Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:53, реферат
Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями.
Реферат
По дисциплине: Деловая этика
на тему: Этикет любви
Выполнила студентка группы: ЭУП-12
Климина И.А.
г. Вологда
2012
Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями. Любовь имеет также важное значение и в связи с вопросами межличностного единения.
В обществе нередко наблюдаются тенденции утраты духовно-нравственных ориентиров, подлинные ценности подменяются разного рода суррогатами «массовой культуры», растёт всеобщее отчуждение, человеческие чувства подвергаются манипуляции и эксплуатации, используются в качестве товара и т.д. Многие из названных негативных явлений связаны с утратой человеком способности к «живому» контакту (в духе любви) с другими людьми и с «внешним» миром, поэтому исследование такого важного для человеческого духа феномена, как любовь, приобретает особый смысл и важность.
Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: общую установку на любовь, т. е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка – Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.
Любовь – это чувство целенаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними.
Однако любовь не всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей стране. Индивидуальная половая любовь – межличностное единство с другим человеком. Но можно ли любое межличностное единство назвать любовью? Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность любить, отдавая, зависит от развития личности. Любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то его любовь безнравственна и социально опасна.
Общие признаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что любишь, наслаждаться близостью с объектом любви.
Классификация форм любви
Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке:
Эрос - стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения.
Илиа - любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;
Сторгэ - любовь-нежность, особенно семейная;
Агапэ - жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве - любовь Бога к человеку.
Также греками выделялось ещё 3 разновидности:
Людус - любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.
Мания (от греческого «мания» — болезненная страсть) - любовь-одержимость основа которой - страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».
Прагма - рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.
В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторгэ и людус, в своих смешениях дают ещё три — агапэ, любовь-манию и рациональную любовь - прагму.
Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:
Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.
Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.
Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.
Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.
Существует несколько видов любви, которые выделяет Эрих Фромм: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.
Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. "Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях," - пишет Фромм.
Материнская любовь, которую целесообразней назвать любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери, по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.
Эротическая любовь - это то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом "любовь", т.е. межличностное единство с другим человеком (половая любовь).
О любви к себе Э. Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.
Любовь к Богу он трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви.
Эрих Фромм говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями.
И наконец, абсолютно полная, всеохватная любовь, которая органически включает в себя все эти виды.
Многообразие форм и соответственно философских трактовок любви дает понять нам о многогранности такого понятия как любовь, чтобы иметь более четкое представление, рассмотрим данное понятие через спектр некоторых нравственных основ, которые боле тесно связаны с понятием любовь.
Заповедь милосердной любви.
Милосердие – это:
В христианской этике заповедь милосердной любви является главным принципом, высшим законом жизни людей. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею... Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Иисус Христос). Заповедь милосердной любви служит спасению души человека, единению людей. Она требует равного отношения ко всем людям, включая врагов.
Если человек в милосердии сконцентрирован на своих эмоциях, забывает об объекте милосердия, такая любовь является проявлением себялюбия. Заповедь любви может быть реализована на основе долга, склонности и сострадания.
Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Эта любовь милосердная, инициативная.
Любовь и долг. Любовь – это чувство, субъективное явление, которое не поддается peгулированию и не может быть универсальным принципом нравственного выбора. И. Кант утверждал, что:
«Бескорыстное благоволение» (которое и называют любовью) может быть подчинено долгу, является долгом человека (он обязан делать добро другому независимо от отношения к нему).
Категорический императив И. Канта по содержанию тождествен заповеди любви: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему... как к средству».
Вопрос о соотношении любви и долга рассматривал и Ф.М. Достоевский. Он утверждал, что любовь - это:
Любовь, милосердие и справедливость. Заповедь любви является универсальным требованием, содержащим все требования Декалога. Она требует праведности, основанной на движении сердца (а не соблюдении формальных норм).
Гоббс толковал заповедь милосердной любви как стандарт общечеловеческих отношений, поскольку она не ограничивает людей и требует от человека позволять другому то, что сам человек хочет, что бы было позволено ему.
Гегель утверждал, что закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей.
В.С. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулировкой "золотого правила морали" ("Не делай другому того, чего не хочешь от других"), а милосердие - с положительной формулировкой. По мнению Соловьева, единство этих правил обусловлено цельностью духовного опыта человека.
Соловьев считал справедливость и милосердие основными нравственными добродетелями, поскольку первая противостоит эгоизму, а вторая – ненависти.
Чужое страдание влияет на мотивы деятельности человека. Оно противостоит эгоизму, удерживает от причинения страданий другому человеку, вызывает сострадание, побуждает к деятельной помощи.
Этико-философская мысль Европы Нового времени утверждала, что милосердие и справедливость являются фундаментальными добродетелями. Они соответствуют разным сферам нравственного опыта (двум основным уровням морали). Требования справедливости снимают противоречия между конкурирующими интересами людей. Заповеди любви задают более высокий уровень нравственности, призывают человека жертвовать своими интересами ради блага других. Милосердие, заповедь любви:
Милосердие подразумевает участливое, сострадательное отношение к людям, посредством которого человек воплощает свой идеал. Оно не исчерпывается милосердным отношением, а должно быть реализовано в действиях.
Толстой утверждал, что милосердие должно начинаться с раскаяния, готовности к самоизменению и совершенствованию.
Личные отношения: любовь, семья, дружба
Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в:
Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга, приоритет ценности общения над целью общения.
Установлению личных отношений способствуют: