Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 01:54, реферат
Новая международная валютная система является результатом компромисса между двумя довольно различными позициями. В самом деле, у развитых и развивающихся стран, Франции и США было различное видение того, каким должен быть международный валютный порядок. По этой причине некоторые постановления двусмысленны и могут привести к эволюции валютной жизни в зависимости от обстоятельств в совершенно различных направлениях. Однако главным образом новые правила, зафиксированные в 1976 году, являются чисто прагматическими: некоторые постановления стремятся скорее легализовать определенную практику (плавание), чем соответствовать глобальному видению международного валютного порядка. На самом деле настоящие правила относятся к переходному механизму, особенно в области валютного режима, счетной основы системы и резервных активов.
1.5 Ямайская валютная система: юридическое оформление, характеристика основных структурных элементов системы, механизмов достижения равновесия платежного баланса и валютного курса.
Юридически была оформлена в 1976г. в Кингстоне (о. Ямайка), и вступила в силу 1 апреля 1978 года.
Новая международная валютная система является результатом компромисса между двумя довольно различными позициями. В самом деле, у развитых и развивающихся стран, Франции и США было различное видение того, каким должен быть международный валютный порядок. По этой причине некоторые постановления двусмысленны и могут привести к эволюции валютной жизни в зависимости от обстоятельств в совершенно различных направлениях. Однако главным образом новые правила, зафиксированные в 1976 году, являются чисто прагматическими: некоторые постановления стремятся скорее легализовать определенную практику (плавание), чем соответствовать глобальному видению международного валютного порядка. На самом деле настоящие правила относятся к переходному механизму, особенно в области валютного режима, счетной основы системы и резервных активов.
Измененный
Устав МВФ определил структурны
В рамках Ямайской валютной системы юридически оформлена демонетизация золота: отменена его официальная цена; прекращен размен долларов на золото; золото исключено из расчетов между МВФ и его членами; узаконен отказ от фиксирования золотого содержания национальных валют; проведена частичная реализация золотого запаса МВФ (или возврат его членам части этого запаса).
Право выбора режима валютного курса предоставлено странам: они могут либо придерживаться системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо устанавливать и поддерживать стабильные курсы национальных валют.
По классификации МВФ, страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий, смешанный. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета. Однако еще с 1973 г. члены МВФ перешли на режим плавающих валютных курсов, поскольку он является более гибким.
Начавшееся с середины 80-х годов переосмысление механизма регулирования платежных балансов реализуется в практических действиях, которые осуществляются в двух направлениях.
Во-первых, предпринимаются меры, способные обеспечить большую стабильность рыночных курсов ведущих западных валют. Они предполагают усиление воздействия официальных органов на эти курсы с тем, чтобы корректировать направление движения и ограничивать амплитуду их колебаний. В то же время опасность возникновения разорительных “валютных войн” заставляет власти искать пути межгосударственного согласования вмешательства в функционирование валютных рынков.
Переход ведущими странами Запада, в первую очередь США, от практики невмешательства в функционирование валютных рынков к активному воздействию на состояние этих рынков проявился главным образом в двух совместных мероприятиях. Первое – это совещание министров финансов и управляющих центральными банками пяти государств, состоявшееся в сентябре 1985 г. В Нью-Йорке и завершившееся принятием так называемого “Соглашения Плазы”. Страны-участницы договорились прибегнуть к совместным крупным валютным интервенциям с целью понижения завышенного курса доллара, вызванного огромным притоком в первой половине 80-х годов капитала в США. Вторым важным событием стала встреча министров финансов “семерки” в феврале 1987 года в Париже, и на которой они условились совместно “содействовать стабилизации валютных курсов на существующих уровнях (“Луврское соглашение”).
Удержание обменных курсов в таких пределах требует в случае необходимости проведения центральными банками совместных интервенций, то есть продаж одних валют на другие валюты рынка. Подобная практика в известной мере перекликается с концепцией, развиваемой рядом экономистов (Ф. Бергстен, ДЖ. Уильямсон).
