Японская модель рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место в мире по экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. На мой взгляд, это объясняется не столько многочисленностью населения (126 млн. человек в 1997 г.), сколько высоким уровнем развития. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её ВВП, подсчитаны на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий.

Оглавление

1. История развития экономики 3

1.1. Послевоенные экономические реформы японии 4

1.2. Период высоких темпов роста в Японии 5

1.3. Период структурной адаптации и интернационализации 6

1.4. Структурный кризис 90-х гг. 6

2. Структура экономики 7

2.1. Промышленность 8

2.2. Сельское хозяйство 12

2.3. Сфера услуг 13

3. Факторы развития экономики 14

4. Особенности японской модели рыночной экономики 15

4.1. Особенности структуры частного предпринимательства 16

4.2. Трудовые отношения 17

5. Государственное регулирование экономики 19

6. Внешнеэкономическая деятельность. Роль в мировой экономике 20

7. Перспективы развития экономики 22

Заключение 23

Файлы: 1 файл

экономичесая теория ( курсовая) корретировать.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

 

 Такие объединения крупных фирм со средними и мелкими предприятиями получили в японской литературе название кэйрэцу. Их наиболее распространенной формой являются вертикальные по типу объединения предприятий в сборочных производствах обрабатывающей промышленности, контуры которых напоминают пирамиду. Головная фирма является при этом вершиной пирамиды, а субподрядные предприятия располагаются на различных ее "этажах", причем пирамида устроена таким образом, что по мере приближения к ее основанию размеры предприятий уменьшаются, а их количество возрастает.

 

  Производственные  связи между предприятиями в рамках кэйрэцу обычно дополняются и другими видами зависимости, главным из которых является участие головной фирмы в капитале субподрядчиков. Предприятия, связанные с головной (материнской) фирмой по линии участия в капитале и являющиеся ее дочерними или зависимыми компаниями, получают статус группированных компаний. Как правило, они являются субподрядчиками первого уровня, т.е. располагаются на ближайших к сборочному производству "этажах" пирамиды. Вместе с головной фирмой они функционируют как целостный, органически взаимосвязанный производственный комплекс или единая предпринимательская структура.

 

    Предприятия, не  связанные с головной фирмой  по линии участия в капитале, но 

 

 выполняющие для нее  или ее группированных компаний  определенные виды работ по  контрактам (производство тех или   иных деталей и узлов, различные  виды обработки изделий, ремонт  и т.д.), относятся к категории  обычных субподрядных предприятий.  Однако они также являются  неотъемлемой частью кэйрэцу головной фирмы, а отношения между ними и головной фирмой или группой отличаются высокой устойчивостью и долговременным характером. Отсутствие связей по линии участия в капитале здесь обычно компенсируется другими видами отношений (предоставлением заказчиком финансовой и технической помощи субподрядчикам, передачей им технологии, оказанием различного рода консультационных услуг и т.д.). При этом нередки случаи, когда в силу различных обстоятельств (особой заинтересованности головной фирмы, сложного финансового положения субподрядчика и т.д.) некоторые обычные субподрядные предприятия переходят в категорию группированных.

 

 Иными словами, кэйрэцу крупных компаний обрабатывающей промышленности Японии представляют собой многослойные или многоуровневые объединения предприятий, ориентированные на обслуживание производственных нужд головной фирмы и скрепляемые связями различного вида (производственными, технологическими, по линии владения акциями, командирования персонала и т.д.) и различной степени интенсивности (от крайне жестких до весьма слабых).

 

 Таковы  общие черты и основные принципы функционирования кэйрэцу. Что же касается их конкретного воплощения, то и по размерам, и по контурам пирамиды, и по характеру внутригрупповых связей кэйрэцу крупных компаний значительно различаются между собой. Это связано как с особенностями организации того или иного вида производства, так и с различиями между головными компаниями с точки зрения их финансовой и технологической мощи, стратегии развития, традиций менеджмента и т.д.

 

 Организация субподрядных  работ по типу кэйрэцу  получила весьма широкое распространение. Практически все крупные компании в сборочных машиностроительных производствах, а также в текстильной промышленности, металлообработке, ряде химических производств и т.д. имеют свои кэйрэцу, а среди мелких и средних предприятий обрабатывающей промышленности свыше половины являются субподрядчиками крупных компаний. По отдельным отраслям последний показатель еще выше: в электромашиностроении - 78,5%, в транспортном машиностроении - 72,8, общем машиностроении - 70,1, точном машиностроении - 64,8, металлообработке - 66,0, текстильной промышленности - 55,6% и т.д.

