Этапы возникновения, становления и развития этической теории.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:15, контрольная работа

Краткое описание

Становление и развитие профессиональной этики - это процесс взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципа¬ми общества. В настоящее время общепризнанным является выделение трех исторических типов цивилизаций: космогенной (традиционное общество, орудийная техника и ручная технология); техногенной (индустри¬альное общество, машинная техника и технология) и антропогенной (постиндустриальное общество, информационная технико-технологиче-ская основа). ....

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

    В среде русских купцов, предпринимателей, мастеровых существовал своеобразный «кодекс чести», в котором осуждались спекуляция и ростовщичество. Согласно этому «кодексу», все российские предприниматели делились на две группы: почтенные и непочтенные. К первой группе относились: крупные и мелкие промышленники, финансисты, среднее и мелкое купечество, мастеровые, ведущие дело «по чести и без обмана». Ко второй - процентщики, перекупщики и другие, наживавшиеся путем махинаций и обмана. С «непочтенными» старались не иметь дел и не допускать их в предпринимательскую среду.

    В 1912 г. были официально признаны и закреплены указом семь принципов ведения дел в России. Данный этический кодекс предпринимателя и купца включал в себя: уважение власти; требование быть честным и правдивым; уважительное отношение к частной собственности; любовь и уважение к человеку; требование верности слову («единожды солгавши, кто тебе поверит?»); необходимость жить по средствам; быть целеустремленным, но вместе с тем, никакая цель не должна затмить моральные ценности. 

    Информационное  общество - новый этап в развитии профессиональной морали.

      Начиная с 70-х годов XX века, ведется отсчет нового этапа в развитии человечества, которое обозначили как постиндустриальное или информационное общество. Признаками постиндустриального общества являются: переход в сфере экономики от производства товаров к производству услуг, рост класса профессиональных специалистов, ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и социальных преобразований, создание новой интеллектуальной технологии. Информационное общество объективно определяет усложнение отношений в сфере трудовой деятельности и содержании самого процесса труда, возрастание значимости профессионализма, необходимость выработки новых критериев в характеристике трудового коллектива и качества труда. На основе дальнейшего роста разделения труда возникают новые профессии (программисты, космонавты, спасатели, экологи, менеджеры и т. д.). В этих условиях, в рамках формирующихся новых профессий появляются соответствующие им моральные кодексы трудовых отношений. Происходят изменения и в традиционных сферах труда, что определяет конкретизацию, усложнение и дополнение уже имеющихся профессиональных кодексов морали, поскольку многие профессии выступают сегодня в качественно новом содержании. Все большее количество видов профессиональной деятельности начинает характеризоваться повышенными моральными требованиями. Отступление от них обычно связано со значительным ущербом, причиняемым другим людям, нередко сопровождаясь антропогенными, техногенными, экологическими и иными катастрофами. Сложности в развитии профессиональной этики в информационном обществе связаны не только с обилием новаций в соответствующих сферах деятельности человека, но и с тем, что, являясь непосредственным отражением крайне противоречивых проблем современного бытия, она не в состоянии дать им соответствующую однозначную оценку. Так, в медицине - это проблема генной инженерии, суррогатного материнства, эвтаназии (добровольного ухода из жизни); в экологии - проблемы прав природной среды; в политике и юридической этике - проблемы доносительства и смертной казни; в спорте - проблемы допинга, коррупции, скандалов; в компьютерной этике - проблемы ответственности, цензуры, электронных вирусов и т. п. Причины возникновения этих проблем - глубокие антагонистические социальные противоречия и конфликты, усложнение общественных отношений, рост технической вооруженности, реальная угроза глобальных, в том числе экологических, катастроф и др. Профессионал должен быть не только знающим и компетентным работником в сфере своей деятельности, но и сознательным созидателем будущего, понимать смысл происходящих процессов, обладать гражданской позицией, проявлять заботу о природной среде, быть на уровне современных нравственных требований. Сегодня востребован качественно новый тип профессиональной морали, которая еще только вырабатывается и утверждает себя в трудовых коллективах.

    В современном российском обществе как  с проявлением кризисной ситуации приходится сталкиваться с определенной социальной деградацией профессионализма, ориентацией на профессиональный успех, безотносительно к применяемым для его достижения средствам, безразличием к последствиям собственной деятельности[8, с. 92].

