Эмоциональное выгорание работников социальной сферы и методы его предотвращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 01:03, реферат

Краткое описание

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:
а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства

Файлы: 1 файл

СРС 1 Обзор литературы.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра политологии и социальных наук

 

 

Обзор литературы

 

ПО КУРСУ

 «Этические основы социальной работы»

 

НА ТЕМУ:

 

 

«Эмоциональное выгорание работников социальной сферы и методы его предотвращения »

 

 

 

                                                                                      

 

Выполнила:

                                                                            Студентка гр.260

                                                                   Порядина А. Г..

 

                                                        Проверил:

                                                                             Доцент каф.

                                                                   Нелидкин А.М.

                                                             

Рязань 2014 г.

Что такое эмоциональное выгорание?

Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид Профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.  
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».  
Синдром эмоционального выгорания проявляется в:  
а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);  
б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);  
в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства1

 

Кто такой социальный работник?

Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку незащищенным слоям населения (пенсионеры, дети-сироты, беженцы и др.)2.

Работа с людьми предполагает общение, а общение предполагает проявление эмоций. Но некоторые профессии требуют переизбытка общения, и результатом может стать безэмоциональность, равнодушие. Одной из таких «общительных» профессий является социальная работа. Социальный работник весь рабочий день проводит в общении с людьми, причем специалист обязан оказать квалифицированную помощь, в том числе материальную и моральную. Если материальную помощь оказывает государство, то моральная поддержка ложится на плечи социального работника, что обусловливает состояние постоянной эмоциональной напряженности и даже стресса. Последствием этих явлений зачастую становится синдром эмоционального выгорания. В современной литературе эмоциональное выгорание определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип приобретенного, чаще всего, профессионального, поведения3.

 

Эмоциональное выгорание социальных работников, его сущность, виды, факторы  и причины возникновения

Работа с людьми предполагает общение, а общение предполагает проявление эмоций. Но некоторые профессии требуют переизбытка общения, и результатом может стать безэмоциональность, равнодушие. Одной из таких «общительных» профессий является социальная работа. Социальный работник весь рабочий день проводит в общении с людьми, причем специалист обязан оказать квалифицированную помощь, в том числе материальную и моральную. Если материальную помощь оказывает государство, то моральная поддержка ложится на плечи социального работника, что обусловливает состояние постоянной эмоциональной напряженности и даже стресса. Последствием этих явлений зачастую становится синдром эмоционального выгорания. В современной литературе эмоциональное выгорание определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

В. В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Существуют различные симптомы «выгорания»: эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

По мнению Р. Кочунас, эмоциональное выгорание представляет собой стереотип приобретенного, чаще всего, профессионального, поведения. Специалисты по социальной работе  нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как  правило, непродолжительное время. Они не имеют возможности наблюдать за  деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах,  страхах, неудачах, и в меньшей степени – о достижениях.

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью социального работника. Во-первых, требования этики не позволяют социальному работнику  делиться с семьей проблемами своих клиентов, соблюдая принцип конфиденциальности, поэтому члены  семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая  проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что  и как говорить близким о своей работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в  семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в  их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей4. И это  не единственные проблемы, которые выдвигает профессия специалиста по социальной работе.

Герасимова И.В. и Наенко Н.И. к симптомам выгорания относят: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность от работы, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, скука, истощение, раздражительность, нервозность, беспокойство, дистанцирование от клиентов и коллег, опоздания и др. Синдром выгорания включает ряд симптомов, однако все они ни у кого не проявляются одновременно, существуют индивидуальные вариации, потому что выгорание – это реакция индивидуальная.

В настоящее время это явление особенно распространено у специалистов социальной работы. В учреждениях, осуществляющих социальную работу, постоянный недостаток кадров, беспрерывная «текучка». В подтверждение актуальности проблемы выгорания, можно привести слова социальных работников: «Те, кто работает на этом месте более пяти лет, сами становятся похожими на старушек»; «Когда заканчивается рабочий день, мы опять становимся раскрепощенными, нормальными людьми».

Существуют различные научные подходы к определению сущности и видов

психической напряженности. Некоторые ученые различают два вида таких

состояний: напряжение, вызывающее положительный, мобилизующий эффект и напряженность, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции личности. Другие проводят различие между эмоциональным напряжением как нормальным состоянием и эмоциональной напряженностью как предпаталогическим состоянием.

