Японская модель рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:50, реферат

Краткое описание

Актуальность работы объясняется тем, что разговоры о «японском чуде» уже прекратились, но «экономический феномен» Японии продолжает волновать умы экономистов по всему миру. Возникает вопрос: почему, несмотря на ряд сложных внутренних проблем, а также ухудшение с середины 70-х годов внешних условий, Япония по-прежнему развивается более динамично, чем другие капиталистические страны? Почему в отношении Японии как будто действует принцип «чем хуже — тем лучше»? Почему из всех неурядиц она выходит более сильной и уверенной в себе, неуклонно укрепляя свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене?

Оглавление

Введение … 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЯПОНИИ И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ … 5
1.1. Общая характеристика Японии и ее место в мировом хозяйстве
1.2. Природно-ресурсный потенциал страны и территориально-отраслевая структура японского хозяйства
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ … 11
2.1. Феномен японской экономики и его формирование
2.2 Тенденции и перспективы развития японской национальной экономики на современном этапе
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ И РОССИИ
3.1. Современные внешнеэкономические связи Японии
3.2. Внешнеэкономические связи Японии и Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 75.31 Кб (Скачать)
lign:justify">Несмотря  на обострение конкурентной борьбы на рынках высокотехнологичных товаров, Япония продолжает лидировать по целому ряду основных позиций мирового экспорта (оборудование связи, бытовая электроника, медицинское оборудование). В настоящее  время японские компании предпринимают  серьезные шаги, направленные на преодоление  имеющегося отставания по таким отраслям высоких технологий, как авиакосмическая  промышленность, биотехнология, производство новых конструкционных материалов.

Что же касается японского импорта, то его десятью  основными товарами в 2005 г. являются: сырая и неочищенная нефть, текстильные  товары, одежда, нефтепродукты, древесина, уголь, сжиженный газ, алюминий и  его сплавы, сталь, мясо и мясопродукты. При этом в общем объеме импортируемой  продукции возросла доля текстильных  изделий, одежды и угля.

В географическом плане внешнеторговый оборот Японии ориентирован на США, Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Так, основными  торговыми партнерами Японии являются США, составлявшие в процентном отношении  в товарообороте Японии 29,1 %; Южная  Корея - 6,1 %; ФРГ - 5,1 %; Тайвань - 5%; КНР - 4%; Австралия - 4 %; Канада - 3,2 %; Великобритания - 3,1 %; Индонезия - 2,9 % и Гонконг - 2,8 %. Эти страны являются основными контрагентами  Японии как по экспорту, так и  по импорту товаров. Торговля Японии с большинством стран носит ярковыраженный «прояпонский» характер. Концентрация экспортной экспансии на ограниченный круг географических и товарных рынков (США, страны ЮВА и ЕС) служит основой  торгово-экономических противоречий. В настоящее время до 40 % японского  экспорта в развитые капиталистические  страны подвергается тем или иным ограничениям.

 

3.2. Внешнеэкономические связи Японии  и Российской Федерации

 

История экономических отношений России и Японии сложна и противоречива. Несмотря на географическую близость, торговые связи России с Японией не были органически развиты. Первым торговым соглашением России с Японией является договор о торговле и мореплавании 1895 г. В 1913 г. на долю Японии приходилось всего 0,3% товарооборота России. Уже в 1930 г. товарооборот с Японией возрос в 6 раз (до 25 млн. руб.), торговый баланс был положительным для СССР. По мере ухудшения двусторонних отношений торговля постепенно свертывается, за исключением середины 30-х годов, когда осуществлялись поставки товаров по соглашению о продаже Японии КВЖД, и к 1941 г. фактически была сведена на нет.

Первое  послевоенное десятилетие торговые связи между СССР и Японией  были незначительными. Качественно новый этап развития торгово-экономических связей начался после заключения 6 декабря 1957 г. Торгового договора, который определил основные принципы торговых операций, включая предоставление режима наибольшего благоприятствования.

По мере развития торгово-экономических связей между Россией и Японией их организационно-правовая база пополняется  новыми инструментами. Наиболее важные из них — генеральные соглашения о проектах сотрудничества на компенсационной  основе, а также кредитные соглашения, заключаемые для финансового  обеспечения поставок японской промышленной продукции в Россию для разработки природных ресурсов Дальнего Востока. В 1988 г. участниками подобного рода соглашений на условиях компенсации стали Иркутская область и Хабаровский край.

Создание  договорно-правовой основы торгово-экономических связей между Россией и Японией обусловило расширение взаимного товарооборота и диверсификации форм сотрудничества. Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование торгово-политических основ сотрудничества.

