Этические учения мировых религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:50, реферат

Краткое описание

Политеизм сменился монотеизмом (монотеизм - религия, основанная на вере в единого и всемогущего Бога). Древнееврейский монотеизм - единственная для своего политеистического времени, времени ранних форм религиозного сознания, религиозная вера, признающая Бога единым и делающая единство Бога главным религиозным принципом.

Оглавление

Введение…………………………..………………………………….………..3
1. Мировые религии……………………………………………….……..4
1.1 Христианство…………………………………………………….……4
1.1.1 Православие……………………………………………….………10
1.2 Католицизм……………………………………..……………………11
1.3 Ислам…………………………………………………………………15
1.4 Сунизм……………………………………….……………………….18
1.5 Шиизм……………………………………………….………………..19
1.6 Буддизм……………………………………………………………….20
1.6.1 Ламаизм………………….…………………………………………23
1.7 Дзен-буддизм………………..……………………………………….24
Заключение………………………………………….………………………..25
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Государственное казенное образовательное учреждени1.docx

— 50.78 Кб (Скачать)

     Основными обязанностями мусульманина являются следующие пять столпов веры.

     1. Исповедание: “Нет Бога, кроме  Аллаха, и Мухаммед - пророк его”. Чтобы стать мусульманином, достаточно  торжественно произнести эту  фразу и выполнять остальные  обязанности.

     2. Молитва. Обязательный каждодневный  пятикратный ритуал. Те, кто не  молится пять раз в день, - неверные. По пятницам и в праздничные  дни совершаются торжественные  богослужения, которыми руководят  имамы. Перед молитвой правоверный  обязан совершить омовение, обряд  очищения (малого - мытье рук, ног  и лица, и большого, в случае  серьезной нечистоты, - полное омовение  всего тела). Если нет воды, ее  заменяет песок.

     3. Пост. Главный - Рамазан (Рамадан), он длится месяц, в течение  которого от рассвета до заката  правоверные не имеют права ни есть, ни пить, ни курить.

     4. Милостыня. Обязательная милостыня  - закят (закат) - воспринимается как очистительный ритуал для имущих (несколько процентов годового дохода) и дополнительная - садака - добровольное подаяние.

     5. Хадж. Паломничество. Еще один  из столпов веры, для многих  трудноисполнимый. Считается, что  каждый здоровый мусульманин  должен раз в жизни посетить  святые места в Мекке и поклониться  Каабе. Ежегодно несколько десятков  тысяч правоверных прибывают  в Мекку в дни великого жертвоприношения  Аллаху. Совершившие обряд паломники  получают почетное наименование - ходжа.

     К этим пяти нередко добавляют еще  один, шестой, столп веры - священную  войну против неверных (джихад или  газават). Иногда война против неверных рассматривается как священная  заповедь. Участие в ней освобождает от всех грехов и обеспечивает павшему на поле боя место в раю. Место богослужения, проповедей и молитв - мечеть. Это также место собрания правоверных во всех важных случаях жизни, своего рода культурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований и т.д. Важная функция мечети - организация обучения детей. Образование в исламских странах - религиозное. Ислам характеризует безусловная покорность религиозному закону, который санкционирует все области жизни мусульманина. Система мусульманского права - шариат (араб. шариа - прямой, правильный путь) - единая система законов, регулирующая всю личную жизнь и общественную жизнь последователей ислама. Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и прочие взаимоотношения мусульман. Сначала все действия мусульман разделились на два вида - запретное и одобренное. К моменту окончательного формирования шариата все действия были разделены на пять категорий:

     - фарз - действия, выполнение которых считалось обязательным;

     - суннат - выполнение желательно;

     - мухоб - добровольные действия;

     - макрук - нежелательные действия;

     - харом - строго запрещенные виды действия.

     По  шариату устанавливаются пищевые  нормы, запрещается игра на музыкальных  инструментах, украшение дома художественными  картинами, вступление в брак с иноверцами, если последние не принимают ислам  и т.п.