Выделяются следующие виды психической напряженности: перцептивная

(возникающая, например, в случае  больших затруднений при восприятии

необходимой информации); интеллектуальная (при невозможности найти

адекватный способ решения); эмоциональная (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность); волевая (при неспешности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией); мотивационная (связанная с борьбой мотивов, например: выполнить долг или уклониться от опасности и риска).

Хроническая эмоциональная напряженность способствует появлению негативных черт, частично сходных с признаками, характерными для переутомления (интравертность, агрессивность, высокая тревожность, неудовлетворенность собой, сворачивание межличностных контактов, неврозы).

В социальной работе деятельность человека характеризуется увеличением роли когнитивной деятельности, возрастанием значения функции внимания, активного наблюдения, и контроля, переработки поступающей информации и принятия решения в условиях острого дефицита времени. Таким образом, их труд почти всегда связан с умственно-эмоциональном напряжением, которое может вызвать развитие нервного перенапряжения5.

Форманюк Т.В. говорит о том, что значительная интенсификация деятельности приводит к тому, что работающий индивидуум не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается всё более неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, неразрешённых задач различного характера, что в итоге приводит к возникновению «выгорания».

Формированию нервного перенапряжения могут способствовать следующие

личностные особенности социального работника: мотивационные конфликты и конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми,  агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение..

Эмоциональные нагрузки, в свою очередь, связаны с самой природой «помогающих» отношений, требующих эмоционального контакта, соучастия, понимания, эмоционального воздействия на партнера по общению, терпения, выдержанности и т. д. Эмоциональное истощение обнаруживает себя прежде всего в чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлениях возникают эмоциональные срывы и мысли о суициде. Может возникать чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда человек не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Это ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов вызывает чувство, что человек уже ничего не может дать другим — ни эмоционально, ни психологически6.

Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. пишут о другой группе проблем, способствующих «выгоранию» или усиливающих его развитие, связанных с рабочей ситуацией. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются перегрузки—слишком много подопечных, слишком много требований, слишком много информации. По данным западных исследователей, при увеличении перегрузок «помогающие» начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации — это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у человека присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., вероятность развития профессионального «выгорания» увеличивается.

Для определения мер профилактики этого явления и борьбы с его последствиями, необходимо выявить причины, факторы, провоцирующие у профессионала развитие этого синдрома. Исследования ведутся, однако специалисты временами высказывают противоположные друг другу мнения. Например, одни исследователи выделяют одним из факторов выгорания эмоциональную ригидность; другие же, наоборот, рассматривают повышенную степень реактивности, возбудимость и высокую степень откликаемости. Это свидетельствует о том, что явление эмоционального выгорания еще недостаточно изучено, и следует вести его тщательные исследования.

Изучив данные современных исследований, можно сделать следующие выводы относительно факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание: их делят на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Внешние факторы в свою очередь делятся на ролевые и организационные. К ролевым факторам риска выгорания относят ролевой конфликт, ролевую неопределенность и ролевую перегруженность. Ролевой конфликт представляет собой противоречивые требования к работнику;он определяется конфликтностью по вертикали, в системе руководитель-подчиненный, и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов. Ролевая неопределенность проявляется в нечетких, неопределенных требованиях к работнику, а ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологичкий климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Основными организационными факторами считают следующие: время, затрачиваемое на работу; дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за исполняемые функции и операции; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения; психологически трудный контингент: люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, новорожденные, психически больные, лица, употребляющие психоактивные вещества, и пациенты с агрессивным и угрожающим поведением7.

Рассматривая внутренние факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания, можно классифицировать их по двум следующим группам: личностные (особенности характера, темперамента) и профессиональные (связанные с характером профессиональной деятельности).

К личностным факторам относятся: интровертированность; эмоциональную ригидность (эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); авторитаризм; низкий уровень эмпатии (способность сочувствования и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию); нравственные дефекты (неспособность включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности); дезориентацию личности (неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности); низкую коммуникабельность и эмоциональную неустойчивость.

Информация о работе Эмоциональное выгорание работников социальной сферы и методы его предотвращения