Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть содержание медицинского страхования, порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в России и указать пути совершенствования медицинского страхования в РБ на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
дана характеристика содержания медицинского страхования, его роль и значение;
раскрыт порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в России;
освещены недостатки в организации медицинского страхования в Республике Беларусь и предложены перспективы его развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
Содержание медицинского страхования……………………………………...7
Содержание медицинского страхования, его роль и значение…………….7
Порядок формирования и использования фонда медицинского страхования в России………………………………………….………………………………...14
Порядок формирования и использования Фонда медицинского страхования в Российской Федерации……………………………………….…………………14
Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………..……………..30
3.1Недостатки в организации медицинского страхования и перспективы его развития………………………………………..……………………………………30 Заключение………..……………………………………………………………….35Список использованных источников………………….. …………………………38 Приложения……………………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Медицинсое страхование.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Сложившийся на различных территориях многообразный  порядок финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования определяет основу модели системы обязательного медицинского страхования. Существование различных схем финансовых потоков в регионах обусловлено рядом факторов, в числе которых:

• различная  степень готовности территорий к внедрению системы обязательного медицинского страхования;

• финансовые возможности  регионов;

• национально-территориальные  особенности;

• политические аспекты.

Выравнивание  финансовых условий деятельности территориальных  фондов по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации осуществляется фондом обязательного медицинского страхования путем предоставления средств нормированного страхового запаса бюджета бюджету территориального фонда на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования в виде субвенции. Величина нормированного страхового запаса определяется в размере до 15% от общей суммы дотаций, направляемых территориальным фондам обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, и утверждается федеральным законом о бюджете фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год. [20, с. 214]

Для обеспечения  финансовой устойчивости системы обязательного  медицинского страхования средства нормированного страхового запаса в размере до 10% средств резервируются на случай возникновения критических ситуаций с финансированием обязательного медицинского страхования в результате стихийных бедствий, катастроф, террористических актов и других чрезвычайных обстоятельств в течение года.

Необходимо  отметить, что ежегодно утверждаются правила финансирования расходов на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам  в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, за счет средств, перечисленных Фонду социального страхования Российской Федерации из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Кроме того, Фонду  социального страхования Российской Федерации ежемесячно перечисляются средства на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи в размере 25% суммы счетов по оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оплаченные страховыми медицинскими организациями (при их отсутствии — территориальными фондами обязательного медицинского страхования).

Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования в России является то, что при поступлении средств обязательного медицинского страхования в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли. Сегодня тариф страхового взноса, составляющий 3,6% от фонда оплаты труда, не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть — это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи. [20, с. 218]

Платежи за неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить.

В России возникает  такая ситуация, когда система  становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, качество же медицинской помощи определяется не результатами лечения, а использованием дорогостоящих технологий.

Внедрение системы  ОМС практически на всех территориях  отмечается неоправданно широким разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

Результаты  сборов страховых взносов и наличие  задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость серьезной работы по совершенствованию методов сбора страховых выплат.

Опыт проведения в России в течение последних 15 лет масштабной реформы системы здравоохранения позволил выявить серьезные недостатки, требующие от государства внесения корректив, это: недостаточное финансирование отрасли; завышенный объем государственных гарантий, не обеспеченных финансированием; наличие двух автономных источников финансирования здравоохранения, и отсутствие действенных механизмов координации их деятельности; сегментация системы здравоохранения на федеральный, региональный и муниципальный сегменты, отсутствие системы стратегического и текущего планирования; избыточность и диспропорции лечебной сети медицинских учреждений; отсутствие системы стандартизации медицинских услуг; отсутствие хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений; недостаточность законодательной базы и нарушение действующего законодательства, регулирующего функционирование системы здравоохранения. [20, с. 220]

Таким образом, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической  и клинической эффективности  ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения Российской Федерации на гарантированный государством объем медицинской помощи.

Системы общественного здравоохранения во всех странах функционируют в условиях жестких финансовых ограничителей. Поэтому проблема увязки государственных обязательств предоставления населению медицинской помощи с финансовыми ресурсами — это универсальная проблема, которую вынуждены решать все государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

3.1 Недостатки в организации медицинского страхования в РБ и перспективы его развития

 

В Республике Беларусь действует государственная система здравоохранения, основанная на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений, что гарантирует населению бесплатную медицинскую помощь. В стране законодательно закреплен приоритет бюджетного финансирования медицины, а система обязательного медицинского страхования отсутствует.

Бесплатность  медицинской помощи становится все  более иллюзорной, растет недовольство населения состоянием службы здравоохранения. Объявив медицинскую помощь полностью бесплатной, государство все более утрачивает возможности предоставить такую помощь, тем, кто в ней более всего нуждается. Одновременно активизируется теневой рынок медицинских услуг с далеко идущими социальными и экономическими последствиями.

Кроме этого, не всегда врачебная помощь бывает своевременной и доступной. Добровольное медицинское страхование еще не получило достаточного развития. Основная причина этого - недостаточная платежеспособность населения. Все упирается в тарифы, которые не всегда оправданы как для клиента, так и для лечебного учреждения

С одной стороны, медики сильней реагируют на стимулы, возникающие в сфере теневой экономики.

