая беседа  относится к этапу обсуждения  вопроса или проблемы. Чаще всего  обсуждение и решение проблемы  происходит в форме деловой  беседы. На этом этапе контакт  уже установлен и впечатление  деловых людей, участвующих в  переговорах, друг о друге,  как правило, уже сложилось.  Путем соблюдения этических принципов  деловой беседы можно упрочить  хорошее впечатление, сложившееся  на предварительных стадиях делового  общения или же улучшить неблагоприятное мнение о себе и загладить промахи, произошедшие на ранних этапах переговоров. Все это, в конечном счете, будет способствовать достижению успеха на переговорах.

    При проведении  деловой беседы важнейшую роль  играют сопутствующие факторы,  не учитывая которые можно  заведомо обеспечить провал деловых  переговоров. Прежде всего, необходимо  произвести подготовку к деловой  беседе.

    Практика показывает, что из 10 бесед, которые подготовлены  заранее, 7 проходят успешно, а  из 10 неподготовленных – только 3. Получив отказ, труднее добиться  положительного решения, чем при  первой встрече.

Информация о работе Этикет деловой беседы