Этика любви

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями.

Файлы: 1 файл

Реферат - этика любви (второй вариант).doc

— 80.00 Кб (Скачать)
    • близость людей;
    • внешняя привлекательность;
    • сходство убеждений, интересов;
    • взаимная симпатия. 

Формы личных отношений: любовь, семья, дружба, знакомство и  пр.

Семья - первичная группа общества. Она основана на кровнородственных, духовных, экономических и юридических (правда, семья не всегда оформлена юридически) связях людей.

В семье человек  обретает:

    • чувство безопасности, комфортности, поддержки;
    • условия для самосовершенствования;
    • облегчение житейских забот;
    • нравственное сознание, представления о добре и зле, отношениях людей и пр. (для детей). Семейные отношения подразумевают:
    • чувство долга;
    • ответственность за членов своей семьи;
    • самоограничение, подчинение эгоистических стремлений, страстей интересам семьи.

Семейные отношения  регулируют различные требования: соблюдение взаимных обязательств супругами, забота о детях, стариках и т. д.

Дружба –  это:

    • межличностные отношения, имеющие нравственную ценность;
    • отношения взаимопонимания, доверия и поддержки, которые носят индивидуальный, избирательный характер;
    • основана на взаимной привязанности и общности интересов и убеждений.

Дружеские отношения  могут реализовываться в формах:

    • эмоциональной привязанности;
    • деловой общности;
    • духовной общности;
    • комплиментарности (взаимодополняемости) и др.

Дружба как  нравственное чувство основана на бескорыстии, честности и искренности, самоотверженности. Она исключает утилитаризм, эгоистические устремления, измерение и т. п.

Доминирующие  в дружбе нравственные ценности: деятельная поддержка и взаимовыручка (более  свойственна дружбе между мужчинами), психологическая поддержка, взаимопонимание. Поддержка в дружбе является безусловной.

Товарищество  – отношения:

    • имеющие нравственную ценность;
    • проявляются в основном в групповых отношениях;
    • являются оценкой отношений в группе людей (коллективе и пр.);
    • основаны на равенстве и взаимном уважении;
    • нивелируют различия социальные, экономические и др.;
    • основаны на интересах общей деятельности.

Основное отличие  любви от дружбы в том, что предметом  любви может быть все, что угодно, в то время как дружба – это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется.

Удовольствие и любовь.

Удовольствие, также можно привязать к любви  как положительную (или как отрицательную, в зависимости от обстоятельств) ценность, отвечающую потребностям, интересам человека в его эмпирическом существовании.

Удовольствие (наслаждение) - чувство, которое сопровождает удовлетворение потребности человека. Оно ведет  к угасанию физического и психического напряжения, с одной стороны, и стимулирует активность человека, его стремления, жизненные функции организма - с другой Удовольствие означает индивидуально значимую самореализацию (творческую и др.).

Удовольствие  может:

    • представлять для человека ценность;
    • определять мотивы деятельности человека;
    • определять иерархию ценностей и образ жизни человека;
    • являться для человека смыслом жизни

Принцип ориентации на удовольствие лежит в основе личной независимости. В стремлении к удовольствию человек противостоит общественным нормам морали, проявляет индивидуальную волю.

Стремление  к наслаждению должно быть ограничено нравственностью. Стремясь к осуществлению  своих желаний, человек должен уважать  право других людей на реализацию своих желаний.

Человек может  свободно и конструктивно выразить себя в творчестве, которому свойственны переживания, схожие с наслаждением.

Подводя итоги  и обобщая вышеизложенное, можно  сделать вывод. Любовь – это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и в постоянных контактах с ним.

Любовь может  иметь разную нравственную ценность в зависимости от объекта, на который  она направлена. Можно выделить:

    • любовь ко всему миру, любовь к Богу, всем людям, способность к милосердию (возвышающая любовь);
    • любовь к отечеству, народу и пр. (лежит в основе мировоззрения);
    • любовь к родителям, детям, женщине или мужчине (может быть составляющей смысла жизни человека);
    • любовь к предметам, занятиям (конкретной нравственной ценности не имеет).

Любовь  между мужчиной и женщиной как  нравственное чувство:

    • основана на биологическом влечении, но не сводится к нему;
    • утверждает другого человека как уникальное существо;
    • означает принятие любимого таким, какой он есть, как абсолютную ценность;
    • открывает личность другого (его лучшие, еще не реализованные возможности).

Можно выделить любовь-заботу (родительская, братская и т. п.). Ее компонентами являются:

    • забота об объекте любви (старание уберечь его от опасностей, проблем, труд для его блага и пр.);
    • ответственность (чувство тесной связи с предметом любви, выполнение долга);
    • уважение, отношение к объекту любви как к самоценной личности.

Следует также  отделять любовь как высшую духовную ценность, свойство и право человека. Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви – тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости.

В любви имеет  место парадокс: «два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Эрих Фромм). Любовь объединяет одного человека с другим, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества.

Следует помнить, что любовь – это не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь – это духовная потребность, требующая от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку, самопожертвованию. Любовь постоянно развивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Неверно считать, что любовь – это отношение только к конкретному человеку, к объекту любви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма, любовь – это форма отношения к миру в целом.

 

Список литературы:

 

    1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики, 2003. - 472 с.
    2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с.
    3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во ПРИОР, 2003. - 206 с.
    4. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1983. - 445 с.
    5. Этика (конспект лекций). - М.: Приор-издат, 2002. Автор-составитель Широкова И.Г. 356 с.
    6. Фукс Э. История нравов - перевод с немецкого В. М. Фриче. - Русич, 2002. - 624 с.
    7. Розин В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос; Высшая школа, 1999. - 208 с.

Информация о работе Этика любви