Законодательная инициатива

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Краткое описание

Это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.
Различие между законопроектом и законопредложением, казалось бы, очевидно из буквального смысла этих слов: первое имеет в виду текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т. д.), а второе – лишь идею, в лучшем случае концепцию, будущего закона.
Однако в законодательстве зарубежных стран можно встретить иное словоупотребление. Так, во Франции Правительство вносит законопроекты, а парламентарии – законопредложения, которые именуются так даже в том случае, когда содержат все атрибуты законопроекта.

Файлы: 1 файл

Законодательная инициатива.docx

— 27.10 Кб (Скачать)
"justify">Что касается народной инициативы, то конституции  подчас ограничивают круг ее возможных  предметов. Например, согласно ч. 2 ст. 73 румынской Конституции «не могут  составлять предмет законодательной  инициативы граждан фискальные проблемы, вопросы международного характера, амнистия и помилование». Часть 3 ст. 87 Испанской конституции, запрещает  такую инициативу по вопросам, подлежащим регулированию органическими законами, налоговым или международного характера, а также относящимся к прерогативе  помилования.

Напротив, колумбийская Конституция не ставит в этом отношении  никаких ограничений. Согласно ее ст. 155 проект закона или конституционной реформы может быть представлен гражданами в числе, равном или превышающем 5 % общего числа избирателей, зарегистрированных на соответствующую дату, либо 30 % советников (членов представительных органов местного самоуправления) или депутатов страны. Конгресс рассматривает такие проекты в срочном порядке, причем выступившие с инициативой граждане могут назначить своего представителя, который будет заслушиваться палатами на всех этапах прохождения законопроекта.

Некоторые конституции, устанавливая число избирателей, необходимое для осуществления  народной инициативы, требуют, чтобы  эти избиратели представляли различные  регионы страны. Предложение второе ч. 1 ст. 73 румынской Конституции гласит: «Граждане, осуществляющие законодательную  инициативу, должны происходить не менее чем из одной четверти уездов страны, а в каждом из этих уездов или в муниципии Бухарест в  поддержку данной инициативы им следует  зарегистрировать не менее 10 000 подписей».

Подобным  же образом § 2 ст. 61 бразильской Конституции  устанавливает: «Народная инициатива может быть осуществлена путем представления  Палате депутатов проекта, подписанного не менее чем одним процентом  национального электората, распределенным не менее чем между пятью штатами, и не менее чем тремя десятыми процента избирателей в каждом из них».

Мы уже  отметили несколько выше, что порой, учреждая институт народной инициативы, конституции требуют, чтобы в  таком порядке представлялся  готовый законопроект. Это, например, вытекает из только что цитированного  положения бразильской Конституции. Итальянская Конституция (часть  вторая ст. 71), предоставляя право законодательной инициативы 50 тыс. избирателей, требует, чтобы проект вносился ими в форме статей закона.

Напротив, согласно ч. 2 ст. 139 швейцарской Конституции  народная инициатива частичного ее пересмотра может быть заявлена избирателями как в форме разработанного проекта, так и в форме общей идеи; в последнем случае Федеральное собрание, если согласно с идеей, разрабатывает соответствующий проект, а если нет, то вопрос решается референдумом (ч. 4 указанной статьи).

В Испании  действует особый Органический закон  № 3, регулирующий народную законодательную  инициативу, 1984 года. В дополнение к  вышеприведенным положениям ч. 3 ст. 87 Конституции он запрещает внесение в порядке народной инициативы проектов экономических планов и общего бюджета  государства (вызывает, правда, сомнение конституционность такого дополнительного  запрета). Инициатива оформляется путем  представления сформулированного в виде статей законопроекта, которому предпосылается мотивировка, далее – подробное обоснование причин, по которым подписанты считают необходимым рассмотрение и принятие палатами законопроекта, и, наконец, список членов инициативной комиссии с указанием их личных данных.

Документы представляются в бюро Конгресса  депутатов через его общий  секретариат. Если это сделано в  период между сессиями, сроки начинают течь с начала ближайшей сессии. Бюро проверяет соответствие документов предъявляемым требованиям и  в течение 15 дней решает об их допустимости, сообщая свое решение инициативной комиссии и публикуя его в установленном  порядке. Отказ в принятии документов инициативная комиссия может обжаловать в Конституционный трибунал.

Если документы  приняты, бюро сообщает об этом в Центральную  избирательную хунту, которая должна гарантировать правильность процедуры  сбора подписей. Хунта уведомляет инициативную комиссию о том, что  можно приступить к сбору подписей. Процедура сбора подписей завершается  вручением провинциальным избирательным  хунтам собранных подписей.

Это должно быть сделано в течение 6 месяцев  после упомянутого уведомления  Центральной избирательной хунты. Бюро Конгресса депутатов может  продлить этот срок еще на три месяца. Если в этот срок собрать необходимое  число подписей не удалось, инициатива считается несостоявшейся.

Вместе с  подписью избирателя указываются его  имя и фамилии (у испанцев их две  – отца и матери), номер национального  удостоверения личности и муниципия, в список избирателей которой  занесен подписант. Подпись свидетельствуется  и датируется нотариусом, судебным секретарем или муниципальным секретарем соответствующей муниципии. Засвидетельствован может быть целиком лист списка подписантов.

Свидетельствовать могут также специальные доверенные лица, назначенные инициативной комиссией  из числа граждан, пользующихся в  полной мере гражданскими и политическими  правами, не судимых и принесших  присягу или обещание перед провинциальными  избирательными хунтами.

Провинциальная  избирательная хунта в течение 15 дней по получении проверяет собранные  подписи, подсчитывает их и направляет в Центральную избирательную  хунту, которая производит окончательную  проверку и подсчет. По получении  от Центральной избирательной хунты  подтверждения того, что необходимое  число подписей собрано, бюро Конгресса  депутатов публикует проект и  вносит его в повестку дня. Обсуждение начинается с зачтения подробного обоснования  проекта, представленного в свое время в бюро Конгресса депутатов  инициативной комиссией.

В случае роспуска палаты народная инициатива сохраняет  свою силу в палате следующего созыва.

Государство возмещает инициативной комиссии оформленные ею расходы, связанные с распространением проекта и сбором подписей, когда началось парламентское рассмотрение. Сумма возмещения не должна превышать 30 млн песет, однако этот предел должен периодически пересматриваться Генеральными кортесами.

Наделение правом законодательной инициативы так называемых общественных организаций было характерно для многих социалистических стран. Это диктовалось стремлением выдумать что-то такое, что поставило бы «социалистическую демократию» выше демократии «буржуазной». В действительности, как отмечалось, значения такие положения не имеют никакого, ибо в условиях тоталитарного коммунистического режима реальное право законодательной инициативы принадлежит исключительно руководящей верхушке коммунистической партии.

В отдельных  демократических странах (Великобритания, Финляндия и др.) законодательную  инициативу по церковным вопросам могут  осуществлять руководящие органы религиозных  общин.

Итальянская Конституция в части первой ст. 71 предусматривает возможность предоставления конституционным законом права  законодательной инициативы определенным органам и учреждениям. Сама Конституция  в части 3 ст. 99 и предложении втором части второй ст. 121 наделила этим правом Национальный совет экономики и  труда по экономическим и социальным вопросам и областные советы.

Информация о работе Законодательная инициатива