Этика: понятие и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 23:52, контрольная работа

Краткое описание

В современном обществе под «этикой» мы понимаем науку, область знания, которая помогает поддерживать отношения между людьми и характеризует нормы поведения в обществе. Специфика этики в том, что ее цели формулируются в форме идей о том, что должно быть, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.
Задачей этики, по мнению Стагирита, является, во-первых, определение того, что такое добродетель, и, во-вторых, "воспитание добродетели".
В этом смысле, традиционная этика, начиная с Аристотеля, была не только теорией, но также "практической философией", а отчасти и педагогикой, поскольку ставила перед собой воспитательные цели. Этика должна была и научить, и воспитать, и обосновать теоретически.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Основная часть…………………………………………………………..……4
1.Основные этапы становления этики………………………..……….4
2.Мораль как предмет изучения этики………………………………..7
3.Этика и ее основные задачи…………………………………...……10
3.Заключение………………………………………………………………..…13
4.Список литературы………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Этика.docx

— 40.90 Кб (Скачать)
 
  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. Основная часть…………………………………………………………..……4
    1. Основные этапы становления этики………………………..……….4
    2. Мораль как предмет изучения этики………………………………..7
    3. Этика и ее основные задачи…………………………………...……10
  3. Заключение………………………………………………………………..…13
  4. Список литературы………………………………………………………….14
  5.  

    Введение 

  Этику определяют как философскую науку, которая отвечает на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.

  В особую дисциплину этику выделил Аристотель (он же ввёл и сам термин), который поместил этику между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): поскольку её целью считал формирование добродетельного гражданина государства. Центральной же частью этики у Аристотеля было учение о добродетелях, нравственных качествах личности.   Он же сформировал  многие  «вечные вопросы» этики:  о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и справедливости, добре и зле.

  В современном обществе под «этикой» мы понимаем науку, область знания, которая помогает поддерживать отношения между людьми и характеризует нормы поведения в обществе. Специфика этики в том, что ее цели формулируются в форме идей о том, что должно быть, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

  Задачей этики, по мнению Стагирита, является, во-первых, определение того, что  такое добродетель, и, во-вторых, "воспитание добродетели".  
В этом смысле, традиционная этика, начиная с Аристотеля, была не только теорией, но также "практической философией", а отчасти и педагогикой, поскольку ставила перед собой воспитательные цели. Этика должна была и научить, и воспитать, и обосновать теоретически.  

 

   Основные этапы становления этики 

  Термин  “этика” происходит от древнегреческого слова “еthos” (“этос”). Первоначально  под этосом понималось привычное  место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно  стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.1

      Начался процесс формирования этики в  середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае,  чему способствовала крутая ломка общественной жизни. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми. В ответ на эту потребность в осмыслении нового образа жизни и появилась этика.

     Сам термин "этика" ввел в научный  оборот Аристотель, для обозначения особой области исследования - «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.

      Но  не его следует считать "первым этиком". Еще до Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), различными проблемами морали активно занимался его учитель  — Платон (428-348 гг. до н.э.), а также  учитель самого Платона — Сократ (469-399 гг. до н.э.). Словом, в V веке до нашей  эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре человечества.

      Античная  этика является по существу учением  о добродетелях и добродетельной личности. Предпринимались попытки каким-то образом систематизировать добродетели, чтобы в них было проще ориентироваться. Так, Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) — мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) — мужество, уравновешенность, щедрость и др. Платон же выделяет четыре базовые, кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Позже фактически эти же основные добродетели выделяли стоики.

      Античная  этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.

     Средневековая этика развивалась исключительно  в рамках христианской веры. В ней  нашли отражение идеи греховности  и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу. Главной  особенностью, отличающей средневековую  этику от античной, стал ее религиозный  характер. Текст Священного Писания  стал единственным источником для рассмотрения и решения всей проблематики нравственного  учения: об источнике и природе  морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре  и зле. Этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

      Центральным понятием этики эпохи Возрождения  является гуманизм. Гуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающихся в Средневековье. Одной из таких идей был антропоцентризм, т. е. то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями. Однако влияние церкви на сознание общества по-прежнему оставалось значительным.

     Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия  человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все  действия и поступки человека с точки  зрения природы. В итоге в этическую  мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в  человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить  аморальности и безнравственного поведения  человека. На пути разрешения этих противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.

     Мыслители Нового времени не могут принять  средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имя такого знаменитого философа как И. Кант.

     По  Канту, этика — наука лишь о должном (идеальном), а не о том, что есть . Она должна искать свои основания не в природе или бытии человека, а в чистых идеалистических постулатах разума. Попытка Канта выделить специфический предмет этики (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и обусловленности морали. 

        Марксистская этика отвергает противопоставление «чисто теоретического» и «практического». Предмет марксистской этики включает философский анализ природы, сущности и функций морали, нормативную этику, исследующую проблемы критерия, принципов, норм и категорий определенной моральной системы.