    История развития профессиональной этики показывает, что подлинный профессионализм всегда был органически связан с определенными нравственными принципами, опирался на такие моральные понятия и нормы, как смысл жизни, идеал, долг, честность, требовательность к себе, ответственность за результаты своего труда. Неразрывно связанная с трудовой деятельностью индивидов и корпоративных образований, общества в целом, профессиональная этика обеспечивает формирование трудовых традиций, преемственность в сфере труда, создает духовные основы для социализации вступающих в жизнь новых поколений, воспитания трудовых навыков и профессиональной гордости. Являясь составной частью духовной культуры цивилизационного развития общества, профессиональная этика постоянно развивается, обобщая практику взаимодействия профессионалов в различных сферах труда, объединяет результаты и выводы в единую научную дисциплину на основе норм и требований общей морали. Она является всеобщей наукой, обращена к работнику любой сферы труда, поскольку современная общественная жизнь объективно требует, чтобы каждый был профессионалом в своем деле. 

  1. Нравственная культура специалиста: основные компоненты

    В трудовых коллективах при нравственной оценке человека как целостной личности применяются и используются все категории общей этики (добро, зло, благо, честность, порядочность, совесть и др.). И в то же время в процессе трудовой деятельности в специфически профессиональных отношениях между людьми они уточняются и дополняются применительно к конкретным условиям в различных сферах труда.

   Так, например, понятие профессионализма, относясь к разделу общей этики, трансформируется, существенным образом дополняется и конкретизируется в своих характеристиках в педагогической, научной, инженерной, предпринимательской, военной и других видах трудовой деятельности. Оно отражает их особенности, учитывает необходимость дополнительных требований в той или иной конкретной сфере труда. Так, в области бизнеса понятие специалиста-профессионала требует от него знания правовых норм в сфере своей деятельности, законов функционирования рыночной экономики, выдвигает на первый план такие нормы морали, как честность, порядочность, коммуникабельность, предприимчивость, общая польза и ряд других, и исключает действия, связанные с обманом, стяжательством, жадностью, коррупцией и другими негативными явлениями. На этой основе определяется наличие или отсутствие профессионализма в данной сфере деятельности. Например, определение капитала в качестве инвестиционного, промышленного, спекулятивного, олигархического, торгашеского, криминального и т. д. придает содержательный нравственный оттенок деятельности бизнесмена.

    Аналогичным образом трансформация общих  категорий этики происходит и при использовании их в других сферах трудового взаимодействия между людьми. Например, профессиональная деятельность инженера характеризуется, прежде всего, такими качествами как знание новейших разработок и достижений в области техники и технологии, склонность к изобретательству и усовершенствованию технических систем, опора на эксперимент и практическую результативность, трудолюбие, дисциплинированность и др. В последние десятилетия, в связи с возрастанием роли морали в жизни общества в целом и в специфических сферах деятельности, в инженерной этике возникли понятия техноэтики, «компьютерной» этики и ряд др. Профессиональная деятельность инженера включает в себя как общую нравственную культуру поведения, так и конкретные требования морали применительно к данной сфере труда.

    Таким образом, профессиональная этика вырабатывает нормативы и кодексы морального поведения в различных сферах разделения труда, регламентирует отношения работников-профессионалов в соответствии с их условиями и спецификой деятельности на основе требований норм общей морали. Так, например, основополагающие категории добра и зла в общей этике трансформируются и конкретизируются применительно к специфическим видам профессиональной этики в связи с дисциплинированностью, оценкой качества выпускаемой продукции, ответственностью или безответственностью, мастерством или халатностью и т. д. работника. Руководствуясь понятиями блага, совести, справедливости, честности, товарищества, долга и других норм общей морали, люди постоянно убеждаются в целесообразности таких поступков, которые были бы в интересах как отдельного работника, так и трудового коллектива, социальной общности, общества в целом. Используя требования общей морали в специальных областях деятельности, они более эффективно решают стоящие перед ними задачи, не допускают конфликтных ситуаций, быстрее преодолевают трудности и кризисные периоды.

    В то же время профессиональная этика, наряду с трансформировавшимися понятиями общей этики, располагает и собственными категориями, которые применяются преимущественно при анализе требований профессионального труда. Такими категориями в профессиональной этике являются понятия компетентности, профессиональной квалификации, деловой репутации, умения, мастерства, деловитости и др. Компетентность, как одно из основных качеств специалиста, характеризует уровень знаний работника об объекте своей деятельности, его эрудицию, понимание смысла и значения своего труда, включая идеологический кругозор. Профессиональная квалификация определяется умением реализовать знания, качественной оценкой результатов профессиональной деятельности. Что же касается деловой репутации, то она складывается на основе объединения компетентности и профессиональной квалификации работника, включает такие качества, как трудовая активность, инициатива, способность находить нестандартные решения проблем, возникающих в процессе труда, деловитость, профессиональная ответственность и ряд других высоких моральных требований.

