Военная экономика СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:46, контрольная работа

Краткое описание

Факторы экономической интеграции бывших советских республик.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

Оглавление

Проблемы интеграции в рамках СНГ
3
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по мировой экономике.docx

— 24.41 Кб (Скачать)

 

Содержание:

  1. Проблемы интеграции в рамках СНГ

3

  1. Список использованной литературы

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы интеграции в рамках СНГ

Факторы экономической интеграции бывших советских  республик. 

Интеграционные  тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными  факторами:

  • разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
  • желанием широких масс населения в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
  • технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные  тенденции, определявшиеся, прежде всего  стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось  ими как безусловный приоритет, и соображения экономической  целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки №воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран – членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Немалое значение для  определения реальной позиции стран  по отношению к интеграции в рамках СНГ имели расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать  интересы партнеров, негибкость позиций, столь часто встречавшаяся в  политике новых государств, также  не способствовали достижению договоренностей  и их практической реализации.

Готовность бывших советских республик и интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько  политическими и даже этническими  факторами. С самого начала прибалтийские  страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами – членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно – со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие их них рассматривали СНГ, прежде всего  как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность  таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся  связей и избежать эксцессов. Задача реального сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое  неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать механизм интеграционной группировки  для достижения своих политических задач. 

Успехи  и неудачи СНГ. 

С 1992 по 1998 гг. в органах  СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть  из них «осталась на бумаге» по разным причинам, но главным образом  из-за нежелания стран – членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие  рамки. Известную роль сыграл и бюрократический  характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был, достигнут только в отдельных частях этих соглашений.

Критика неэффективной  работы СНГ особенно стала слышна в последние два-три года. Часть  критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а  часть видела в качестве причины  этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного  механизма.

Главное же препятствие  для успешной интеграции заключалось  в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты  на получение выгод при дистанцировании  от России и интеграции в рамках СНГ.

Тем не менее, несмотря на все сомнения и критику, организация  сохранила свое существование, поскольку  она нужна большинству стран  – членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди  широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация  взаимного сотрудничества поможет  преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские  республики в ходе преобразований социально-экономических  систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.

Перспективы СНГ. 

По мере того как  происходило становление собственной  государственности, у правящих кругов стран – членов СНГ уменьшились  опасения, что интеграция может повлечь  за собой подрыв суверенитета. Возможности  увеличения поступлений в твердой  валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки  третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Рост экспорта этих товаров  отныне стал возможным в основном за счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших  капиталовложений и времени.

Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в  странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран – членов СНГ, повлек за собой  валютные осложнения и дополнительные трудности в функционировании валютного  механизма в этих государствах. Эти  процессы усилили поиски компенсации  и защиты от негативных явлений с  помощью развития сотрудничества в  рамках СНГ.

Отрицательное воздействие  на интеграционные процессы в СНГ  оказал финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная  девальвация российского рубля  и ухудшение функционирования платежного механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений стран  – членов СНГ в Россию. Почти  все страны СНГ были вынуждены  девальвировать свои валюты; уменьшились их валютные резервы, усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как валюты расчетов и запасов. Тем не менее, этот кризис не подорвал объективную заинтересованность стран – членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.

Некоторое оживление  и модификацию внесла в интеграционные процессы идея «интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной степенью интегрированности  и разными сферами совместной деятельности.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, но, с  другой стороны, означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в  тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При  определенных обстоятельствах «интеграция  разных скоростей» может даже способствовать интеграционных процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие стороны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего  нежелание ограничить свой суверенитет  и учитывать должным образом  интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные  интересы стран – членов СНГ в  различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими интеграционными процессы, а нередко и стимулировать их.

Окончательный результат  взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных  процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в  том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран – членов СНГ, осознания  народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как  в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и  системных реформ в России – естественного  интеграционного ядра СНГ.

ВЫВОДЫ:

Интеграция в  СНГ опирается на такие объективные  факторы, как сложившиеся в прошлом  разделение труда, технологическая  взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

Главные препятствия  интеграции – опасения в странах  – членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность  строительства новой социально-экономической  системы.

Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось  и в целом доказало целесообразность своего существования.

Список использованной литературы:

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие.- М., 2007.
  2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное  пособие.- М., 2005
  3. Киреев А.П. Международная экономика. – М., 2002
  4. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник.- М., 2004
  5. Кудров В.М. Мировая экономика - М.: БЕК, 2007.
  6. Кудров В.М. Мировая экономика - М.: БЕК, 2007.
  7. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие / под ред. д.э.н., проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006
  8. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В.Е. Рвбалкин, Ю.А. Щербанин и др.; Под ред. В.Е. Рыбалкина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
  9. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
  10. Миклашевская  Н.А., Холопов А.В. Международная экономика.- М., 2004
  11. Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцева, В.А. Ачкасова.- СПб.: Питер, 2005
  12. Мировая экономика: Учебник /Под ред. проф. А.С. Булатова.- М., 2003
  13. Мировая экономика: Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред.д.э.н., проф. В.П. Колесова  и д.э.н., проф. М.Н, Осьмовой.- М.: Флинт, 2008
  14. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского.- М.: Международные отношения, 2006
  15. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р.И. Зименкова. М.: Финансы и статистика, 2003
  16. Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие.- м, 2007
  17. Спиридонов И. А. Мировая экономика.- М.: ИНФА, 2002
  18. Трухачев В.И, Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Международная торговля: Финансы и статистика, 2006
  19. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика.- М.: Экономика, 2005

Информация о работе Военная экономика СССР