Во-вторых, получило признание мнение о том, что неуравновешенность платежных балансов стран Запада имеет не преходящий, как полагали ранее, а застойный структурный характер. Источником же этой неуравновешенности является “несостыкованность” внутренних экономик, что выражается в различиях темпов повышения цен, неполном совпадении во времени фаз экономического цикла, перепадах процентных ставок в отдельных странах. В соответствии с этим стали раздаваться призывы перенести акцент с попыток стабилизации внешнеторговых и валютно-финансовых отношений как таковых на усилия по устранению глубинных причин возникновения неравновесий обмена между составными частями мирового хозяйства, а для этого – попытаться сначала согласованно навести порядок во внутренней экономике промышленно развитых стран.
Управление торговыми и платежными балансами с помощью международной координации внутренних макроэкономических политик рассматривается в определенной степени как альтернатива плавающим валютным курсам.
На совещании “семерки” в 1987 году в Венеции координация макроэкономических политик, ориентированных на регулирование объемов спроса, была названа одним из важнейших путей решения задачи уменьшения внешнеэкономических неравновесий и достижения более стабильных соотношений валютных курсов основных стран Запада.
Решение “семерки” предусматривают, что странам, чьи торговые и платежные балансы сводятся с превышением поступлений над платежами (Япония, Германия), следует проводить политику, направленную на стимулирование экономического роста, и соответственно, внутреннего спроса, имея в виду уменьшить внешние избыточные сальдо при сохранении стабильности цен. Страны с дефицитными платежными балансами (в первую очередь США) “должны проводить политику, которая будет благоприятствовать значительному сокращению их дефицитов” (Вашингтон 1986 г.).
Итоги.
Новая международная расчетная единица СДР, основанная на корзине основных мировых валют, не смогла стать «настоящими» мировыми деньгами. Этому помешали проблемы, связанные с вопросами ее эмиссии, распределения и обеспечения, методом определения курса и сферы использования. Изначальная ограниченность применения СДР и сложный механизм эмиссии привели к постоянному снижению ее значения и доли в международных расчетах и резервах. Укрепление валютно-экономических позиций стран-членов ЕЭС и Японии привело к постепенному переходу от стандарта СДР к многовалютному стандарту на основе валют пяти ведущих стран мира - доллара США, фунта стерлингов, марки ФРГ, японской иены, швейцарского франка.
Введение плавающих валютных курсов не смогло обеспечить их стабильность, несмотря на большие затраты на валютные интервенции. Этот режим устранил процесс накопления курсовых перекосов, характерный для фиксированных валютных курсов, но не позволил добиться выравнивания платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих» денег и валютными спекуляциями. Процессы колебания валютных курсов в условиях свободного перемещения капиталов оказались самоусиливающимися.
Давление огромной массы денег, используемых для инвестиций (как правило, портфельных) в различные регионы мира, приводило к «раскачиванию» курсов национальных валют, при котором они сначала резко укреплялись, а затем еще более резко обесценивались, и к краху национальных валютных систем. В таких условиях страны предпочитают вводить режим регулируемого плавающего валютного курса, поддерживая его различными методами валютной политики, иногда довольно жесткими.
Политические противоречия Ямайской валютной системы обусловили серию мировых финансовых кризисов, произошедших после 1976 г. Доллар США находился в объективном противоречии: с одной стороны, - это национальная валюта США, но с другой - это единственная мировая резервная валюта, выполняющая функцию мировых денег. Постепенная эволюция Ямайской валютной системы не отменила объективную необходимость ее дальнейшей реформы, поиска путей стабилизации валютных курсов и совершенствования мирового валютного механизма, который является одним из источников нестабильности мировой и национальной экономики. Наиболее далеко в этом направлении продвинулись страны Западной Европы.