   Компетентность  специалиста, его квалификация, деловая  репутация и другие качества всегда находятся в единстве, отражая различные аспекты трудовой деятельности профессионала. Все они выходят в социальную сферу, определяют общественную значимость специалиста и в совокупности составляют основу понимания социальной справедливости как общесоциологической и профессионально-нравственной категории, определяющей необходимость материального и морального вознаграждения работника в зависимости от количества и качества его труда. Неслучайно в современных экономически развитых странах, в которых велика доля высококвалифицированного профессионального труда в общем объеме трудовой деятельности, имеет место и сравнительно высокая его оплата.

    Нормы (законы) и требования как общей, так и профессиональной этики являются обязательными для выполнения. По своему содержанию они носят объективный характер. Объективность содержания норм означает, что в них отражается и концентрируется то, что существует в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Но это объективное содержание этических норм и установок различно воспринимается и реализуется отдельными людьми. Мораль относительно самостоятельна, обладает свободой выбора и зависит от целого ряда субъективных факторов: интеллектуального развития личности, ее общей и нравственной культуры, образа жизни и др. Это означает, что этические нормы (законы) поведения, будучи объективными по содержанию, требующие определенной направленности в действиях людей, являются субъективными по форме и способам их реализации.

   Этические, нравственные ценности, в которых выражаются представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о том, что является постыдным, а что достойно уважения, в свою очередь, входят в более обширную нормативную систему — мировоззрение человека. Последнее, включает не только этические, но и другие, например, эстетические, религиозные, познавательные ценности, а также знания о действительности, складывающиеся в определенную картину мира, и программы действий, которые реализует или собирается реализовать индивид в своей жизни. Однако то, как человек поступит в той или иной ситуации, то есть его поведение не всегда определяется теми ценностными установками и предпочтениями, которых он придерживается. Поступки человека вообще нельзя вывести как следствия из мировоззренческих аксиом. В действительности между взглядами человека, его нравственными ценностями и поведением существуют так называемые искажающие, или опосредствующие, факторы: официальная и управляющая идеологии; нравственное развитие личности; межличностные отношения; нравственная слабость. Под идеологией понимается система идей или система убеждений, принятая в данном сообществе. Нравственное развитие личности подразумевает то, что индивид по мере взросления проходит определенные стадии нравственного развития. Воздействие межличностных отношений на этику тоже весьма многообразно. То, что мы никогда не сделали бы в отношении своих знакомых и друзей, мы часто не задумываясь позволяем себе в отношении незнакомцев. Бывает так, что люди, зная, как нужно (должно) поступить в той или иной ситуации, зачастую не поступают таким образом. Человек, совершивший неблаговидный поступок, может назвать тысячи причин в свое оправдание, но в основе его поступка лежит то, что можно назвать «нравственной слабостью», недостатком воли к совершению правильного с этической точки зрения поступка[8, с. 33].

  Подытожив можно сделать вывод о том, что нравственная культура специалиста состоит из двух основных компонентов: 1. Комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое добро и что такое зло – т. е. собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял. 2. Те нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.

  1. Объясните смысл высказывания: « В человеке все зависит от души, а в самой душе от разума, если только душа хочет быть благою». Платон.

     Платон  рассматривал человека как двойственное существо, обладающее телом и душой, однако душа должна господствовать над телом. Душа первична, материальные тела вторичны, производны. По природе душа важнее тела, поскольку душа пользуется телом как орудием. Она является хранительницей нравственности человека. Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь – вожделеющая душа – не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь – страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И, наконец, разумную часть души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем. Отсюда и выражение: «В человеке все зависит от души, а в самой душе от разума…» В описании души Платон придерживается четких черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души: разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная – плохими, более низкими. В соответствии с тройственным делением души Платон выделял и три добродетели: разуму соответствует мудрость, ярости — мужество, а вожделению — сдержанность. Поскольку разум, с точки зрения Платона, — это главная часть души,   ее основной добродетелью является мудрость, тогда как мужество и сдержанность возникают в результате того, что соответствующие части души подчиняются разуму, прислушиваются к его голосу. Отсюда объясняется и вторая часть фразы: « … если только душа хочет быть благою». Более низкие части души вожделеющая и страстная, подчиняясь голосу разума, рождают добродетели мужество и сдержанность. Все люди по природе стремятся к благу. Когда душа реализует эту естественную склонность, результат ее правильной деятельности называется добродетелью. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Этапы возникновения, становления и развития этической теории.