Комплексным показателем уровня развития хозяйственных  связей двух стран является товарооборот. Особенностью торгового обмена России и Японии после восстановления между ними дипломатических отношений и заключения Торгового договора являлась его довольно высокая динамичность. В год подписания Торгового договора советско-японский товарооборот едва достигал 15 млн. руб., к началу 70-х годов он составил 650 млн. руб., а в 1990 г. превысил 3,5 млрд. руб. Среднегодовой прирост торговли за 1961 — 1990 гг. составил 12,2% против 9,5% для всей советской внешней торговли. В 1990 г. Япония стала одним из крупнейших торговых партнеров России среди промышленно развитых капиталистических стран.

Объективными  предпосылками поступательного  развитая российско-японских торгово-экономических связей на протяжении большей части последних десятилетий выступали взаимодополняемость экономической и внешнеторговой структур партнеров, географическая близость.

Основу  российского экспорта в Японию традиционно составляют лесные товары, уголь, нефть и нефтепродукты, текстильное сырье. На долю этих товарных групп приходится подавляющая (до 80—85%) часть стоимости российского экспорта. В структуре российского импорта из Японии основными на протяжении последних десятилетий остаются машины и оборудование, продукция черной металлургии, химические товары, текстильные полуфабрикаты и изделия. На долю этих товарных групп постоянно приходится до 80-90% стоимости импорта.

Вот основные направления совершенствования  российско-японских торгово-экономического сотрудничества на: 1.   Экономическое  сотрудничество в освоении природных  ресурсов Сибири и Дальнего Востока. 2. Прибрежная и кооперативная торговля является традиционным направлением российско-японских торгово-экономических связей. На неё  приходится 4-5% двустороннего товарооборота. 3. Сотрудничество в области рыболовства. 4. Научно-технические связи между  Россией и Японией осуществляются на межправительственном и частном  уровне. 5. Сотрудничество в области  транспорта можно подразделить на три основных направления: организацию пассажирских и грузовых перевозок между странами; расширение и совершенствование портовой сети на Дальнем Востоке России; осуществление транзитных перевозок японских грузов по территории РФ. 6. Сотрудничество в валютно-финансовой сфере.

В 2004-2005 гг. внешнеэкономические отношения  с Японией стали особенно теплыми. Прошло несколько встреч и конференций, положивших начало абсолютно новым  политико-экономическим отношениям среди стран.

21 ноября 2004 г. прошла японо-российская  встреча на высшем уровне в  рамках саммита АТЭС. Премьер-министр  Японии Дзюнъитиро Коидзуми, находящийся  с визитом в Сантьяго (Чили) для  участия в саммите АТЭС, провел  встречу с Президентом Российской  Федерации Владимиром Путиным.  Во время нынешней японо-российской  встречи на высшем уровне, первой  после встречи глав двух государств  в ходе саммита на о. Си-Айленд  в июне, обсуждались вопросы двусторонних  отношений, прежде всего вопрос  мирного договора, а также проблема  Северной Кореи и другие вопросы.  Итак, на повестке встречи было  несколько тем:

1. Визит В.Путина в Японию  в начале 2005 г. Лидеры стран пришли к единому мнению, что визит В. Путина в Японию должен послужить поводом к усилиям обеих сторон, с тем чтобы будущий юбилейный год 150-летия установления дипломатических отношений между Японией и Россией стал «особым годом», придающим импульс развитию двусторонних отношений.

2. Проблема мирного договора. Премьер-министр Японии подчеркнул, что с учетом стратегической обстановки, сложившейся вокруг японо-российских отношений, ясно, что перевод наших отношений на качественно новый уровень путем заключения мирного договора отвечает интересам обеих стран. Серьезная работа над такой исторической задачей, как заключение мирного договора, является долгом руководителей двух стран. Президент В. Путин также подтвердил, что считает необходимым решение территориальной проблемы и заключение мирного договора.

3. Сотрудничество в практических  областях. Дз. Коидзуми и В. Путин отметили, что сотрудничество между нашими государствами обладает большим потенциалом и продолжение его развития в широком круге областей на основе Японо-Российского плана действий соответствует общим интересам двух стран.

4. Подписание Киотского протокола. Дз. Коидзуми приветствовал ратификацию Россией Киотского протокола. Стороны выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству, направленному на воплощение в жизнь этого документа.

5. Проблема Северной Кореи. В отношении проблемы Северной Кореи, обсуждавшейся также на саммите АТЭС, лидеры двух стран выразили общее понимание необходимости скорейшего проведения следующего раунда шестисторонних переговоров, а также совместных усилий по обеспечению понимания их важности Северной Кореей.

