Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 01:15, контрольная работа
Становление и развитие профессиональной этики - это процесс взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципа¬ми общества. В настоящее время общепризнанным является выделение трех исторических типов цивилизаций: космогенной (традиционное общество, орудийная техника и ручная технология); техногенной (индустри¬альное общество, машинная техника и технология) и антропогенной (постиндустриальное общество, информационная технико-технологиче-ская основа). ....
Становление и развитие профессиональной этики - это процесс взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Слово «профессия» означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенных практических навыков и теоретической подготовки. Профессиональная этика возникла в рамках общей морали, когда в результате роста производительных сил общества появляется возможность выделения отдельных видов труда в относительно самостоятельные сферы трудовой деятельности.
На начальных этапах исторического процесса по мере выделения человека из природной среды на основе его трудовой деятельности происходило формирование общих установок и правил поведения людей. Овладевая трудовыми навыками, человек вырабатывал соответствующие понятия и нормы, регулирующие его отношения с соплеменниками (совместное изготовление орудий труда, способы взаимодействия в процессе трудовой деятельности, оценка их результатов и т. д.). Уже на ранних стадиях развития первобытного общества появились понятия мужества, долга, совести, самостоятельности, взаимопомощи, честности и др. Это была единая синкретическая мораль, регулировавшая все отношения между людьми на основе понятий общей пользы, добра и зла, полезности и вреда.
На более поздних этапах развития первобытного общества в рамках трудовой морали возникает и профессиональная мораль. Социально-экономической основой ее формирования явился процесс общественного разделения труда в результате роста и совершенствования производительных сил и прежде всего орудий труда. Возникновение классов, государства, многообразных форм духовной деятельности на профессиональной основе (науки, философии, искусства, литературы и др.) определили процесс перехода общества от варварства к цивилизации, образованию больших социокультурных общностей, закрепляющих социальные и духовные различия стран и регионов. Составной частью процесса становления цивилизаций являлось и формирование профессиональной этики, как важного элемента духовной культуры общества.
В настоящее время общепризнанным является выделение трех исторических типов цивилизаций: космогенной (традиционное общество, орудийная техника и ручная технология); техногенной (индустриальное общество, машинная техника и технология) и антропогенной (постиндустриальное общество, информационная технико-технологическая основа). Каждый тип цивилизации характеризуется также определенным уровнем разделения труда, способом взаимосвязи профессиональной деятельности с нормами морали и реализуется в национально-специфических формах. Цивилизационное измерение профессионализма позволяет рассматривать труд не просто как акт добывания пищи и средств к существованию, а как процесс, неразрывно связанный с духовными, в том числе и нравственными принципами, регулирующими его содержание.
Создание и разработка теории и учения о профессиональной морали происходила в условиях классового расслоения общества в рамках космогенной цивилизации. Профессиональная этика того периода отразила сравнительно низкий уровень развития производительных сил, базирующихся на орудийной технике и жесткую связь индивидов с социальными институтами, что исключало социальную мобильность и возможность изменения профессий. Способом распространения профессиональных знаний и опыта являлась их непосредственная индивидуальная передача и обучение, закрепляемые определенными моральными требованиями. Различные виды профессиональной деятельности имели свои традиции, что свидетельствовало о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями тех или иных профессий на протяжении столетий. Уже тогда существовало деление профессий на престижные и не престижные.
В культурах Древнего Востока социальное деление общества на классы, касты, ранги, сословия формировало представления о должном поведении человека в соответствии с занимаемым им местом в иерархической структуре. Существовало представление, что беспорядок, если он наступает в обществе, возникает от смещения иерархических позиций. Главным средством сохранения стабильности было требование правильного выполнения функций, проистекающих из общественно-иерархического положения. В силу глубокой традиционности, характерной для древневосточных культур, сохранялись древние правила и нормы поведения, которые на протяжении столетий передавались от поколения к поколению. Труд в культурах Древнего Востока воспринимался как некая ритуальная обязанность, которую необходимо тщательно выполнять, дабы не нарушить существующую мировую гармонию. Каждый индивид должен заниматься своим делом во имя общего блага. К некоторым видам профессиональной деятельности общество всегда проявляло повышенные моральные требования. Уделялось особое внимание моральным качествам тех людей, которые были связаны с правом распоряжаться жизнью и деятельностью других. Поэтому первые этические кодексы, созданные в культурах Древнего Востока, регламентировали нормы поведения правителей, военных и чиновников.
