Вывоз капитала и его особенности на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:47, реферат

Краткое описание

Среди главных причин вывоза капитала из России можно назвать неустойчивую политическую ситуацию, макроэкономическую нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадежное обеспечение прав собственности. Следствием всего этого является мощный отток капитала из страны с использованием таких средств, как занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях, оформлении фиктивных авансовых платежей в счет импорта, а также банковские переводы в обход существующих мер контроля.

Оглавление

1. Вывоз капитала и его особенности на современном этапе
2. Рынок, его структура и инфраструктура
3. Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства
Приложение
Список источников

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА контрольная №1.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений здесь выступают цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда.

Границы рынка в самом  общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи  продукции и услуг, и в массе  своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную [16, С.38].

Понятие «инфраструктура» было введено в экономическую литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения [17, С.109]. «Infra» в переводе с латинского языка означает «под», «ниже», «structura» - строение, расположение, следовательно «инфраструктуру» этимологически можно понимать как «расположенная ниже». Использование понятий «производственная инфраструктура», «социальная инфраструктура» указывает на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих понятий, не относятся к основному производству, а предназначены для его обслуживания. В производственную инфраструктуру включают транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, энергоснабжение, т.е. виды деятельности, обслуживающие основное производство, сюда же относят и оптовую торговлю. В социальную инфраструктуру включают образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, которые удовлетворяют социальные потребности населения. Сюда же относят и розничную торговлю. Одни понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства. Другие полагают, что инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая призвана обеспечить беспрепятственное поле деятельности [18, С.219]. Рыночная инфраструктура - это весьма сложная экономическая категория. Профессор О.В. Иншаков и доцент Е.Г. Русакова утверждают, что следует отличать инфраструктуру рыночной экономики как исторически обусловленную конкретную форму хозяйства со всеми его сферами, уровнями, отраслями, секторами и сегментами от рыночной инфраструктуры, обслуживающей механизм рынка как способа регулирования производства и потребления через обмен и распределение факторов и продуктов. То, что в первом случае относится к хозяйству в целом, во втором - к механизму его функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, при этом первая включает в себя вторую [19, С.30].

В одном из вариантов, рыночная инфраструктура рассматривается как совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. При этом отмечается, что институты различаются по своей природе, характеру и назначению. «Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают» [20]. Общественной первопричиной возникновения организационного обособления и институционального закрепления рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики явилось развитие общественного разделения труда, производства, национального хозяйства и собственности. Следовательно, нынешняя форма рыночной инфраструктуры сложилась в результате исторического развития товарного производства и эволюции рыночного хозяйства. Это закономерный процесс: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались новые потребности и раскрывались возможности появления новых видов деятельности.

Таким образом, формирование рыночной инфраструктуры в нашей стране уходит корнями вглубь общемировых рыночных отношений и общественного разделения труда, является результатом социально-экономических преобразований и становится объективной необходимостью, закономерностью, важным фактором развития современного национального рыночного хозяйства.

«Рыночная инфраструктура - это сложная экономическая категория, представляющая собой подсистему рыночной экономики и включающая совокупность организаций, связей между ними и институциональных условий, обеспечивающих осуществление определенных видов деятельности, процессов и процедур, выражающихся в услугах, удовлетворяющих конкретные потребности хозяйствующих субъектов и населения и, тем самым, содействующих конкуренции и бесперебойному функционированию рыночного хозяйства» [21, С.20]. Академик Г.Л.Журавлева определяет рыночную инфраструктуру как «совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования» [22, С.96]. Важным достоинством такого определения является подчеркивание обслуживающего, обеспечивающего характера функционирования институтов рыночной инфраструктуры. Но одновременно рыночная инфраструктура трактуется как основание, базис, фундамент рынка, что, на наш взгляд, вводит лишь ненужную иерархию, нерациональное соотношение между участниками рыночных отношений, одни из которых якобы являются основой, базисом для других.

Рынок, как сфера взаимодействия продавцов и покупателей, связанных  системой обменных, товарно-денежных отношений, включает в себя как непосредственных производителей и потребителей товаров, так и представителей рыночной инфраструктуры - посредников. С точки зрения участия в товарно-обменных отношениях все участники рынка абсолютно равноправны, никто из них не является основными или вспомогательными для рынка, базисом или не базисом для него. Однако характер участия посредников в рыночных отношениях принципиально иной, чем у непосредственных производителей или потребителей. Их роль на рынке особая - установление эффективных взаимоотношений между участниками рынка, повышение оптимальности и рациональности этих отношений, обеспечение их гармонизации.

Таким образом, инфраструктура рынка - это совокупность посредников  на рынке, обеспечивающих эффективные  взаимоотношения между непосредственными  производителями и потребителями  товаров, между конечными заемщиками и кредиторами.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это  обслуживание рыночных субъектов, с  другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т. е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

  • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
  • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений;
  • облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
  • подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменение в экономике  страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга -это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики: а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики, б) регулирование движения товарно-денежных потоков.

