Этика: понятие и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 23:52, контрольная работа

Краткое описание

В современном обществе под «этикой» мы понимаем науку, область знания, которая помогает поддерживать отношения между людьми и характеризует нормы поведения в обществе. Специфика этики в том, что ее цели формулируются в форме идей о том, что должно быть, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.
Задачей этики, по мнению Стагирита, является, во-первых, определение того, что такое добродетель, и, во-вторых, "воспитание добродетели".
В этом смысле, традиционная этика, начиная с Аристотеля, была не только теорией, но также "практической философией", а отчасти и педагогикой, поскольку ставила перед собой воспитательные цели. Этика должна была и научить, и воспитать, и обосновать теоретически.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Основная часть…………………………………………………………..……4
1.Основные этапы становления этики………………………..……….4
2.Мораль как предмет изучения этики………………………………..7
3.Этика и ее основные задачи…………………………………...……10
3.Заключение………………………………………………………………..…13
4.Список литературы………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Этика.docx

— 40.90 Кб (Скачать)

     В истории этики следует особо выделить авторитарные концепции морали, согласно которым единственным основанием её требований является некий авторитет — божественный или личный.

     Что такое мораль? Данный вопрос является не только исходным, первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с половиной  тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов. Различные школы и мыслители  дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения  морали. Мораль — не просто то, что  есть. Она скорее есть то, что должно быть.

  Рассмотрим некоторые наиболее общие определения морали, широко представленные в этике и прочно закрепившиеся в культуре. Мораль предстает в двух различных обличьях:

  • как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта;
  • как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, “не лги”, “не кради”, “не убий”.

Суммируя  все сказанное, мораль можно определить следующим образом: «Мораль –  это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию  регулирования поведения людей  во всех без исключения областях общественной жизни»

Основными специфическими чертами морали являются следующие:

  • императивность – свойство морали требовать определенного поведения. Это указание на то, каким оно должно быть. Требования морали принимают форму безличного долженствования, равно обращенного ко всем, но ни от кого не исходящего повеления;
  • универсальность морального требования. Мораль не дает человеку конкретных рекомендаций, как ему поступать в каждом конкретном случае, а формулирует свои требования универсально (делай добро, возлюби ближнего своего так, как самого себя). Решать, что такое добро и как, собственно, его сделать, надо всякий раз конкретно и самому. Потому что большинство заповедей морали носит обобщенный, мировоззренческий характер;
  • не заинтересованность морального мотива: моральным можно считать только такой поступок, который совершается бескорыстно, не требуя никакого материального вознаграждения.;
  • свободная причинность: выступая причиной человеческих поступков и ограничивая этим его свободу, мораль требует от человека свободного поведения (если поступок совершен не свободно, его нельзя признать моральным). Таким образом, мораль мыслится лишь при допущении возможности существования свободной воли.
  • мораль отличается подчеркнуто оценочным, а зачастую и субъективным характером: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.

   Сущность  морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного  блага, регулируя и регламентируя  поведение людей в обществе. Специфика  моральной регуляции в том, что она осуществляется средствами исключительно духовного воздействия, не носит жесткого характера, предполагает «самозаконодательство воли» (Кант), свободный выбор человеком тех или иных нравственных ориентаций, внешней (общественное мнении) и внутренней (понятия индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть и т.д.) саморегуляции.

 

  Этика и ее основные задачи 

     В зависимости от приверженности той  или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика  структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков:

  • теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;
  • нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования  определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»
  • прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению .
  • экологическая этика, рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;
  • этика гражданственности, разрабатывающая нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;
  • ситуативная этика, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к личным (этика семейных отношений);
  • профессиональные этики - системы принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;
  • этика делового общения, выступающаяа как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
 
 

     По  Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание, главная же задача этики - исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить, но не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление.

     Этика как теория морали устанавливает  логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

     Из  характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие  функции этики: познавательная и  нормативная.

      Познавательная  функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Этика формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения без повседневного внешнего контроля, ибо в конечном итоге задача этики состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека.

Мораль  содержит жизненно важные для человека ориентиры – это представления  о смысле жизни, предназначении человека, места человека в мире, ценности всего человеческого, гуманного. Они необходимы для того, чтобы придавать повседневности нашего бытия высший смысл, задавать его идеальную перспективу.

     Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих понимания морали, с возможностью предложить обществу единую для всех моральную перспективу,

с нравственным воспитанием, которое всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и высшими соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т. е. самосовершенствоваться.

     Этика одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует. Однако необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания стоит  воспитание нравственное, которое и  формирует духовный стержень личности.

     Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует  и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она  должна раскрыть источник происхождения  моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить  закономерности ее функционирования. В кризисных условиях общественного  развития этика обеспечивает смену  моральных нормативно-ценностных систем.

     Основные  задачи этики:

    • Теоретическое описание и объяснение морали: ее историю, нормы, принципы, идеалы. 
    • Дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем".
    • Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".

     Таким образом, в этике подвергаются осмыслению разнообразные вопросы, в том  числе вопросы о том, откуда взялись  нравственные предписания, способен ли человек жить по заповедям, которые  он сам провозглашает? Этика учит оценивать всякую ситуацию так, чтобы сделать возможными нравственно правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание соотносить сущее с должным. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в реализации, осуществлении этических ценностей.

 

Заключение 

     Итак, у современного человека слово «этика»  вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение  к поведению людей. Во-вторых, это  определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особый регулятор  отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого  поведения и отношений между  людьми. Еще Стагирит утверждал, что  главной задачей этики является «воспитание добродетели» в поведении  людей.

     Человечество  далеко от совершенства, оно нуждается  в постоянном напряженном этическом  размышлении, в осознании того, что  же происходит с людьми, их чувствами, идеалами, поступками. Сами по себе наука  и техника еще не гарантируют  счастливого будущего, они только создают его возможность, однако главное остается за человеком.

 

Список  литературы 

  1. Гусейнов  А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М., 1998.
  2. Гусейнов А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Ирлитц. . М., 1987.
  3. Попов Л. А. Этика.  М., 1998.
  4. Шрейдер Ю. А. Этика.  М., 1998.
  5. Этическая мысль. выпуск 3 М. 2003., выпуск 6 М. 2005.
  6. Этика. Большая советская энциклопедия. 1978.

Информация о работе Этика: понятие и задачи