Занятость населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
– определить сущность понятия занятости;
– рассмотреть важнейшие показатели занятости;
– выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населения в РБ;
– исследовать роль государства на рынке труда;
– проанализировать содержание Государственных программ занятости в РБ на 2006, 2007, 2008, 2009–2010 гг.;

Файлы: 1 файл

text (1).doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Реализация  заложенных в программе мер позволяет обеспечить уровень безработицы в Беларуси к концу 2010 года – 1–1,1%. А численность занятых в экономике возрастет к концу 2010-го – до 4775 тыс. [18]

Структура спроса на рабочую силу кардинально не меняется. Рынок труда, как и раньше, ориентирован на рабочие профессии. По-прежнему востребованы обладатели строительных специальностей (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др). Среди специалистов с высшим образованием наиболее дефицитные – врачи, инженеры различных профилей. А в сельской местности ощущается нехватка механизаторов, трактористов, операторов машинного доения, животноводов, ветврачей, зоотехников. При этом в избытке (предложение рабочей силы значительно превышает спрос) остаются бухгалтеры, экономисты, юристы, преподаватели, техники-технологи, закройщики, операторы персональных электронно-вычислительных машин, продавцы непродовольственных товаров, парикмахеры и т.д. [приложения Д, Е]

На рынке  труда регионов, малых и средних  городских поселений также снижается  напряженность. Реально сокращается безработица на селе – количество сельских безработных практически сравнялось с числом имеющихся в сельской местности вакансий.

Вместе с  тем на рынке труда республики по-прежнему сохраняется структурный  и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Не теряют своей остроты проблемы женской и молодежной безработицы. Сложно решаются вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также людей, имеющих длительный перерыв в работе[10].

Постановлением  правительства №1640 от 30 октября 2008 г. был утвержден план мероприятий на текущий 2009 год, который предусматривает три главных направления: содействие в трудоустройстве незанятого населения; обеспечение занятости жителей сельской местности; обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы.

В 2010 году в Беларуси созданы 161,5 тыс. рабочих мест. Причем 2,9 тыс. из них организованы нанимателями с использованием бюджетных ссуд. [21]

Для организации  предпринимательской деятельности и развития самозанятости (в первую очередь в сфере услуг) будет  оказана финансовая поддержка в  виде субсидий и (или) денежных средств 2,4 тыс. безработных на основе предварительного изучения их деловых качеств, консультирования и обучения.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделяется  организации профподготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям.

Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

В 2011 оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов.

Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест. [19]

Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.

С целью снижения молодежной безработицы и повышения  шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2011 году распределено на работу 116,5 тыс. выпускников. [20]

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика». Так, в 2009 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность  подработать в свободное от учебы  время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В 2011 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи. [20]

В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 51,1% в экономически активном населении и 49,9% – в общей численности безработных.

Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения  особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное  право направления на профобучение получают безработные матери, которые  длительное время не работали в связи  с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

Государство поощряет женскую инициативу, связанную с  организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в 2009 году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина.

Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда. Активное содействие занятости женщин дает результаты: их удельный вес в численности безработных сократился с 51,2% (на 1 января 2010 г.) до 51,1%.(на 1 янаря 2011г.)

В республике уделяется  повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан.

Государственная служба занятости организует для  них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

Наиболее сложная  ситуация на рынке труда в 2009–2011 годах была в 21 из 187 малых городов, поэтому именно они и были включены по предложениям облисполкомов в госпрограмму.

Как и прежде, по каждому малому городу – с учетом специфики территорий – предусмотрены меры активной политики занятости, направленной на повышение эффективности использования и развития трудового потенциала. Здесь будут открыты современные производства, ориентированные на местные ресурсы, традиции населения и потребности регионов. Особое внимание будет уделяться реализации важнейших инвестиционных проектов, развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Реализация заложенных в программе мер позволит снизить безработицу в малых городах к концу 2012 года до 1%. [21]

Отдельный раздел посвящен мерам по улучшению ситуации на рынке труда в сельской местности. Их реализация будет способствовать сокращению оттока трудоспособного населения из сельской местности, повышению эффективности использования трудовых ресурсов, качества и уровня квалификации кадров, содействию в трудоустройстве граждан, в том числе высвобождаемых в результате интенсификации сельскохозяйственного производства.