       В начале ХХ века возникает метаэтика, которая полностью отказалась от нормативных притязаний, она не учит людей, как надо жить, но только описывает особенности "морального языка" как специфического феномена. Английский философ Дж. Мур подверг критике традиционную этику, как покоящуюся на натуралистической ошибке, заключающейся в попытках идеалистических определений таких понятий, как добро, идеал, долг, которые, по его мнению, неопределимы.

     Также в начале ХХ века возникает новое направление - социология морали, рассматривающая конкретные проблемы этики, связанные с выявлением роли моральных факторов в реальных социальных процессах. М. Вебер создал новый метод исследования, выраженный в рассмотрении этических компонентов социальных систем, роли этики в культуре, ее значения для экономического развития, приступил к сравнительному изучению религиозной этики. Заслуга Вебера состояла в том, что он выявил тесную связь экономического и социального развития с особенностями хозяйственной этики, менталитета и образа жизни больших социальных сообществ.

     В начале ХХ века (Л. Толстой, Ф. Достоевский) и особенно в середине века (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) возникло новое направление  в философии - экзистенциализм. Его  особенностью было обращение к внутреннему  миру человека, возвращение к "вечным" проблемам человеческого существования (одиночество, любовь, смерть). Экзистенциализм  содержал значительную этическую компоненту, наполнив предмет этики психологическим  содержанием и личностным смыслом.

   В конце ХХ века начинается новый период - широкое развитие получает прикладная этика. Это очень широкое направление в этике, отвечающее практическим потребностям развития современного общества и имеющее большое практическое поле применения. Сюда относятся все виды профессиональной этики (этика бизнеса, этика ученого, этика делового общения), а также совсем новые направления (возникшие в конце ХХ века) - генная инженерия, суррогатное материнство, права животных, экологическая этика, политическая этика (шпионаж, смертная казнь), сексуальная, компьютерная, этика цензуры и т. д.

 

Мораль  как предмет изучения этики 

   Этика - важнейшая часть философии, предметом  изучения которой является мораль. Знание о морали формируется в процессе деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, богословов, социологов и других ученых, занимающихся изучением человека.

   Мораль  не составляет специальной области  человеческой жизни, но присутствует во всех отношениях человека (отношение  к окружающим его людям, к самому себе, к природе, к животным). Мораль не возникает в человеческом обществе в определенный момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития. Мораль действует не в какой-то определенной области, а пронизывает собой все без исключения сферы жизни и поэтому носит универсальный характер.

     Этику часто называют нравственной философией. Это вовсе не случайно, так как  эта наука, как и многие другие, выделилась именно из философии, которую  с античности принято разделять  на онтологию (науку о бытии), гносеологию (науку о познании) и науку о  морали.

     Уже первые античные философы (Пифагор, Сократ, Демокрит) ставили нравственные проблемы: о смысле жизни и предназначении человека, о том, что следует считать  добром и злом, как следует поступать, о счастье, долге, достоинстве, любви. Эти понятия - счастье, долг, совесть, смысл жизни, добро и зло, справедливость - являются этическими категориями.

       Пытаясь выяснить сущность добродетелей, мыслители античности вынуждены были выходить на основополагающие, глубинные проблемы моральной теории — такие, как природа самой морали и ее происхождение, как свобода и ответственность, как специфика  нравственного  воспитания

        Главной проблемой этики всегда был вопрос о природе и происхождении морали. В истории этических учений он обычно ставился в виде вопроса об основании представлений морального сознания о должном, о критерии нравственной оценки. В зависимости от того, в чём усматривалось основание морали, все имеющиеся в истории этики учения можно отнести к двум типам.

     Первый  включает теории, выводящие нравственные требования из действительности человеческого  бытия — «природы человека», естественных потребностей или стремлений людей, прирождённых им чувств или каких-либо фактов их жизни, рассматриваемых как самоочевидное основание морали. Теории этого типа обычно содержат в себе элементы материализма (древнегреческие материалисты, Аристотель, Спиноза, Гоббс, французские материалисты 18 в., утилитаризм, Л. Фейербах, русские революционные демократы), но часто в них преобладают тенденции субъективного идеализма (английская школа нравственного чувства 17—18 вв., Дж. Батлер; в современной этике— Дж. Дьюи, Р. Б. Перри, Вестермарк, Дюркгейм, В. Парето, У. Самнер и др.).

     В теориях другого типа основанием морали считается некоторое безусловное  начало, не зависящее от бытия человека. Это начало может пониматься натуралистически («закон природы» стоиков, закон «космической телеологии», эволюции органической жизни) или же идеалистически: «высшее благо» (Платон), абсолютная идея (Г. Гегель), божественный закон (томизм и неотомизм), априорный моральный закон (Кант).

Информация о работе Этика: понятие и задачи