Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа
Прошло несколько лет со времени выхода РК [1] на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет как закончилась война.
ВВЕДЕНИЕ
I. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА.
1. Влияние геополитического положения Казахстана на его внешнеполитический курс.
2. ООН и Казахстан.
3. Казахстан в составе СНГ.
4. Перспективы сотрудничества Казахстана и АТР.
5. Мусульманский мир и Казахстан.
6. Средний Восток и Казахстан.
7. Американское и европейское направление Казахстанской дипломатии.
III. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
1. Внешнеполитические задачи.
2. Принципы формирования доктрины внешней политики Республики Казахстан.
3. Основные направления внешнеполитической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
[8] Нельзя не отметить отношения Казахстана с ближайшими соседями Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, определяется необходимость придания эффективности союзу трех государств, который, на мой взгляд, имеет большое будущее. В 1992 году по инициативе нашего Президента была заложена основа созданию союза Центрально-азиатских стран. Появилась прекрасная эмблема такого будущего Союза - могучая чинара с глубокими корнями и мощными ветвями, символизирующими единые корни и общность целей становления и развития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были подписаны документы о создании межгосударственного совета, единого экономического пространства трех стран. Созданы единый исполнительный орган, советы отраслевых министров и руководителей ведомств. Принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции. Начал функционировать Центрально-азиатский банк развития, положено начало согласованным действиям в межгосударственных отношениях и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н. Назарбаев о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициативы президенты И. Каримова о совещании - семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то можно сказать еще в 1990 г. по инициативе Казахстана, в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся в январе 1993 г. в Ташкенте на встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договора и соглашения между государствами Центрально-азиатских государств.
Во время визита Президента РК Н. А. Назарбаева в республику Узбекистан 10-12 января 1994 года обе стороны договорились в дальнейших шагах по развитию казахстанско-узбекистанских отношений. В целях дальнейшего углубления и развития отношений, между странами президенты И. А. Каримов и Н. А. Назарбаев подписали договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, предполагающего свободной перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивающего согласованную кредитно-расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику. Взаимоотношения между двумя ведущими центрально-азиатскими государствами строятся и развиваются на основе Туркестанского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, подписанного 24 июня 1992 года.
Договор о создании единого экономического пространства между тремя центрально-азиатскими государствами ни в коей мене не противоречит положениям договора о создании экономического союза стран Содружества и открыт для вхождения всех государств СНГ.
КАЗАХСТАН И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ
РЕГИОН
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Свое устойчивое развитие Казахстан обеспечивает в первую очередь целенаправленной и активной внешнеполитической деятельностью. Хорошо понимая, что успешное проведение политических и социально-экономических реформ возможно лишь в атмосфере стабильности, Республика активно включилась в процессы разоружения и создания системы международной безопасности . Решения о закрытии Семипалатинского полигона и отказ от ядерных вооружений, присоединение, безоговорочная поддержка инициативы, направленной на продление договора о нераспространении ядерного оружия не только принесли Казахстану уважение мирового сообщества, но и укрепили безопасность, обеспечили территориальную целостность за счет соответствующих гарантий со стороны России, США, КНР, Великобритании и Франции. Достижение устойчивого развития и обеспечение национальной безопасности не решается одними только военно-политическими мерами. Самую надежную основу для упрочения мира и добрососедства создают торгово-экономические связи. Однако у Казахстана размеры этих связей со странами АТР пока что незначительны. В торгово-экономических отношениях Казахстана с регионом налаживается внешняя торговля, получают развитие их более прогрессивные формы - прямые хозяйственные связи, новые типы инвестиционного сотрудничества, совместные предприятия. В целом о степени вовлеченности Казахстана в обще региональные процессы экономического сотрудничества говорить еще рано. Но как азиатское государство Казахстан, естественно, заявит о себе в Азии. Впервые делегация Казахстана приняла участие в работе сессии экономической и социальной комиссии (Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Безусловно, выходу Казахстана вглубь азиатского континента и к омывающим его морям и океанам будет способствовать участие его в Организации экономического сотрудничества, к учредителям которой - Ирану, Пакистану и Турции - присоединились Афганистан, Азербайджан и центрально-азиатские государства. Республика Казахстан вступила в Азиатский банк развития - это также рубежное событие в процессе ее интеграции в мирохозяйственные связи в Азии.