     По  шариату мусульманскими праздниками  являются праздник “ид аль-адха” (курбан-байрам) и “ид аль-фитра” (ураза-байрам): великий праздник жертвоприношения и малый праздник разговения. Отмечаются также мавлюд (маулид) (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы).

     1.4 Сунизм

     В результате внутренних противоречий в  исламе во 2-й половине VII в. возникли три направления: хариджиты, сунниты и шииты. Два последних - главные направления в исламе и до сего дня.

     Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман относится  к суннитам. В отличие от других направлений в суннизме не возникли особые течения или секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты. 

     Разделение  ислама на суннизм и шиизм произошло  в результате политической борьбы за престол арабского халифата. Суннизм, который опирается на Коран и  Сунну (Сунна - священное предание ислама, изложенное в рассказах - хадисах - о  поступках и изречениях пророка  Мухаммеда), был официальной религией халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа - Али (ум. 661 г.), двоюродного брата  и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был  принцип наследственной духовной власти, т.е. предоставление трона халифов  потомкам Али (имамат).

     В суннизме существуют 4 школы религиозно-юридического толка (мазхаб) и мистическое течение - суфизм.

     1.5 Шиизм

     Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно исчез. Шииты поклоняются этому “скрытому имаму”. Как и сунниты, они признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные священные писания - ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.

     В VII-IX вв. шиизм распался на несколько  ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов.

     1.6 Буддизм

     Буддизм - одна из мировых религий, вероучение которой созданное Буддой, считает, что жизнь есть зло и страдание, и призывает преодолеть привязанность  к миру и вступить на «путь спасения». Он возник в середине I тысячелетия  до н.э. в Индии, но, пережив там  расцвет, закрепился в сознании и  практике народов некоторых регионов: Азии (Дальнего Востока, других областей). Сейчас во всем мире очень большое  число последователей буддизма. Буддизм  возник в Индии в противовес кастовому  брахманизму. Его основатель - Будда  Шакьямуни был сыном князя  из племени шакья. После беспечной жизни во дворце молодой царевич Сиддхартха Гаутама остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной чередой перевоплощений души. Этическое истолкование священных текстов, а также традиционное брахманское мышление не удовлетворяли его, поскольку не давали возможность понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей кармы. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой (Просветленным). Именно Будде удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения. Этот путь нашел и описал Будда. Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком - санскритом, а также языком пали. Их размышления в общем вписывались в идейный фон брахманизма с его учением о карме, нирване и т.д. Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из круга перерождений индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный праведный путь, и, повлияв на судьбу, изменить карму.

     В возможности принять учение Будды  и избрать путь к спасению все  люди оказались равны. Сословные, этнические, кастовые различия объяснялись как вторичные и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного совершенствования. Главная же цель буддиста - вырваться из цепи перерождений и слиться с Абсолютом (в буддизме отсутствует персонифицированный Бог). Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. В III в. до н.э. Ашока, крупнейший правитель Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества - сангхи - и защитником этических норм буддизма - дхармы и тем самым укрепил свою власть и буддизм. На проведенном под контролем государства Соборе в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Утвердилось представление о “трех драгоценностях” буддизма: учителе - Будде, учении - дхарме, хранителе истины - сангхи. Именно сангха становится тем институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника - бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

     Учение  буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди  которых занимает буддистский канон - “Типитака” (на языке пали), или “Трипитака” (санскр., что означает “Три корзины”) - это сборник буддистской религиозной канонической литературы, считающийся откровениями самого Будды в изложении его учеников. По буддизму жизнь во всех ее проявлениях - это выражение различных комбинаций или потоков нематериальных частиц - дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т.д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим объясняется перерождение индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана, к этому должен стремиться каждый. Прекращение перерождений означает достижение нирваны. Но достижение нирваны возможно только при очень добродетельной жизни.