2 февраля  2005 г. в Токио прошло второе  заседание японо-российского Совета  мудрецов. Тема состоявшейся дискуссии  – «Рекомендации к новой японо-российской  эпохе – к строительству стратегического  партнерства в год 150-летия  установления японо-российских межгосударственных  отношений».

Повестка  вопросов, обсуждающихся на Совете содержала следующие пункты:

1. Нынешнее состояние японо-российских  отношений. Члены Совета с японской и российской стороны дали положительную оценку продвижению японо-российских отношений в различных областях – в сотрудничестве на международной арене, в развитии политического диалога, экономических отношений и т.д. – на основе последовательной реализации Японо-Российского плана действий. В то же время члены Совета, принимая во внимание имеющийся у японо-российских отношений потенциал, отметили, что степень развития этих отношений является недостаточной, необходимо уровень стратегического партнерства, построенного на подлинном доверии.

2. Сотрудничество на международной  арене и политические отношения.

а) Сотрудничество на международной арене. Учитывая изменения  международного климата, в котором  существуют Япония и Россия, члены  Совета пришли к мнению о том, что  развитие японо-российских отношений  отвечает стратегическим интересам  обеих стран. При этом указывалось  на необходимость укрепления взаимодействия в рамках международных форумов, в том числе ООН, «восьмерки», сотрудничества в интересах мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, включая проведение шестисторонних переговоров по решению проблемы Северной Кореи, сотрудничества правоохранительных органов в целях противодействия  новым угрозам – таким, как  международный терроризм и международная  организованная преступность, а также  сотрудничества в области предотвращения и ликвидации последствий стихийных  бедствий и крупномасштабных катастроф.

б) Территориальная  проблема. Между Японией и Россией  и сейчас, по прошествии 60 лет после  окончания Второй мировой войны, не урегулирована территориальная  проблема, не отвечает интересам двух стран. Они также выразили общее  мнение, что необходимо заключить  мирный договор путем разрешения территориальной проблемы и построить  стратегическое партнерство, опирающееся  на подлинное доверие между Японией  и Россией.

в) Межпарламентские обмены. На заседании было указано  на необходимость и далее активизировать обмены между парламентариями двух стран, в частности – чаще проводить  встречи молодых депутатов.

3. Экономические отношения. Отметив быстрое расширение японо-российских экономических отношений, члены Совета отметили, что в этой сфере существуют чрезвычайно большие потенциальные возможности для развития взаимовыгодного и взаимодополняющего сотрудничества, здесь необходимо улучшать бизнес-среду, совершенствовать транспортную инфраструктуру и законодательную систему; улучшать сотрудничество в области энергетики, строительства Тихоокеанского нефтепровода и реализации сахалинских проектов; взаимодействие в области мирного использования атомной энергии, включая реакторы на быстрых нейтронах и ИТЭР (Международный термоядерный экспериментальный реактор); новое сотрудничество в рамках Киотского протокола; дальнейшую активизацию экономических связей на региональных уровнях и т.д.

4. Культурные и людские обмены. Члены Совета обратили внимание на необходимость развивать связи в областях спорта, культуры, науки, контакты между журналистами, молодежные обмены. Было внесено несколько конкретных предложений, касающихся упрощения визовых формальностей, стимулирования развития туризма, активизации молодежных обменов, в частности посредством развития связей между японскими студентами-русистами и российскими студентами, изучающими японский язык, и в области спорта.

1 и 2 марта  2005 г. в Москве состоялась Конференция  представителей региональных общественных  организаций, занимающихся развитием  японо-российских связей. В Конференции,  организованной Посольством Японии, приняли участие 20 представителей  краевых отделений Общества «Россия-Япония»  и других региональных организаций,  занимающихся развитием японо-российских  связей. В ходе Конференции состоялся  активный обмен мнениями по  вопросам углубления взаимопонимания  между народами Японии и России  и о путях развития культурных  связей между двумя странами. Конференция проводится начиная  с 1997 года и в этом году  состоялась в седьмой раз.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы можно сделать следующие  выводы:

Примерно  с середины 70-х годов в японской экономике начались процессы глубоких изменений, затронувшие и все  ее отрасли, и механизм воспроизводства  в целом. Все эти сдвиги в совокупности позволяют сделать вывод о  том, что в Японии началось формирование качественно новой модели экономического развития, так называемого «японского чуда».

Вот основные черты данной модели экономики:

А) Процессы перестройки внутреннего сектора  японской экономики;

Информация о работе Японская модель рыночной экономики