Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа
Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.
Введение
1. Внешнеэкономические связи России
1.1 Географическая структура внешней торговли РФ
1.2 Внешнеторговый оборот РФ
1.3 Товарная структура внешней торговли
1.4 Внешняя торговля России за 2006–2007 гг.
2. Основные принципы внешнеторговой политики России
3. Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой
3.1 Россия-Германия
3.2 Россия-Италия
3.3 Россия-Япония
3.4 Россия-США
3.5 Россия-Франция
3.6 Россия-Великобритания
Заключение
Список использованной литературы
Импорт текстиля, текстильных изделий и обуви в стоимостном выражении вырос на 68,6%. Рост стоимости импорта основных товаров группы одежды составила 197,1% и кожаной обуви 264,6%.
Стоимостной объем импорта продукции химической промышленности вырос на 23,8%, несмотря на то, что стоимостное значение импорта основной продукции данной группы – медикаментов (21,6%) сократилась до 91,7%.
Экономика России
оказалась зависимой от экспорта
узкого круга товаров, прежде всего
топливно-сырьевой группы, а также
от импорта многих потребительских
товаров. Степень ее открытости на определенном
этапе перестала
В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию следующих основных целей:
Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках.
Установленный в России внешнеторговый режим либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым, нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.
В этой связи ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров.
2. Основные принципы внешнеторговой политики России
Внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций.
Отношения РФ
с иностранными государствами в
области внешнеторговой деятельности
строятся на основе соблюдения общепризнанных
принципов и норм международного
права и обязательств, вытекающих
из международных договоров
В целях интеграции
экономики России в мировую экономику
Российская Федерация в соответствии
с общепризнанными принципами и
нормами международного права участвует
в международных договорах о
таможенных союзах и свободных экономических
зонах со всеми вытекающими отсюда
последствиями. В настоящее время
торговая политика России осуществляется
посредством таможенно-
Важнейшими
направлениями
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.
Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:
1) обеспечения национальной безопасности РФ;
2) выполнения
международных обязательств РФ
с учетом состояния на
3) защиты внутреннего рынка РФ.
В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля.
Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль их качества. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах. В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий.
3. Внешняя торговля России
со странами с развитой
3.1 Россия-Германия
Одним из крупнейших деловых партнеров России выступает Германия. Германия первой из ведущих иностранных государств признала Российскую Федерацию в качестве продолжателя бывшего СССР (26 декабря 1991 г.).
Давно замечено, что у стран, между которыми существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи, политические отношения, как правило, также отличаются стабильностью. К таким странам принадлежат Россия и Германия с их мощным экономическим потенциалом, взаимодополняемостью экономик, традиционностью деловых связей и географической близостью.
Россия и Германия создали большое число совместных предприятий.
На территории России функционирует около 3,5 тыс. предприятий с германским участием, из них около 800 – со 100%-ым немецким капиталом. Среди них «Siemens AG», «Grundig», «Basf», «Blaupunkt», «Umax», «Bosch», «Mercedes», «VW» и другие. Они работают преимущественно в сфере торгово-посреднических и консультационно-информационных услуг (около 50%), а также финансовых операций (15%). Зарегистрировано более тысячи представительств германских фирм (главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге).
На протяжении многих лет Германия удерживает лидирующее положение среди торговых партнёров России. Её доля во внешней торговле России – около 10%, а доля России во внешней торговле Германии – около 2,5%.
В 2005 г. взаимный товарооборот достиг рекордной планки в 32,9 млрд. долл. США, т.е. по сравнению с 2004 г. вырос на 37,7%. По данным Федеральной таможенной службы России, в январе-сентябре 2006 г. объём торговли между Россией и Германией увеличился на 30% и достиг 30,9 млрд. долл.
Структура взаимного товарооборота на протяжении ряда лет остается без особых изменений. В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). В 2001 г. в Германию было поставлено 23 млн. т российской нефти на 4,08 млрд. немецких марок и 29,6 млрд. куб. м природного газа на 3,4 млрд. немецких марок. При этом увеличение поставок происходило на фоне снижения цен на германском рынке нефти и газа.
Значительную долю в российском экспорте в ФРГ составляют полуфабрикаты (30%), в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др.
Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля в последнее время выросла с 8% до 11%.
Основным препятствием для роста экспорта многих товаров на германский рынок остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна. С другой стороны, этому мешает ужесточение норм и стандартов, особенно по безопасности и экологичности, принятых в ЕС.
Ведущие позиции в структуре импорта из Германии занимают готовые товары (более 80%), где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60% от общего объема импорта). Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте (около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.
Таким образом, структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых «ниш» на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок.
Есть уверенность, что укрепление политической стабильности в российском обществе и улучшение экономической ситуации изменят к лучшему перспективы для дальнейшего развития торгово-экономических связей с Германией.
Важнейшими
проектами российско-
Перспективным является также сотрудничество в области высоких технологий (авиационно-космическое, создание навигационных спутниковых систем, совместные технологические разработки по экологической тематике).
3.2 Россия – Италия
Италия является одним из приоритетных торгово-экономических партнеров России. По данным российской статистики, она занимает 3 место в мире по объему товарооборота с Россией (после Германии и Нидерландов). Удельный вес России в совокупном итальянском экспорте составляет около 2%, в импорте – 3,8%.
По данным российской статистики объем товарооборота между Россией и Италией в 2006 г. возрос по сравнению с предыдущим годом на 31% и составил более 30 млрд. долларов.
Основные показатели формирования товарооборота между Россией и Италией за 2002–2006 гг. характеризуются следующими данными (млрд. долл. США):
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2006/2005, в % | |
Товарооборот |
9,7 |
10,9 |
15,2 |
23,5 |
30,8 |
131,1 |
Экспорт России |
7,4 |
8,5 |
12,0 |
19,0 |
25,1 |
132,1 |
Импорт России |
2,2 |
2,4 |
3,2 |
4,5 |
5,7 |
126,7 |
Сальдо |
+5,2 |
+6,1 |
+8,8 |
+14,5 |
+19,4 |
В российском экспорте в Италию основная роль традиционно принадлежит энергоносителям (включая нефть, нефтепродукты, природный газ и каменный уголь), их удельный вес во всем объеме товарных поставок составляет около 89%. В Италию было поставлено в 2006 г. около 20 млн. т. сырой нефти и нефтепродуктов и более 25 млрд. м³ природного газа. В соответствии с действующими долгосрочными контрактами, поставки российского газа к 2008 году должны возрасти до 28 млрд. м3, и удовлетворять около трети потребностей Италии в этом энергоносителе.
Другими важными позициями в российском экспорте в Италию являются:
Доля машинотехнических товаров мала и составляет менее 1%.
В российском импорте из Италии преобладают машины, оборудование и средства транспорта. Их доля в 2006 г. составила 45,5%. На второй позиции – химическая продукция и удобрения – 11,7%. Далее следуют мебель, текстильные изделия и другая продукция легкой, а также пищевой промышленности. В целом доля товаров широкого потребления составляет около 30%.
Информация о работе Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой