Эстетика-как наука о прекрасном

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:02, реферат

Краткое описание

В эстетической теории, как и в философии, имеется основной вопрос. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к действительности. Основной вопрос эстетических учений - вопрос об источнике красоты и отношении искусства к действительности. Эстетики, считающие основой красоты реальную действительность, образуют материалистический лагерь. Сторонники сверхчувственного образуют идеалистический лагерь. Для них источником прекрасного является чистая субъективность. Материалистическая эстетика борется за сближение искусства с действительностью, - больше всего она измеряет степень зрелости искусства.

Файлы: 1 файл

Эстетика - наука о прекрасном.docx

— 24.59 Кб (Скачать)

Основной  вопрос эстетики

     В эстетической теории, как и в философии, имеется основной вопрос. Основным вопросом философии является вопрос об отношении  мышления к бытию, сознания к действительности. Основной вопрос эстетических учений - вопрос об источнике  красоты и отношении  искусства к действительности. Эстетики, считающие  основой красоты  реальную действительность, образуют материалистический лагерь. Сторонники сверхчувственного образуют идеалистический лагерь. Для них источником прекрасного является чистая субъективность. Материалистическая эстетика борется за сближение искусства с действительностью, - больше всего она измеряет степень зрелости искусства.

Сторонники  субъективного идеализма  в эстетики и философии - Кант, Фихре, Бергсон, Дэкон, Джон - отвергают мысль, что объективный мир является основой искусства, источником прекрасного и возвышенного. Где находится мир прекрасного? На этот вопрос субъективный идеалист отвечает: внутри человека и больше нигде. Кроме духа, находящегося внутри субъекта, они не признают никакого иного источника прекрасного.

Кант, признает в принципе существование объективного мира “вещей в себе”, объявляет его  непознаваемым и  отвергает объективную  реальность как источник искусства и прекрасного. По Канту художник не должен проявлять  интереса к событиям внешнего мира. Чем  равнодушнее относится  художник к объективной  действительности, тем  скорее он достигнет  своей цели. Эстетика субъективного идеализма  всегда служила и  теперь служит теоретической  основой консервативному  направлению искусства  и литературы.

По  мнению агностиков, человек не в состоянии  познать мир, не в  состоянии проникнуть в субстанцию. Таким  образом художник должен либо копировать внешнее, либо устремиться в истинные области своего “я”.

По  мнению представителей объективного идеализма - Платона, Гегеля, Шеллинга, искусство отражает мир материальных вещей лишь постольку, поскольку в вещах  отражаются вечные идея; земля, красота - несовершенный  отблеск вещей, абсолютной красоты. С точки зрения объективного идеализма мир “божественного духа” бесконечно выше окружающего нас материального мира. Искусство - одна из форм слияния с высшим божественным духом. Гегель превращает искусство в служанку богословия.

Классики  русской материалистической эстетики выполнили  задачу огромного  исторического значения, подвергнув критике  идеалистическую  концепцию Гегеля.

По  словам Белинского “действительность - вот лозунг нашего времени”. Точка  зрения Белинского по отношению искусства  действительности такова: “Талант был всегда, но прежде они украшали природу, идеализировали действительность, т.е. изображали несуществующее, рассказывали о небывалом, а теперь они воспроизводят жизнь и действительность в их истине”.

Разъясняя основную задачу искусства - быть верным зеркалом жизни и ее достаточным  толкователем, Белинский  предостерегал художников и поэтов от пагубного  разрыва с жизнью.

Чернышевский  развивает материалистические традиции Белинского, его идеи были проникнуты идеалистическими воззрениями  на искусство.

Сторонники  материалистической эстетики доказали, что искусство - специфическая форма познания и отражение жизни, учебник жизни. Такой подход диаметрально противоположен идеалистическому подходу.

        Кому и зачем  нужна эстетика?

     Эстетика  нужна художнику. Он может интуитивно применять ее законы, не постигнув их теоретической  формы. Когда художник встречается со сложной творческой задачей он должен опираться на глубокие знания эстетики.