В настоящее время многие средние и крупные промышленные корпорации, не желая обременить себя издержками, связанными с приобретением вспомогательных услуг на рынке (т.е. у институтов инфраструктуры), имеют их в своем составе. Это позволяет им освободиться от соответствующих трансакционных издержек, производя нужные услуги своими силами. Возникающая экономия при трансформации трансакционных издержек независимых рыночных субъектов в управленческие внутрифирменные издержки может быть довольно значительной. Таким образом, корпорации заинтересованы как в создании объектов рыночной инфраструктуры, в своем составе, так и в их эффективном функционировании.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т. д.), социальную инфраструктуру - совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

Практически все исследователи этой проблемы включают в рыночную инфраструктуру товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда. В более широком аспекте к рыночной инфраструктуре относят также оптовую и розничную торговлю, аукционы, ярмарки, коммерческие банки, страховые, инвестиционные и финансовые компании [23, С.107], что также не вызывает сомнений в причислении их к посредникам.

Вместе с тем, включение  в рыночную инфраструктуру не зависит  от формы собственности, посреднические компании могут быть и государственными, и частными.

В рыночную инфраструктуру входят различного типа посредники, каждый из которых имеет особое предназначение на рынке, вследствие этого возникает  необходимость их классификации. Посредники, составляющие рыночную инфраструктуру, имеют принципиальные отличия в зависимости от типа рынка, на котором они действуют. Посредников на рынках средств труда, предметов потребления, услуг и информации целесообразно обозначить как торговых посредников. В отдельные группы следует выделить финансовых посредников, действующих на финансовом рынке, и посредников на рынке труда (см. Приложение, рис.1).

К общему перечню видов  рыночной инфраструктуры следует отнести  следующие группы услуг: консалтинговые; маркетинговые; лизинговые; компьютерные и связанные с ними услуги (в том числе программного обеспечения); услуги связи; информационно-коммуникационные; электронной коммерции; юридические; концессионные; транспортно-экспедиционные; логистические; франчайзинговые; дистрибьюторские (включая брокерские); посреднические; инжиниринговые; прикладные научно-исследовательские, аналитические и проектные; услуги дизайна, брэндирования и рекламы; финансовые (включая венчурные, а также услуги кредитования, страховые); риэлторские (связанные с землей, недвижимостью); бухгалтерские (учет, отчетность); аудиторские; налоговые; инновационно-внедренческие; инвестиционные; патентные; услуги экспертизы по различным аспектам; сертификационные; услуги по стандартизации (техническому регулированию); услуги по метрологии (обеспечению единства измерений); аккредитационные; регистрационные; выставочно-ярмарочные; услуги по обучению, переподготовке кадров; по подбору и расстановке персонала; экологические услуги; услуги охраны и сопровождения и др. [24, С.39]

Необходимо подчеркнуть, что рынок услуг, предоставляемых рыночной инфраструктурой, несмотря на межотраслевой, разнопрофильный, многовидовой характер, тем не менее, имеет некоторые общие признаки, которые следует обозначить. Во-первых, рынок инфраструктурных услуг в значительно большей степени отвечает требованиям конкурентного рынка и менее подвержен монополизации. Во-вторых, рассматриваемые услуги ориентированы на многие категории потребителей (в том числе на хозяйствующих субъектов, домашние хозяйства, отдельных людей и групп сообщества), в связи с чем, не нуждается в глубокой сегментации. В-третьих, рынок данных услуг отличается большей конъюнктурностью и непредсказуемостью по сравнению с рынками ряда других услуг (например, бытовых, жилищно-коммунальных, услуг телефонной связи и общественного транспорта). В-четвертых, рынок услуг данного рода обладает значительным динамизмом и в то же время определенной гибкостью. В-пятых, данный рынок тяготеет к комбинированию услуг, предоставлению их в различных сочетаниях (наборах и комплексах) как внутри групп услуг, так и в межгрупповых комбинациях. В-шестых, для подобных услуг характерна большая степень локализации, т.е. привязки к определенной территории (региону, городу, группе районов, населенных пунктов). Указанные характерные черты играют значительную роль в практическом функционировании и развитии услуг рыночной инфраструктуры.

 

 

         3. Место и роль спроса в системе общественного воспроизводства

Общественное воспроизводство - воспроизводство в масштабе общества, означающее непрерывное возобновление макроэкономических явлений и процессов с их количественными и качественными параметрами и выражающее тем самым изменения в социально-экономической системе.1  Всякое воспроизводство включает три элемента: 1) воспроизводство средств производства; 2) воспроизводство рабочей силы; 3) воспроизводство производственных отношений. Спрос на материальные блага и услуги - готовность и способность людей приобретать какой-либо товар. Поведение людей в процессе приобретения товара описывает закон спроса2. Закон спроса - это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот чем выше цена товара, тем меньшее его количество готовы приобрести потребители в данный момент. Соответственно, чем ниже цена товара, тем выше спрос3.

Следует, однако, учитывать, что помимо цены данного товара на спрос влияют некоторые неценовые факторы. К  основным неценовым факторам, воздействующим на изменение спроса, относятся уровень  доходов потребителей, число потребителей, цены на взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары, ожидания потребителей, влияние моды и многое другое. Закон спроса действует не только на микроуровне, но и на макроуровне, то есть на уровне всей экономической системы. Спрос на макроуровне называется совокупным спросом и показывает, какое количество товаров и услуг планируют приобрести резиденты страны исходя из сложившегося уровня совокупного дохода. Анализ взаимодействия спроса и предложения является универсальным средством исследования, и применим к самому широкому кругу экономических проблем. Таковы, в частности, влияние бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики на экономический рост, воздействие экспортно-импортных пошлин и квот на объемы производства, прогноз изменения спроса на отдельные группы товаров и так далее.

Информация о работе Вывоз капитала и его особенности на современном этапе