Главная добродетель человека в Индийской культуре - найти и четко исполнить именно себе присущую дхарму. Нравственная оценка поступков в буддизме была распространена не только на само действие человека, но и на его внутреннее побуждение, мотив. Например, в Японской культуре для сословия воинов было сформулировано специфическое мировоззрение - бусидо - неписанный кодекс профессионального поведения самурая. Будучи слитым воедино с восточной философией, оно носило характер практического нравоучения и было призвано научить самурая «правильной жизни» в существующем японском обществе, решало вопросы, связанные с понятиями смысла жизни, добра и зла, морального долга. Честь и слава ценились дороже жизни, а ложь для самурая была равна трусости. Бусидо развивало в воинах чувство самоуважения и в то же время ответственности. Умение владеть собой и управлять своими чувствами было доведено у самураев до большого совершенства, а душевное равновесие являлось идеалом. Как часть морали, можно считать и обряд харакири, появившийся в среде сословия воинов в период становления и развития феодализма в Японии. Было официально зафиксировано и четко определено, что смерть через харакири является почетной смертью привилегированных сословий, но никоим образом не низших слоев общества Японии[2, с. 34].
В культурах Древнего Востока сформировались и получили теоретическое обоснование профессионально-этические требования и в религиозно-философских произведениях. Законы «Тайхорё» были приняты около VII века н. э. и просуществовали с незначительными изменениями и дополнениями вплоть до 1868 г., устанавливая правила поведения и взаимоотношений в среде профессиональных общин. Нормы содержали профессиональные предписания, нарушение которых строго наказывалось. В частности, строго осуждались лень, нечестность, нарушение договорных обязательств. Было положено начало пониманию труда как нравственной ценности[2, с. 35].
Завершающим этапом в истории традиционного общества явился период Средневековья. В Европе - это V-XIV века, когда происходило становление и развитие феодального социально-экономического строя. Средневековое общество развивалось на основе христианского мировоззрения. Библия давала возможность разнообразных трактовок нравственной ценности труда. Но постепенно в произведениях «отцов церкви» труд стал пониматься как антитеза праздности, являющейся матерью всех пороков. Умение трудиться стало рассматриваться как дар Божий. Физический труд провозглашался обязательным для христианина.
Развитие городов и усиление роли ремесленного производства в IX-X веках закрепило перелом в отношении к труду. Этому способствовало развитие ремесленничества и торговли, увеличение производства металлов и изделий из них, появление доменных печей, ветряных мельниц, изобретение ткацкого станка и другие достижения. Средневековые цеха играли важную роль в жизни горожан. Цеха создавали свои уставы. Они выступали моральными кодексами городских ремесленников.
Цеховые
уставы регламентировали отношения
коллег внутри цеха, которые должны
были исключать обман, переманивание
заказчиков, порчу инструментов, воровство,
брань, оскорбления не только в адрес коллег,
но и их родственников. Хорошим человеком
считался тот, кто соблюдал все нормы,
обряды и обычаи цеха. Цеховые уставы прописывали
нормы поведения на совместных трапезах:
запрещалось напиваться, устраивать драки,
засыпать за столом, проливать на стол
пиво, приносить с собой ножи или какое-либо
оружие и т. д. Культура застолья насаждалась
строгим контролем старейшин и системой
штрафов. Ремесленник, запятнавший имя
цеха, лишался цеховых прав и исключался.
Фактически цеха образовывали замкнутую
систему отношений, внутри которых складывалась
корпоративная мораль. С распадом цехов
и гильдий многие элементы группового
сознания перешли в среду городских жителей.
Отношения и нравы цехов оказали значительное
влияние на формирование сознания и норм
поведения мелкой буржуазии, а разработка
письменных уставов и кодексов, регламентирующих
все стороны жизни работников, явилась
важным этапом в развитии профессиональной
этики, заложила основы ее дальнейшего
развития в эпоху капитализма.
Развитие профессиональной этики в условиях индустриального общества.
Бурное развитие промышленности в XVII—VIII веках во многом было связано с победившими идеями Реформации. Утвердившаяся в странах северной и центральной Европы мораль протестантизма более всего соответствовала процессу становления машинного производства. В протестантской этике утверждалась основная значимость труда в жизни человека. Бывшие ремесленники приняли протестантизм как религиозное направление, освящающее их образ жизни. Однако Богу угоден не любой труд, а лишь рациональная деятельность в рамках определенной профессии. Не какое-то увлечение, а добросовестное исполнение профессиональных обязанностей провозглашалось высшим благом для человека. Особое значение в системе этических требований стало занимать понятие «призвание». Наиболее последовательное обоснование идея профессионального призвания получила в английском пуританизме. Каждый должен трудиться на стезе той профессии, которую ему дало провидение. Главный и самый тяжкий грех человека - бесполезная трата времени.