Нет истинного творчества без мастерства, без  высокой требовательности, без труда. Мировоззрение  художника не есть сумма вычитанных им философских истин. Оно развивается  в самой жизни.

Выучить основные положения  эстетики - еще не значит научиться  художественному  творчеству.

Не  менее, чем художнику, эстетика нужна и воспринимающей искусство публике - читателям, зрителям, слушателям. Теоретически развитое сознание глубже воспринимает произведение.

Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний - эстетическое наслаждение.

Эстетика  нужна не только художнику, пишущему картину, но и портному, шьющему  костюм, и столяру, делающему шкаф, так  как освоение и  преобразование осуществляется ими по законам  красоты. Все стороны  деятельности подчиняются  законам эстетики. Эстетика входит во все сферы деятельности. Она формирует  в человеке творческое, созидающее начало воспринимать красоту и наслаждаться ею, уметь и понимать искусство.

Поскольку искусство и эстетика сосредоточили свое внимание на общечеловеческом, эти сферы культуры особенно актуальны  сегодня, что способствует сближению народов, их взаимопониманию.

        Эстетика - наука  о прекрасном

     Истинное  искусство и прекрасное неотделимы друг от друга. Искусство - область прекрасного. Это неоспоримо. Искусство отражает так же прекрасное и непрекрасное.

Прежде  всего следует заметить, что термин “искусство” имеет несколько значений.

В общежитии принято  называть искусством всякое мастерство, совершенное выполнение работы. “Искусник  так называют в  народе мастера”. Искусным или мастерским называют также исполнение, которое наилучшим  образом соответствует  определенной цели, не нуждается в  дополнениях, улучшениях, исправлениях. Иначе  говоря, искусство - это умение достигать  высокого качества, в то или иной области  трудовой деятельности.

Человеку  свойственно вносить  эстетическое начало, красоту в самые  разнообразные роды деятельности, ибо  по своей натуре человек  художник.

Прекрасное как эстетический критерий

     В предметах практического  назначения прекрасное - это важное, всегда желательное, но не всегда обязательное свойство. Иную роль играет прекрасное в искусстве. Оно выступает как свойство, определяющее одну из высших целей художника. Произведения истинного искусства всегда прекрасны. “У художника, красота, первая и последняя его цель”, - так писал Лессинг.

Искусство решает и социальные проблемы, по-настоящему достигает своей  цели истинно прекрасное.

До  сих пор мы говорили об  искусстве  и прекрасном безотносительно  к источнику и  сущности того и другого. Между тем вопросы  об источнике прекрасного  и сущности искусства  имеют важнейшее  значение.

Искусство и прекрасное

     Различные определения искусства  в истории эстетических учений сводятся к 2-м  основным “формулам”, которые соответствуют 2-м  противоположным  воззрениям на искусство  и прекрасное - идеалистическому и материалистическому. 1-ая гласит - искусство - воспроизведение, отражение  прекрасного. 2-ая гласит - искусство - прекрасное воспроизведение  действительности.

Согласно  первому определению  источником прекрасного  в искусстве является только самодовлеющая  красота объекта. Искусство, выступает  как царство объективной  красоты. Подобную точку  зрения разделяют  представители объективного идеализма от Платона  до Гегеля. Платон считал, что высшая красота  существует лишь за пределами видимого мира. Это красота  абсолютная, божественная.

Возникает интересный вопрос: существует ли искусство, в котором прекрасное сводится только к  объекту, а творчество не играет никакой  роли. История искусства  не знает подобных примеров.

По  Гегелю “...Красота  в искусстве является красотой, порождаемой  и вновь порожденной  духом”.

Эстетика  превращает реальный объект в видимость  объекта, реальную красоту - в видимость красоты; искусство из средства познания реального  мира превращается в  целое мистическое  произведение. Такое  искусство становится в один ряд с  религией.

Великий Гегель выдает за прекрасный объект призрачную идею. Он называет красотой то, что на самом  деле есть мистификация, искаженная красота  объективного мира. Идеалистическая  эстетика возводит красоту  в абстракцию, в  абсолют, обожествляет.

