Эстетика-как наука о прекрасном

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:02, реферат

Краткое описание

В эстетической теории, как и в философии, имеется основной вопрос. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к действительности. Основной вопрос эстетических учений - вопрос об источнике красоты и отношении искусства к действительности. Эстетики, считающие основой красоты реальную действительность, образуют материалистический лагерь. Сторонники сверхчувственного образуют идеалистический лагерь. Для них источником прекрасного является чистая субъективность. Материалистическая эстетика борется за сближение искусства с действительностью, - больше всего она измеряет степень зрелости искусства.

Файлы: 1 файл

Эстетика - наука о прекрасном.docx

— 24.59 Кб (Скачать)

Эстетическое  наслаждение немного  стоило бы, если бы произведения искусства не обогащали  нас духовно, не возвышали  нас идейно, не очищали  нравственно.

Сюрреализм  является одним из наиболее шумных течений  современного декаденса, направляет свои усилия на принижение человека, на поругание всего рода человеческого и его стремления к высокому, светлому и прекрасному. Основной “метод” сюрреализма - придать наибольшую достоверность аналогичному, бессмысленному, абсурдному, чтобы добиться угнетающего воздействия на психику человека. Яркий представитель - Сальвадор Дали. С точки зрения гегелевской и платоновской идеалистической эстетики сюрреализм находится за гранью прекрасного.

Сюрреализм, абстракционизм, ташизм и прочие направления  декаданса заставляют вспомнить одно из положений эстетики: нельзя безнаказанно нарушать законы и  нормы прекрасного.

Подлинное искусство начинается там, где творчество является процессом  создания и утверждения  прекрасного.

Основные признаки художественного творения.

Искусство отражает действительность в художественных образах. Художественный образ это  форма отражения (воспроизведения) действительности в искусстве с  позиций определенного эстетического  идеала. Художественный образ воплощается  в реальность посредством специфических  для каждого вида искусства средств. Создавая произведение искусства, художник закрепляет в материальных формах художественный образ.

  Аристотель  определял искусство как создание  вещей, которые могли бы быть, а могли бы и не быть, причина  существования которых коренится  в их творце, а не в них  самих. Следовательно, произведения  искусства существуют не в  силу естественной необходимости,  а в силу свободной воли  их творца. Кант развивая эту мысль Аристотеля приводил такой пример. Хотя пчелиные соты многие склонны называть произведением искусства, но делают они это только по аналогии с настоящим искусством; соты это результат действия инстинкта, продукт природы пчел. С этой точки зрения к сфере искусства следует отнести те вещи, которые создаются таким образом, что представление о них, замысел предшествует их реальному созданию. У пчел не существует замысла сот, который предшествовал бы их реальному воплощению. У них нет свободной воли для создания такого замысла, существование сот не зависит от творческого настроения их создателей.

  Таким образом,  первый признак художественного  творения свобода творчества. Именно  он считался определяющим в  античности. Но если ограничиться  только им то в сферу искусства попадут не только изящные искусства (живопись, поэзия, музыка и т.д.), но и те виду духовно-практической деятельности, которые мы сейчас относим к науке технике и ремеслу. Сейчас граница между техникой и и искусством проведена более отчетливо. От науки искусство отличается воплощением замысла в реальности, а от ремесла и техники – отсутствием точного конкретного знания о результатах воплощения. Если в сфере технического производства всегда точно известен результат и сам процесс деятельности, то художественное творчество представляет собой непредсказуемую игру творческих сил.

  В  художественном творчестве с  определенного момента творение  начинает жить по собственным  законам, «собственной жизнью».  Между ним и Творцом устанавливается  интуитивная связь, допускающая  свободное и непредсказуемое  развитие процесса творчества. Внутренняя логика развития художественного творения может увести автора в сторону от первоначального замысла или он сам под воздействием каких-то факторов изменяет замысел и часто создает произведение совершенно отличное от задуманного.

Информация о работе Эстетика-как наука о прекрасном