4.2. Трудовые  отношения 

 

 Одной из характерных  черт японской модели экономического  развития является использование   национальных традиций и особенностей  рабочей силы. В стране длительное  время пропагандировался принцип   пожизненного найма. Крупные компании, которые в состоянии построить  кадровую пирамиду и обеспечивать  занятость, имеют большие возможности  для осуществления этого принципа  в отличие от мелких и средних  фирм. Совершенно очевидно, что ни  в компаниях, ни в законодательстве  нет четких правил, устанавливающих  гарантии найма на всю жизнь.  Вместе с тем как работники, так и администрация негласно рассматривают продолжительную работу в качестве пункта коллективного договора. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте. Следовательно, на практике суть проблемы по сравнению с другими странами сводится просто к более продолжительным срокам найма. В 1981г. доля уволившихся рабочих составляла 16%. Это означало, что в течение трех лет с работы увольняется половина работающих. В основном это приходится на молодые возрасты. Постоянные рабочие составляют 20—30% рабочей силы.

 

 В зависимости от стажа работы устанавливался уровень заработной платы. Наиболее быстро она росла в среднем  возрасте. При этом широко использовались различные доплаты к базовой  ставке.

 

 Трудовые  отношения строятся на философии “фирма — наш общий дом”. Использование рабочей силы в основном базируется на концепции. “человеческого потенциала”. Еще на рубеже 60—70-х годов в ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает наибольшее удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный характер, отличается разнообразием. Тогда на сборочных операциях стали отказываться от конвейерных линий и замещать их вращающимися столами, за которыми или целое изделие, или его крупный блок собирается одним рабочим. Работник при этом определяет специфику и график работы, элементы контроля качества, издержек, безопасности и т.п. В результате укрепления технологических операций брак понизился с 6 до 0,3%, производительность труда увеличилась на 20%, себестоимость снизилась на 30%.

 

 Основу  организации  управления при этом подходе  составили малые самоуправляющиеся   группы. Они охватывают все предприятие   по вертикали и горизонтали.  Каждая группа поставлена в  такие условия, которые стимулируют  совершенствование  ее деятельности, постоянный поиск  способов  экономного использования  оборудования. Группа участвует в  принятии  решений, касающихся фирмы в  целом или ее подразделений,  если эти решения затрагивают  эту группу.

 

 Своеобразное  положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. Руководство  многих компаний рассматривает женский  персонал как сугубо “расходный материал”. Женщины обычно используются как  поденщицы и почасовики. Женщины-поденщицы  чаще всего служат своеобразным клапаном для администрации компаний. В  неблагоприятных экономических  условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В  государственной статистике женщины-поденщицы  проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные  показатели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин.

 

Для Японии характерен длительный рабочий  день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов.

 

 Более продолжительная рабочая неделя в значительной степени определяется  системой оплаты труда, которая делится на три категории: базовая ставка, сверхурочная и премиальная. Базовая ставка обычно устанавливается на возможно низком уровне, а сверхурочные и премии, которые можно менять более свободно, используются в виде “буферной оплаты”. Они увеличиваются в период хорошей хозяйственной обстановки и понижаются во время спадов, когда затягиваются пояса. Эта система оплаты очень эффективна для избежания банкротств. В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США — в среднем в 100 раз.

 

Система использования рабочей  силы вместе с многоступенчатой структурой организации  производства функционировала  чрезвычайно  эффективно и была источником конкурентной силы. Она способствовала частой ротации  персонала в начальной  стадии их карьеры, что благоприятствовало быстрому усвоению стиля поведения  компании и установлению неформальных отношений среди различных групп  одной организации. Принятие решений  на основе согласия всех сторон было инструментом распространения информации и принятия ответственности различными людьми за дела компании. Постоянный контроль со стороны высших управляющих минимизировал  возможные ошибки. Но подобная система  усложняла аппарат управления, делала его громоздким.

 

 

5. Государственное  регулирование  экономики 

 

Особенности системы государственного регулирования в  Японии

Госсектор (как и в США) невелик. Ряд государственных предприятий  был приватизирован во второй половине 1980-х годов, в том числе: Корпорация государственных железных дорог, национальная телефонная и телеграфная система, табачная и алкогольная монополия, авиалинии и др.

