Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:12, реферат
В старших группах детского сада самостоятельная деятельность детей все чаще принимает коллективный характер. Ее устойчивость зависит не только от наличия у дошкольников соответствующих навыков, но и от умения участников приходить к общему согласию, обсуждая вопросы организации деятельности реализации замысла, распределения ролей, обязанностей, возможного удовлетворения интересов партнеров.
Самостоятельная совместная деятельность детей нередко распадается потому, что у них оказываются несформированными способы сотрудничества, тактичного воздействия друг на друга, умения прийти к общему согласию, поддержать предложение сверстника, отсутствуют ориентиры на состояние партнеров.
Следует отметить, что инициативные дошкольники с положительной активной позицией партнера, совместно выполняя задание с разными детьми (преимущественно с неуверенными партнерами, обладающими слабыми навыками продуктивной деятельности), начинают поддерживать их, помогать им, побуждать к проявлению инициативы. Они замечают затруднения сверстников и оказывают им поддержку, последние реагируют на влияние инициатора.
Приведем пример. Сережа рисовал гриб и собирался нарисовать лес.
В а л я. Сережа, ты хорошо вымыл свою кисточку? Давай проверим, а то елки будут черные, все испортим. (Сережа прополаскивает кисть в чистой воде.)
В о с п и т а т е л ь. Молодец, Сережа, хорошо вымыл! (Валя и Сережа неуверенные, со слабыми навыками дети.)
Или: дети в триаде лепят эпизод к сказке «Три медведя».
Оля Г. (инициативная девочка) обращается к Оле О. (неуверенный ребенок): «У тебя не медведь, а чучело». Оля О. готова была уже смять свою работу, но тут Виталик (нерешительный мальчик со слабыми навыками) оказывает ей поддержку: «Ничего не чучело, совсем немножко подправить ушки и туловище, и все нормально».
Оля Г. предлагает: «Смотри, я покажу как». (Показывает на своем куске пластилина.)
Формируя у дошкольников способы сотрудничества в совместной деятельности, воспитатель обращает внимание на решение возникающих ситуаций, ведущих к рассогласованию между детьми:
1) устанавливает и разъясняет
возможные причины несогласия
партнёров с предложением
2) разъясняет возможные действия,
выражающие желание оказать
3)разъясняет инициаторам
Обучает детей умению выражать своё несогласие в корректной форме, разъясняя мотивы, побуждающие к отказу от предложений сверстника, умению убеждать инициатора в несправедливости его претензий или возражений;
5) одобряет всякие действия
6) отмечает значимость
Таким образом, в процессе постоянно организуемой совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста успешно формируются способы активного взаимодействия, отношения равноправного партнёрства: умения проявлять инициативу на всех этапах её осуществления, убеждать сверстников в справедливости своих предложений и в то же время принимать во внимание их интересы, поддерживать мнения участников совместной деятельности, стремиться к получению качественного результата всей группой, оказывая необходимую помощь или обращаясь за советом к партнёрам.