В настоящее время во внешнеэкономической деятельности республики все большее значение придается расширению торгово-экономического сотрудничества со странами АТР. На уровень крупномасштабного сотрудничества в самых различных сферах и глубокого взаимопонимания за весьма короткий срок после обретения Казахстаном независимости вышли казахстанско-американские отношения. Они стали подлинно партнерскими, что и нашло отражение в подписанной 14 февраля 1994 г. в Вашингтоне Президентом Б.Клинтоном и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым “Хартии о демократическом партнерстве”. США и Казахстан договорились интенсифицировать контакты в сфере политики, экономики, культуры, образования, экологии, науки и техники, здравоохранении и других областях. Весьма важное значение в контексте казахстанско-американских отношений имеют вопросы обеспечения безопасности, независимости, территориальной целостности и демократического развития Казахстана. Сотрудничество в этой сфере будет осуществляться как на двусторонней основе, так и в рамках действующих международных и региональных структур безопасности: ООН, ОБСЕ. США будут оказывать необходимую финансовую и техническую поддержку усилиям Казахстана в этом направлении. Конкретными примерами такого рода взаимодействия является заключение двустороннего торгового соглашения, договор о взаимной защите инвестиций, участия Казахстана при поддержке США в программе системной трансформации МВФ, а также деятельное и дающее значительные практические плоды, поощрение администрацией Б. Клинтона масштабного притока инвестиций американского частного сектора в экономику Казахстана. Большой прогресс за последние годы достигнут в казахстанско-китайских отношениях. Китай одним из первых признал независимость Казахстана. Были установлены между ними дипломатические отношения. В Пекине и Алматы открылись посольства. Налажено транспортное сообщение по воздуху, железной дороге, автотрассам, то есть созданы необходимая база и предпосылки для развития и углубления двустороннего сотрудничества.
Важнейшим событием в истории двухсторонних отношений стал визит Н. А. Назарбаева в КНР осенью 1993 года, в ходе которого была подписана “Совместная декларация об основах дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой”.
С начала сотрудничества между странами принято более 30 документов, регулирующих их взаимоотношения в различных сферах общественной жизни. Заметно проявило себя торгово-экономическое сотрудничество. Объем товарооборота между Казахстаном и Китаем за 10 месяцев 1995 года достиг уровня почти 300 млн. долл. США, что на 17 % больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Во время последних переговоров руководители обеих стран отмечали, что уровень торговли может быть доведен до 500 млн. долл. США. [9] Поскольку примыкающие к границе Казахстана приграничные районы Китая, в отличие от восточных приморских его районов (где находятся специальные экономические зоны), меньше от политики реформ и внешней открытости, они проявляют растущую заинтересованность в сотрудничестве с Казахстаном. Вместе с тем на казахстанский рынок начинают выходить производители и из глубины Китая, из его центральных, северных, северо-восточных, южных развитых районов. Казахстан и Китай имеют богатые природные ресурсы, взаимодополняющие экономики, удобные транспортные коммуникации в этом заключается большой потенциал для дальнейшего развития взаимовыгодных отношений. [10]
Хорошую основу для развития добрососедских отношений между Казахстаном и Японией заложил официальный визит в апреле 1994 г. Н. Назарбаев. В 1994 г. между странами заключен договор о сотрудничестве в области уничтожения ядерного оружия, подлежащего сокращению в Казахстане. Тогда правительство Японии внесло 11 млн. долл. в соответствующий японо-казахстанский комитет. Важнейшую роль в укреплении связей, взаимообмене делегациями играют учрежденные в Казахстане и Японии комитеты по экономическому сотрудничеству. Деловые круги Японии заинтересовались Казахстаном и все основные крупные торговые компании: “Мицубиси”, Мицуи”, “Иточу” и другие открыли в Алматы свои представительства. Через японский фонд международного экономического сотрудничества Казахстану предоставлен льготный йеновый кредит для осуществления проекта по реконструкции железнодорожной станции Дружба (в переводе на доллары - 72 млн.). Подписанные кредитные соглашения с банком Японии на весьма крупные суммы. Кредиты будут направлены на поддержку экономических реформ в республике. [11]
Большие перспективы и у торгово-экономического сотрудничества Казахстана с Южной Кореей. В ходе визита президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Сеул был подписан ряд документов, закладывающих правовую базу для наращивания широкомасштабного партнерства двух стран.