Искусство отражает и объективно прекрасное - это  не подлежит сомнению. Среди художников слова, резца, кисти, сцены и т.п. нельзя хотя бы назвать одного безразлично относящегося к прекрасному в действительности. Мы не ошибемся, если скажем, что искусство всех времен и народов стремилось утверждать прекрасное. По словам Лессинга, греческие художники не изображали ничего, кроме красоты1. Искусство никогда не проходило мимо объективного прекрасного. Слова “искусство - изображение прекрасного” не лишены оснований. Но это определение не до конца правильное.

Прекрасное  отражение действительности

     Белинский, Чернышевский и Плеханов показали, что сфера  искусства не ограничивается изображением прекрасного. Область искусства  шире области прекрасного, если иметь в виду объекты изображающие. Искусство изображает все, что представляет интерес для человека.

Сегодня нам прекрасные или  безобразные объекты  сами по себе ничего не говорят о художественном уровне их изображения. Рафаэль и Тициан искали прекрасные объекты, а Домье, Гойя, А.Островский, Щедрин, Л.Толстой, Чехов, Горький нередко изображали “свинцовые” мерзости нашей жизни.

Судьбу  искусства определят  не только прекрасные объекты, сколько  прекрасные художники. Часто изображение  одного и того же объекта было одинаково.

В искусстве всегда важно, что изображается, еще важнее, как  изображается. Независимо от того является ли изображение по своей  объективной сущности прекрасным или отвратительным, само изображение  должно быть прекрасным, художественно совершенным, утверждающим прекрасное в жизни. Здесь  мы приходим к выводу: искусство есть прекрасное воспроизведение  действительности в  образах.

Мы  боремся не за всякое искусство, а за прекрасное искусство.

Прекрасное  отражение безобразного

     Изображать  прекрасную действительность вовсе не значит одинаково относится к добру и злу, низкому и высокому, прекрасному и безобразному. Искусство как прекрасное воспроизведение жизни исключает безразличное, примирительное отношение к низкому и т.д. Эстетически верное отношение художника к действительности предполагает глубокое проникновение и истинную сущность как прекрасного, так и безобразного и совершенную форму изображения того и другого. Изображение положительного, прекрасного в нашей действительности - одна из благороднейших задач искусств. Искусство отражает перед художником всю жизнь, но лишает его одного - права изображать ее плохо, равнодушно.

Прекрасно изображать явление  действительности и  изображать прекрасное явление действительности - это не одно и то же. В первом случае определено качество художественного  изображения; во втором случае определен  предмет изображения.

В эстетической теории имеет место быть термин “лакировка”, под которым подразумевается  приукрашивание.

Категория прекрасного имеет, как мы видим, не только теоретическое, но и  практически - политическое значение, с ней  связано отношение  искусства к действительности.

Рассматривая  вопрос об искусстве  и прекрасном, мы различаем прекрасное как эстетический предмет, т.е. прекрасное по своей объективной сущности, и прекрасное как художественное изображение.

Материалистическая  эстетика всегда считала  первоисточником  прекрасного реальную жизнь, субъективную действительность и  в связи с этим ориентировал искусство  на укреплении связи  с жизнью.

Воспитание  прекрасного

     Прекрасное в искусстве возникает как результат совершенного выражения жизненной правды. Оно дарит нам творческую радость. Прекрасное - это душа искусства. Эстетическое наслаждение - это глубокая эмоция.

Художественное  произведение, объективно изображающее безобразное, доставляет эстетическое наслаждение не тем, что оно будто  бы дает точный снимок безобразного, а тем что глубоко и правдиво вскрывает его сущность. Достаточно вспомнить образы Тартюфа, Яго, Тараса Скотинина, Фамусова, Скалозуба, Порфирия Головлев, Смердяева, Якова Островного, Грацианского - и мы видим: творя суд суровый, но праведный искусство делает нас как бы соучастниками реального изображения зла, порока.

Информация о работе Эстетика-как наука о прекрасном