Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:03, контрольная работа
Сам термин “демография” был введен в 1855 году французским ученым А.Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация.
Введение 3
Биография Томаса Мальтуса 4
Идеи Мальтуса 5
Биологические законы народонаселения 6
Последователи и развитие теории Т. Мальтуса. 10
Классическое мальтузианство и неомальтузианство. 11
Критика мальтузианства. 12
Заключение 14
Список литературы 15
Основной вывод, какой сделал Мальтус из своего “Опыта о законе народонаселения”, состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс - явление естественное, а в своих страданиях люди виноваты сами. Он считал также, что бедность - это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества, что бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях.
“Главная и непрерывная причина бедности,- писал Мальтус,- мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание, поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания: вот какие важные истины вытекают из закона народонаселения”.
Мальтус,
таким образом, предельно ясно сам раскрыл
назначение своей теории народонаселения
- она направлена на то, чтобы парализовать
классовую борьбу пролетариата, “доказать”
беспочвенность и безрезультатность его
требований, предъявляемых буржуазии.
Недаром Мальтус особо подчеркивал, что
распространение его идей “между бедными”
окажет “благотворное” влияние на массы,
разумеется, выгодное для господствующих
классов.
Последователи и развитие теории Т. Мальтуса.
Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии, во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста.
Применительно
к человеческому обществу мнение
Мальтуса о том, что сокращение численности
населения ведет к увеличению среднего
дохода на душу населения, повлекло за
собой формирование в 1920-x теории оптимальной
численности населения, при котором доход
на душу населения максимален. Однако
в настоящее время теория малоприменима
в решении реальных социально-экономических
задач, но хороша в аналитике, так как позволяет
судить о недо- или перенаселении.
Классическое мальтузианство и неомальтузианство.
Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о “тщетности” усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.
В
двадцатом веке ввиду обнаруженной
несостоятельности “
Представители классического мальтузианства второй половины двадцатого века У.Фогт (США) и Г.Бутуль (Франция) видят единственную для людей возможность выхода из общецивилизационного “кризиса населения” в скорейших мерах по сокращению рождаемости, а также выступают с призывом против индустриализации и социального преобразования сельского хозяйства развивающихся стран.
Обновленным вариантом теории Мальтуса выступает неомальтузианство. В обыденном представлении его идеи трансформируются в отказ от детей в браке. Эта идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж.Шпенглер предпринял попытку “примирить” биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, “революционное зерно” мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о “половом влечении”, отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.
Неомальтузианство
не ограничивается чистой теорией, в своих
практических рекомендациях это течение
выделяет в первую очередь биологическую
сферу воспроизводства человеческого
рода и отодвигает на задний план как незначимые
мероприятия по преобразованию, повышению
эффективности экономики, подъему уровня
жизни населения. Таким образом, неомальтузианство
игнорирует социальную сторону процесса
воспроизводства людей.
Критика мальтузианства.
С резкой критикой мальтузианства в свое время выступал Карл Маркс. Марксистская теория народонаселения исходит из признания решающего влияния на демографические процессы социально-экономических факторов. Карл Маркс утверждал, что “... всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особые, имеющие исторический характер законы народонаселения”. С точки зрения исторического материализма Карла Маркса научно несостоятельны теории, пытающиеся объяснить рост народонаселения чисто биологическими и вообще неисторическими закономерностями. К этим теориям относится и мальтузианство. Хотя между уровнем развития производительных сил и темпом роста народонаселения в различных общественно-экономических формациях нет точного, раз и навсегда установленного соответствия. Данные исторических наук свидетельствуют о детерминации роста народонаселения развитием способа производства. Так, в условиях относительно медленного развития, характерного для феодального способа развития производства и темпы прироста народонаселения, как правило, являются замедленными. Напротив, быстрое развитие капиталистического способа производства, основанного на машинной индустрии, стимулирует ускоренный рост народонаселения.
Однако следует иметь в виду, что способ производства не является единственной причиной роста народонаселения. На прирост и структуру народонаселения, его профессиональный и возрастной состав оказывают влияние не только производительные силы и производственные отношения, но также и многие национальные традиции, и культура данного народа, различные исторические события, войны, революции и т.д. Вместе с тем, темпы роста и структура народонаселения оказывают обратное воздействие на всю систему материального производства. В одних случаях они могут содействовать развитию производства, в других - затормозить его.
По мнению К.Маркса, человек является главной производительной силой, а во все исторические эпохи подавляющее большинство населения было занято производительным трудом. Поэтому все виды общественной деятельности строились в зависимости от производственной деятельности, в процессе которой создавались и развивались сами материальные условия существования человечества. В силу этого и закономерности производственной деятельности, в конечном счете, оказывались определяющими по отношению ко всем другим видам человеческой деятельности.
Взгляды
Мальтуса резко критиковались
Заключение.
В
целом, теория Мальтуса продемонстрировала
свою высокую объясняющую
Список литературы.