     Основу  учения составляют “четыре благородные  истины”, которые открылись Будде  в момент просветления:

     1. Жизнь есть страдание.

     2. Причина всех страданий - невежество, материальные желания.

     3. Страдания можно погасить путем  избавления от желаний, для  чего нужно:

     4. вести добродетельную жизнь по  законам “правильного поведения”  и “правильного знания”.

     “Правильное поведение” - это жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и  не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не прелюбодействуй и т.п. Для  монашества необходим аскетизм. “Правильное  знание” подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию.

     Буддийский  пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения, так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм. Богопочитание не играет в буддизме большой роли.

     Основы  философии буддизма - хинаяна и  махаяна. Две тенденции раннего  буддизма, эволюционируя в ходе его  распространения, оформились к началу нашей эры в два направления: “узкий” путь спасения - хинаяна  и “широкий” путь спасения - махаяна. Хинаяна ближе раннему буддизму. В ней путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние, велика была роль учителей и мала роль обрядности, менее значим и сложен пантеон. Махаяна более похожа на обычную религию: она делает понятие нирваны доступным не узкому кругу монахов, а обыденному религиозному сознанию, отходит от исключительно негативного отношения к миру перерождений. На колеснице спасения могут уместиться теперь многие. Большую роль в махаяне играют божества, им можно молиться, прося помощи и заступничества. Наряду с великим Буддой появились и многие другие будды, ставшие объектами культа, возникли их изображения. Появилось представление о рае и аде. Если в III-I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами Индии только в форме хинаяны в южном и юго-восточном направлении, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад и северо-восток в форме махаяны. Буддизм проник и на Дальний Восток, где обрел вторую жизнь.

     1.6.1 Ламаизм

     Название  этого особого направления буддизма произошло от слова “лама” - названия монаха или жреца - основной фигуры в тибетском варианте буддизма. Этот вариант буддизма сложился в VII-XIV вв. н.э. в Тибете на основе махаяны и  тантризма - гадательной практики местных племен. Ламаизм является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект или школ. К XVII в. распространился среди монголов, бурят, тувинцев и калмыков.

     В ламаизме, признающем все основные догматы буддизма, особая роль в  спасении приписывается ламам, без  помощи которых рядовой верующий не может ни достичь нирваны, ни попасть  в рай. Каноническую основу ламаизма составляют сборники святых текстов - Ганджур и Данджур. Для ламаизма характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых сил и духов. Главная добродетель - безусловное подчинение ламам. “Десять черных грехов” - убийство, кража, прелюбодеяние, ложь, клевета, злословие, пустословие, жадность, злоба, ложные воззрения.

     Центральное духовное управление ламаистами России осуществляет хамбо-лама из своей резиденции на территории Бурятии.

     1.7 Дзен-буддизм

     Дзен-буддизм - китайская форма махаяны (раннего  буддизма), распространившаяся в Китае  с I в. н.э. В VI-VII вв. происходит распад дзен или чань - (кит. “чань” от санскритского “дхъяна” - медитация) буддизма на северную и южную ветви. Северная вскоре полностью заглохнет, а южная и составит основу китайского (чань) и японского (дзен) буддизма.

     Восприняв в качестве центральных категорий  такие понятия буддийской философии  как нирвана, карма, перерождения, основной упор последователи дзен делали на внелогические средства (метод внезапного озарения - сатори). Для этого, кроме собственно медитации, активно использовались парадоксальные задачи, диалоги, дыхательные и гимнастические упражнения. Просветления, как считалось, можно было достичь также ненормальным (недостойным) поведением: громким хохотом, резким окликом и т.д. В дзен-буддизме фактически отвергаются канонические буддийские ценности: так, нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет без цели и без направления деятельности. Здесь дзен сходится с даосизмом.

     В настоящее время дзен-буддизм  распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, у народов других стран. 
 
 
 
 

Информация о работе Этические учения мировых религий