История развития этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:28, реферат

Краткое описание

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначения, функций в жизни и закономерностей развития.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Этика марксизма. К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, объявляя современное им общество несправедливым и эксплуататорским, причину видит в свободном предпринимательстве и частной собственности на средства производства. Исходя из этого обосновывается перспектива морального преобразования бытия – коммунизма, понимаемого как практический гуманизм. Коммунизм трактуется как высшая общечеловеческая ценность и цель всего человечества, интересы которого приоритетны; а человек, таким образом, становится средством достижения этой цели. Такое понимание предполагало критику индивидуального морального сознания. Поэтому революционное действие «упраздняет» мораль, делает ее излишней. Мораль сводится к задачам классовой борьбы пролетариата, к революционной стратегии и тактике.

5. Этические концепции ХХ века

Тенденции, сложившиеся в XIX в., сохраняются в этике  ХХ  столетия.

  1. Продолжается этический поиск в рамках научно–рационалистического направления (на основе позитивизма и прагматизма).
  2. Возникают новые иррационалистические этико-философские системы (в рамках психоанализа, экзистенциализма, персонализма).
  3. Совершенствуются с учетом прогресса в науке и технике традиционные религиозно–этические течения, порождая неорелигиозные этические системы, такие, как неотомизм и  неопротестантизм.

1. Научно-рационалистическое направление. Развивается на основе аналитической философии позитивизма, которая отдает приоритет строгому – позитивному – естественно-научному знанию и стремится вывести за рамки философского анализа гуманитарное знание, в том числе и этику. Аргументация различных научно-рационалистических концепций на основе позитивизма строится следующим образом.

Этика эмотивизма (Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап, Ч. Стивенсон) для дискредитации морали использует принцип верифицируемости, согласно которому всякая истинно научная теория всегда готова к эмпирической (опытной) проверке.

Этика интуитивизма стремится дискредитировать этику с других позиций, выступая против натуралистического подхода к нравственной проблематике (Дж. Мур), против «натуралистической ошибки» всех мыслителей этого направления (Аристотель, Бентам, Спенсер и др.), которые нарушают законы формальной логики, идя в определениях «по кругу». Фундаментальные понятия своих теорий – «счастье», «наслаждение», «польза» – они определяют как «добро», которое, в свою очередь, вновь описывают с помощью этих терминов. На самом деле добро и зло рационально не определимы и поддаются только интуитивному восприятию.

2. Иррационалистические этико-философские  системы. Пытаются решать нравственные проблемы современности, обращаясь к новым теориям – фрейдизму и неофрейдизму, экзистенциализму и персонализму.

Фрейдистская и неофрейдистская концепции этики базируются на теории психоанализа. Ее основатель З. Фрейд утверждал, что в структуре личности основное место занимает бессознательное Оно (Ид), которое сводится к совокупности сексуальных импульсов (либидо) и определяет второй – рациональный, осознанный компонент личности – Я (Эго). Третий уровень личностной структуры – Сверх–Я (Супер–Эго), представляющий собой совокупность принятых в обществе культурных стереотипов, моральных, религиозных и других запретов, подавляет и ограничивает свободное выражение бессознательного.

При этом представители неофрейдизма (К.Г. Юнг, В.Райх, Г. Салливен, К. Хорни, Э. Фромм) частично отходят от узкого истолкования нравственных отношений в духе «сублимированной» сексуальности. Неофрейдизм вводит понятие «коллективного бессознательного», обусловленного социальными факторами. К.Г. Юнг дает определение «архетипа» – совокупности глубинных психических образов, выражающих такого рода культурные и нравственные тенденции в обществе. Э. Фромм «коллективное бессознательное» сводит к двум фундаментальным установкам: первичной – биофилической (Эрос), направленной на самореализацию, стремление «быть», реализовывать свои творческие задатки, и вторичной – некрофилической (Танатос), стремящейся «иметь», присваивать окружающую реальность, следовательно, разрушать ее и саморазрушаться. Эти тенденции налагают свой отпечаток на моральную структуру личности, определяют господствующие в обществе нравственные отношения.