С другой  стороны - пациенты иногда вынуждены оплачивать свое лечение сами, растет число  платных медицинских услуг. За январь-ноябрь 2010 года фактический объем платных медицинских услуг через все каналы реализации, составил 446,8 млрд. руб. (темп роста – 130,4%) при плане 119-120%. [7, с. 45]

В сложившейся  ситуации необходимо трезво оценить  финансовые возможности здравоохранения. Практически это означает необходимость  принятия новой процедуры формирования базовой программы ОМС.

В Беларуси проблема медицинского страхования обсуждается  уже несколько лет. Вначале страховщики  были за обязательное страхование, однако постепенно их мнение изменилось, так  как обязательное страхование предполагает определенный уровень благосостояния людей, который в Беларуси пока не достигнут. В западных странах половину медицинской страховки оплачивает наниматель, а половину - сам гражданин.

Медицинское страхование  в Беларуси пока развито довольно слабо, и на то есть ряд объективных причин.

Во-первых, действительно  сказывается отсутствие экономического стимула. Поскольку существует декларированная  бесплатная медицинская помощь, человек  понимает, что, обладая определенной настойчивостью, он вполне может ею воспользоваться. Кроме того, срабатывает чисто советская психология: мол, зачем мне платить, если еще неизвестно, заболею я или нет. А если когда-нибудь и заболею, то попросту заплачу лично лечащему врачу.

Во-вторых, особенности  нашего налогового законодательства. На сегодняшний день медицинское страхование юридическими лицами своих работников крайне невыгодно. Почему? Страховые взносы мало того, что платятся из чистой прибыли - организация должна выложить еще почти столько же в виде налогов! А с работника, который «на руки» ничего при этом не получает, удержать подоходный налог (присовокупив стоимость полиса к его доходу). Поэтому даже те организации, которые могут себе позволить обеспечить медицинской страховкой свой персонал, идут на это крайне неохотно - кому понравится удорожание полиса почти в два раза по сравнению с его реальной стоимостью? И пока не уменьшится это налоговое бремя и не будет подписан Указ Президента о добровольном медицинском страховании, ситуация вряд ли изменится к лучшему.

В Республике Беларусь проводится работа по созданию единой системы стандартизации, внедрены семь социальных стандартов в области здравоохранения, что является государственной гарантией социальной защиты граждан и обеспечение необходимой медицинской помощи за счет средств бюджета. На их основе разрабатываются территориальные государственные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Функциональная  основа социального стандарта выполняет  нормативное бюджетное обеспечение  расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.

В 2011 году деятельность  системы здравоохранения будет  направлена на снижение смертности и  заболевания населения от управляемых  причин, развитие инновационного и  инвестиционного потенциала учреждений, рост экспорта медицинских и обязательных услуг. [7, с. 48]

Президент  Республики Беларусь заявил о возможности введения в стране обязательного  медицинского страхования (ОМС).

Александр Лукашенко  отметил: «Я не хочу говорить, что мы не будем проводить реформу здравоохранения, что мы не пойдем, как бы это непопулярно ни звучало, на медицинские страховки, добровольные, обязательные и т.д. Людей потихоньку надо приучать к тому, что самое дорогое для нас – это здоровье». [25, с. 2]

Во-первых, введение ОМС, в какой бы аббревиатуре проект не был реализован в Беларуси, будет коренным образом отличаться от аналогичных проектов на постсоветском пространстве.

Во-вторых, успех  внедрения ОМС  напрямую связан с  эффективным применением административных инструментов и солидарных действий всех участников профильного рынка – так было, к примеру, в случае с введением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Главным условием успеха является обеспечением свободного доступа к страхованию различных операторов рынка, иностранных инвесторов.

В-третьих, страховому сообществу даже при самой высокой поддержке предстоит преодолеть сопротивление не только разветвленного бюрократического аппарата медицинского отрасли, но и фактор неприятия со стороны потенциальных страхователей, синдром иждивенческого отношения к здравоохранению со стороны значительной части населения. [25, с. 2]

С приходом  зарубежных инвестиций, в республике появляется все больше предприятий, чьи руководители вполне адекватно относятся к страхованию - с ними возможно установление продуктивного сотрудничества. В настоящее время растет интерес к добровольному медицинскому страхованию.

Необходимая популяризация, если не сказать пропаганда медицинского  страхования на государственном уровне. Медицинское страхование в соседних государствах является обязательным. Это первый элемент, который приучает граждан к страховому полису.

Только так государство привьет гражданам страховую культуру и привычку заботиться о своей жизни и своем здоровье самостоятельно. Страховщикам для развития медицинского страхования необходимо изменить подходы к проведению медицинского страхования, создавать гибкие условия страхования, разработать и проводить агрессивную маркетинговую политику, широкую разъяснительную и рекламную работу только все это в комплексе позволит достигнуть развития медицинского страхования на достаточно высоком уровне. [29, с. 8]

Необходимо  введение строго бухгалтерского учета  в сфере здравоохранения, прозрачной калькуляции расходов и доходов, об оптимизации расходов денежных средств  на здравоохранение. 

Информация о работе Вопросы совершенствования медицинского страхования в Республике Беларусь на современном этапе