Сильная государственная  экономическая политика, осуществляется без прямого участия государства  в хозяйственной деятельности: налогово-бюджетные, денежно-кредитные, таможенно-тарифные методы регулирования, поддержание  конкуренции на рынках и регламентация  деятельности соответствующих монополистов. Идея либерализации японского рынка  состоит в стремлении создать  некий фильтр, который бы допускал в Японию наиболее «качественный» иностранный  капитал и наиболее качественные товары, которые не подрывали бы позиции национального капитала и национальной промышленности, а, наоборот, стимулировали бы его самосовершенствование.

Характерно жестокое правительственное  регулирование финансовой сферы, включая  сделки с иностранной валютой, отсутствие личной ответственности предпринимателей (превалирует ответственность предпринимательских  организационных структур), сохраняется  специфика японского управленческого  режима (бюрократизация).

Основное бремя расходов на НИОКР в Японии несет частный  сектор. На долю государства приходится лишь 19,4% всех расходов.

Государственный бюджет и  налоговая система:

 

а) доходная часть – прямые налоги (ставки невысокие  и дифференцированы по размеру предприятий);

 

б) особенности  расходной  части – низкий уровень  финансирования национальной обороны (менее 1% ВВП);

 

в) крупнейшие статьи расходов – социальное страхование  и пенсии (цель – поддержание  социальной стабильности), трансферты и государственные  инвестиции в  инфраструктуру.

6. Внешнеэкономическая   деятельность. Роль  в мировой  экономике 

 

Внешнеэкономическую деятельность страны отличает высокий  динамизм, товарная насыщенность и  большие  объемы товарооборота (3-е  место  в мире после США и  ФРГ).

 

 В мировой торговле  доля Японии составляет 7-8%. Экспортная  квота и доля импорта  во  внутреннем потреблении составляют  примерно по 10,5%, что близко к  соответствующим  показателям  США и примерно по 10,5%, что близко  к соответствующим  показателям  США и примерно вдвое  ниже  среднемировых и среднеевропейских   показателей. За весь послевоенный  период физический объем экспорта  Японии увеличился в 70 раз.  В основе успеха лежит конкурентоспособность   продукции, которая формируется   за счет высокого качества, новейшей  технологии, кадровой политики и  авторитета фирмы.

 

 В товарно-отраслевой  структуре японского  экспорта  доминирует производственное оборудование (примерно 60%), промышленные полуфабрикаты  и потребительские  товары  длительного пользования (по 18%). В экспорте Японии на полупроводники  приходится 50%, на легковые автомобили  – 22, на телекоммуникационное  оборудование – 22,6 на сталь  – 17%. Основные статьи импорта  – промышленное сырьё, топливо   и полуфабрикаты (45%), производственное  оборудование (25%), продовольствие (примерно 14%). На Японию приходится свыше  30% мирового экспорта железной  руды, 195 – руд  цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

 

 Основные  внешнеторговые партнеры - США (примерно 30% экспорта и около 25% импорта), страны АТР и Западной Европы. На страны Востока приходится более 50% японского  экспорта товаров и более 305 вывоза капитала. Специфическая черта японской экономической политики в отношении  развивающихся стран - предварительное  изучение особенностей их внутреннего  рынка, определение свободных "лагуны" в нем, чтобы затем предложить государствам такие товары, услуги, технологии и кредиты, которые заполонили бы эти "лагуны" и были бы в максимальной степени эффективны и полезны  для партнера. отношения со стороны Восточной Европы (Чехия, Венгрия) японская сторона строит исходя из относительно высокого уровня их развития. В отношении же государств СНГ, КНР и стран Азии японские фирмы учитывают неразвитость инфраструктуры, уязвимость кооперационных поставок внутри страны, а также дефицит энергии и сырья в некоторых из них.

 

За  счет расширения экспорта товаров и  услуг, а также через  распространение  технологий влияние  японских корпораций в мировой экономике  значительно  возрастает. Вывод японских производительных мощностей за рубеж  начался еще  в 1970-е годы, и в 2003 г. около 40% японского  импорта  приходилось на долю продукции  японских предприятий, действующих  за рубежом. Глобализация предпринимательской  деятельности японских корпораций включает не только расширение вывода производительных мощностей за рубеж, но и стандартизацию продукции и координацию экономической политики. Свидетельством стремления японских корпораций к глобализации своей деятельности служат их все более активные усилия по получению доступа на важнейшие мировые рынки.

 

 Япония  занимает 2-е  место по экспорту прямых капитальных (15% от общемирового объема). Восемь японских компаний (Хитачи, Тойота, Сони и др.) по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов мира. Основные капитальные вложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Основным рынком приложения капитала являются страны АТР, США и Западной Европы.

Информация о работе Японская модель рыночной экономики