Такие
представления оказали
Этот период отмечен разработкой и утверждением самых разнообразных профессиональных кодексов. Потребность в частных кодексах (например, управляющих компаний, банкиров, объединений торговцев овощами и т. д.) возникла в связи с тем, что универсальных норм было явно недостаточно для регулирования поведения работников в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям деятельности, а профессиональные кодексы предписывали содержание нравственных взаимоотношений между людьми определенной профессии. С помощью кодексов задавались модели поведения и единые стандарты отношений в совместной трудовой деятельности. Профессиональные кодексы, с момента своего возникновения, устанавливали приоритеты в деятельности различных структурных подразделений и показывали пути согласования их интересов. Они регламентировали поведение специалиста в этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышали статус профессионального сообщества в социуме, формировали доверие к представителям данной профессии. В результате произошедших трансформаций в Европе профессиональная этика, имевшая до этого религиозные основания, преодолела моральную зависимость человека от религии, выработала нравственные ориентиры, приемлемые не только для верующих. Усвоение ценностей профессиональной этики стало одним из условий общественного прогресса. Труд стал рассматриваться как основа благосостояния общества, как естественная потребность человека, необходимое условие нравственного самосовершенствования личности. Вместе с тем классовое расслоение общества, социальное неравенство способствовало возникновению представлений о неравенстве видов труда, противоположности умственного и физического труда, утверждению привилегированных и непривилегированных профессий. Именно в период развития индустриального общества возникает понятие «профессионализм», которое включало в себя не только хорошее исполнение своих профессиональных обязанностей, но и знание этических норм. Особое внимание стали уделять формированию и, сохранению деловой репутации. Основой деловой репутации стали такие понятия как «честь», «честность», «порядочность». Вместе с понятием «деловая репутация» формировалось представление о деловом стиле, т. е. о конкретных формах и методах профессиональной деятельности.
Профессиональная этика в русской культуре
Профессиональная этика в русском обществе складывалась веками. В ней особое внимание уделялось отношению к труду. В Х-ХИ веках в русской культуре были сформированы основные этические требования к поведению правителей и основного населения. Для князей был выработан и официально закреплен особый набор качеств, необходимых для успешного правления: мудрость, острота ума, дальновидность. Для зависимого населения (смердов, холопов) - трудолюбие, смирение, послушание. Несмотря на существовавшее социальное расслоение, в русском мировоззрении сложились общие представления о месте труда в жизни человека. Принятие православия закрепило оценку труда как богоугодного дела. В системе русских ценностей ведущее место занимали терпение и подвижнический, упорный труд.
В то же время многовековая крепостная зависимость формировала и негативное отношение к труду, поскольку работнику не принадлежала значительная часть результатов его трудовой деятельности. Внеэкономическое принуждение, личная зависимость от помещиков и дворян не стимулировали заинтересованности крепостного крестьянина в повышении эффективности труда, его инициативу, предприимчивость. Именно данные обстоятельства формировали пословицы типа «Работа не волк, в лес не убежит».
Реформаторская деятельность Петра Великого в XVII в. затронула основы трудовой деятельности русского общества, способствовала усилению представлений, что долг человека - труд, служение государству. При Петре впервые была установлена цеховая организация. Например, глава ремесленного цеха при вступлении в должность должен был принять присягу: «Я, нижеименованный, обещаюся всемогущему богу пред святым его евангелием в том, что хощу и должен по чистой моей совести в должности, мне препорученной, колико силы и возможности есть, поступать справедливо и безпристрастно, как во всех делах, так и в тщательном старании о благоуспешном состоянии ремесла, о приращении искусства в ремесле, о добром порядке и о согласии ремесленных, ответствуя за всякия упущения, злоупотреблении или неисполнения ремесленного положения. Есть ли же инако поступлю, то подвергаю себя в нынешней жизни законному осуждению, в будущее же пред богом и судом его страшным - ответу и отчету»[2, с. 37].
Но полностью перенести строгую регламентацию цеховой жизни на русскую почву оказалось невозможно. Основой хозяйственных связей стала артель. В артелях моральные формы побуждения к труду преобладали над материальными. Выполнить работу плохо (или некачественно), либо «не к сроку» считалось грехом и строго осуждалось общественным мнением. Считалось безнравственным устанавливать уравнительность в оплате: «работнику - полтина, а мастеру - рубль». Основное этическое требование работника артели было зафиксировано в существовавшем представлении, что «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Обман покупателей, поставщиков, заказчиков, партнеров считались злом, за которое придется платить более высокую цену. Поэтому основными этическими принципами выступали доверие и верность слову, даже в ущерб собственной выгоде.
Информация о работе Этапы возникновения, становления и развития этической теории.