Оба государства станут развивать интенсивное сотрудничество в области промышленности, инвестиций, торговли, разработки природных ресурсов, науки, технологий, сельского хозяйства и транспорта, в приоритетном плане содействовать тесным контактам между представителями их деловых кругов. Будет также развиваться широкомасштабное партнерство в области культуры, искусства, образования, средств массовой информации, спорта, туризма. Стороны договорились о сотрудничестве в региональных и мировых организациях, включая ООН, для обеспечения мира и процветания путем совместной работы в областях, представляющих взаимный интерес, таких, как поощрение торговли, охрана окружающей среды, нераспространение оружия массового уничтожения.
В межправительственном соглашении о научном и технологическом сотрудничестве, подписанном министрами иностранных дел, стороны обязались содействовать партнерству в области науки и технологии на основе равноправия и взаимной выгоды. Подписано также соглашение о культурном сотрудничестве. Стороны договорились прилагать усилия к скорейшему заключению соглашений об избежании двойного налогообложения и по защите инвестиций. [12]
С 1991 г. в Казахстане создан ряд совместных производств с такими крупными южнокорейскими фирмами, аккредитованными в республике как “Корус интернэшнл”, “Голден Велле КоЛТД), “Хан Ян кемика Корпорешин” и другими. Зарегистрировано более 40 совместных предприятий, наиболее крупные из них заняты в производстве цветных телевизоров марки “Нам” на базе казахстанского радиотехнического завода, электробытовой техники, пошиве одежды, строительстве, фармакологии, производстве одноразовых шприцев.
Действует совместное предприятие по производству холодильников и морозильников на базе Карагандинского завода бытовой техники. В г. Жезказгане ведется строительство медицинского комплекса с участием корпорации “Самсунг Корпорейшн”, который включает стационарную лечебницу на 300 коек и поликлинику на 800 посещений в день. Созданы совместные предприятия по реализации, гарантийному обслуживанию и поставке запчастей к автомобилям “Дэу”, по выпуску микроволновых печей, кондиционеров, стиральных машин. Внешнеторговый оборот Казахстана с Южной Кореей за 1994 год составил более 35 млн. долл. В экспорте преобладают минеральные удобрения, хромовые соединения, чугун, корни солодки. Южная Корея завозит в Казахстан медикаменты, ткани, одежду, двигатели. Совместно с корейским Агентством международного сотрудничества осуществляется подготовка специалистов по освоению рыночных отношений в агропромышленном комплексе, по внедрению передовых технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
В ходе визита Н. А. Назарбаева в Индонезию прошел обмен мнениями с президентом Сухарто по вопросам казахстанско-индонезийского сотрудничества, региональным и международным проблемам. Были заключены соглашения о сотрудничестве между национальными банками и торгово-промышленными палатами двух стран, которые отражают обоюдное желание укреплять деловые отношения и поощрять развитие торговли, инвестиционной деятельности, установить благоприятный режим для партнерства между государственными и частными структурами, достигнута договоренность о тесном сотрудничестве в рамках международных организаций. Казахстан рассматривает Индонезию как приоритетного партнера в Юго-восточной Азии, через которого возможен выход на прямое сотрудничество с АСЕАИ и АТЭС. Эта тема проходила красной нитью в переговорах в столице Индонезии.