3. Неорелигиозные этические системы. Это системы, которые решают традиционные религиозные и моральные проблемы с учетом современных тенденций. Наиболее типичны этика неотомизма и неопротестантизма .

Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, К. Ранер Й. Бохеньский, папа Иоанн Павел II) имеет статус официальной этико-философской католической доктрины, переосмысливающей на основе новейших тенденций томизм – наследие Фомы Аквинского. Сегодня здесь религиозно-мистический подход соединяется с научно–рационалистическим миропониманием, с позитивистскими и экзистенциалистскими тенденциями. Э. Жильсон призывает восстановить утраченное единство религии и науки, гарантией которого является Бог. Ж. Маритен говорит о мистическом акте существования, исходящем от Бога и являющемся основой и природы, и нравственных отношений в человеческом обществе.

 

6. Этика на рубеже веков  (конец ХХ – начало  ХХI в)

В  конце  ХХ – начале  ХХI в. в развитии, функционировании и оценке места этики в жизни общества стали прослеживаться определенные тенденции–«ожидания», которые выдвигают такие ее ценностные идеи и приоритеты, как коммуникативность, практичность, плюрализм и релятивизм.

Коммуникативность. Проявляется в пристальном внимании человеческой мысли к моральным проблемам общения.

Феноменология Э. Гуссерля, его учение об интерсубъективности дают возможность каждому Я удостовериться в существовании и опыте Другого, который рассматривается как «мое другое Я». По закону аналогии я могу постичь, понять себя через Другого, который приобретает для меня значимость через мои воспоминания самого себя.

Герменевтика (Г.-Г. Гадамер) – философия понимания – рассматривает последнее как способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание устанавливается в процессе диалога, в котором происходит интеграция, «слияние горизонтов» – соединение прошлого и настоящего, превращение их в партнеров по коммуникации, объединенных, как Я с Ты.

Плюрализм и релятивизм. В полной мере проявились в этике постмодернизма (Р.Барт, М. Фуко, Ж. Дерида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, У. Эко и др.), которая рассматривает духовную культуру человечества как совокупность художественно–эстетических текстов, объективное содержание которых не имеет значения. Она ставит задачу «деконструкции логоцентризма» и связанных с ним классических и модернистских этических построений, что разрушает традиционный просветительско-нормативный имидж этики как совокупности абстрактных моральных принципов и всеобщих ценностей. Вместе с тем, свойственные постмодернизму приоритеты единичности, открытости, ситуативности предполагают слияние этики с живым моральным опытом в его индивидуальном проявлении, что может сделать ее плюралистичной и личностной.

 

Выводы

В разные исторические эпохи общество ставило перед этикой разные задачи, актуальные для именно для конкретного исторического момента и места, и каждый раз выстроенные на имеющийся исторической базе этические концепции претерпевали развитие и модернизацию, пытаясь дать на возникающие вопросы необходимые на данном этапе развития общества ответы. Но каждый раз содержание этических учений обусловлено общественно-политическими, экономическими, социальными и множеством других аспектов на конкретном отрезке исторического пути. Универсальной этической концепции «на все времена» так и не создано, что подчеркивает динамический, развивающийся характер этического учения.

Процесс эволюции человеческого общества неизбежно затрагивает этическую сторону сознания человека. Процесс познания постоянно предоставляет новый материал для анализа, раскрываются новые этические аспекты. Но и в наши дни весь накопленный многовековой опыт философско-этических учений является востребованным, формирует сознание, предоставляет «пищу для ума», является базой для дальнейших исследований.

На рассмотренном историко-этическом материале можно видеть, как вычленяется и определяется круг вопросов, образующих предмет этики, как разнообразится и обогащается анализ проблем нравственности, как своим содержанием и выводами этика участвует в практической жизни общества и человека.

 


 



Информация о работе История развития этики