В соответствии с программой в 2,3 раза увеличено  задание по организации новых  рабочих мест на селе. В 2011 году организованы в сельской местности 12 тыс. рабочих мест, в том числе 256 – с использованием бюджетных ссуд. В целом на реализацию плана мероприятий в 20011 году направлено почти 174 млрд.[21].

Как видно из вышесказанного, правительство активно  занимается вопросами занятости  и трудоустройства граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

 

 

Заключение

В ходе исследования получены следующие результаты:

– занятость – важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических процессов. Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т.е. имеет социальное и демографическое содержание.

– состояние рынка труда является основным фактором развития экономических процессов. Следует сказать, что рынок труда РБ характеризуется негативными тенденциями: происходит снижение численности населения в трудоспособном возрасте, существуют значительные территориальные и межрегиональные диспропорции в распределении трудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и дефицит других. Поэтому необходимо провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сферах услуг, развернуть систему подготовки и переподготовки по приоритетным направлениям технического прогресса, ликвидировать разрыв между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.

– При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

– Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда

– В РБ в целях повышения эффективности занятости наряду с прогнозами разрабатываются Государственные программы по содействию занятости. В них находят отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики страны, устранения безработицы в трудодефицитных регионах, регулирования трудовой миграции и т.д. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.

 

 

Список использованных источников

  1. Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие по спец. «Социальная работа» / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2001. – 318 с.
  2. Боровик Л.С. Структура занятости населения: территориальные и отраслевые пропорции / Л.С. Боровик; Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – №9. – с 74–86.
  3. Головочев А.С., Головочева И.В. Макроэкономика – 2-е стер. изд. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с
  4. Зенькова И.В. Исследование рынка труда на современном этапе: функции, методологический инструментарий планирования трудовых ресурсов / Инга Владимировна; И.В. Зенькова; Веснiк Беларускага Дзяржаунага Унiверсiтэта. – 2007. – №2.-С. 102–107
  5. Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие.-М. Пресс-сервис. 1994.
  6. Планирование национальной экономики, отраслей и регионов, предприятий: справ. пособие/ В.И. Борисевич [и др.]. – Минск: Современная школа, 2008. – 576 с.
  7. Полоник С. Социальное развитие – приоритет деятельности государства / С. Полоник, Л. Боровик; Степан Полоник, Людмила Боровик // Беларуская думка. – 2007. – №9. – С. 5–13.
  8. Рынок труда и доходы населения. / Под. ред. Н.А. Волгина. учеб. пособ. – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1999. – 280 с.
  9. Рынок труда: Учебник. / Под. Ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 480 с.
  10. Социально-экономическое развитие РБ, итоги девяти месяцев 2008 г. / Я.М. Александрович, А.В. Богданович // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2008. – №11. – с 54–57.
  11. Статистический ежегодник Республики Беларусь. – Минск: М-во статистики и анализа Республики Беларусь, 2009.
  12. Статистический сборник «Труд и занятость в Республике Беларусь», 2007 (Стат.сб.) Минстат Республики Беларусь – Минск, 2006.-375 с.
  13. Шарашников Б.М. Рынок и занятость. / Соц. аспект-М.:Луч, 1995 – 125 с.
  14. Закон РБ «О занятости населения Республики Беларусь» (от 15 июня 2006 г.)
  15. В Беларуси утверждена Государственная программа занятости на 2006 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.government.by/ru/rus_analytics501.html. Дата доступа: 20.11.2009.
  16. Государственная программа занятости населения Республики Беларусь на 2007 год. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bankzakonov.com/obsch/razdel210/time2/lavz1287.htm. Дата доступа: 20.11.2009.
  17. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 годы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.union.by/news/e3675501aeba6459.html. Дата доступа: 15.11.2009.
  18. Национальный статистический комитет РБ [Электронный ресурс] – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 18.11.2009.
  19. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РБ [Электронный ресурс] – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by. – Дата доступа: 17.11.2009
  20. Правительство Республики Беларусь утвердило Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mogbiz.by/modules.php? name=News&file=article&sid=959. Дата доступа: 15.11.2009.

Информация о работе Занятость населения в Республике Беларусь