Республика Казахстан установила связи с ведущими государствами Южной Азии - Индией и Пакистаном. В феврале 1992 года в эти государства состоялся визит Н. Назарбаева, во время которого была подписана казахстанско-индийская декларация о принципах взаимоотношений между Казахстаном и Индией, соглашение об установлении дипломатических и консульских отношений, а также пакет соглашений с Пакистаном, на основе которого будет расширяться взаимная торговля, финансовое сотрудничество, создаваться надежная система коммуникаций. Пакистанская сторона предложила организовать торговлю в рамках клиринга. В настоящее время внешнеэкономическое сотрудничество между Казахстаном и Индией выходит на качественно новый уровень. Индия выделила Казахстану кредиты в размере 20 млн. долл. США на создание СП в таких областях экономики, как фармацевтика, пищевая индустрия, текстильная промышленность. В ближайшее время начнется реализация двух соглашений по чаю, упаковка которого будет осуществляться на казахстанских чаеразвесочных фабриках и по производству упаковочного материала для пищевой промышленности. В общем объеме индийского импорта в Казахстане преобладают товары широкого потребления (чай, фармацевтическая продукция и т.д.). Индия закупает в Казахстане главным образом шерсть, кожу, цветные металлы. [13]
Как видно Казахстан сделал первые шаги по установлению взаимоотношений со США, КНР, Японией, Южной Кореей и другими динамично развивающимися государствами АТР. Однако пока что все потенциальные возможности в отношении использования природных запасов, в чем нуждаются страны АТР, остаются практически нереализованными. Их широкое задействование помогло бы республике включиться в систему складывающихся здесь структур торгово-экономических связей.
[14] С точки зрения процессов Международной жизни Казахстан на данном этапе находится на стадии вхождения в новую для государства сферу деятельности. Завершается период международного признания де-юре, продолжается процедура установления дипломатических отношений с другими государствами. Становление Казахстана, как полноправного субъекта международных отношений не может произойти одномоментно. В отношении первых лет самостоятельного существования можно констатировать успешное вступление Казахстана в ведущие международные организации, включая ООН, получение гарантий безопасности от ядерных держав, налаживание в целом партнерских связей с внешним миром. В настоящее время следует взвешенно рассмотреть вопрос о членстве Казахстана в Организации Исламская конференция (ОИК). Трудно оценить политический, экономический, финансовый, людской, территориальный ОИК. Эта организация включает в себя 52 афро-азиатских государства, все существующие арабские и почти все тюркские страны, т.е. приблизительно одну треть членов ООН. Цели и задачи, закрепленные в Уставе ОИК, полностью соответствуют принципам ООН и международного права. Организация Исламская Конференция заслуживает уважительное отношение к себе со стороны мировой общественности сбалансированностью, сдержанностью и объективностью своей политики. ОИК, в состав которой входят страны с огромным весом в мировой экономике и валютно-финансовой системе, имеет сеть экономических и финансовых фондов и учреждений. Среди них главным является Исламский банк развития (ИБР), через который идут инвестиции в страны - члены ОИК и этого Банка. Зачастую эти инвестиции предлагаются под весьма низкий процент, а иногда предоставляются в виде безвозмездной помощи. Однозначно можно утверждать, что чем дольше будут длиться колебания с решением о вступлении Казахстана в члены ОИК, тем больше мы потеряем от упущенных возможностей по привлечению инвестиций из стран-членов ОИК и их ее экономических и финансовых учреждений. Вполне понятно, что одним из важных направлений внешней политики Казахстана сейчас и в перспективе должно являться ближневосточное. Ближний Восток представляет интерес не только для Казахстана, но и для остальных стран мира не только своими экономико-финансовыми возможностями, но и своим геополитическим положением. Арабо-израильские, межарабские, арабо-региональные отношения, вопрос о возможности существования израильского и палестинского государств, статус Иерусалима, отношение стран региона к ДНЯО, нарастающая проблема пресной воды и другие социально-политические, военные, экономические проблемы, перипетиями своих решений могут и оказывают большое влияние на мировую политику.