Внешние эффекты в рыночной экономике, экология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок - это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы. Поэтому изучение внешних эффектов необходимо для более полного понимания механизмов рыночной экономики, что определило выбор темы работы.
Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить, т.к. не может дать им денежной оценки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование
Частные и социальные издержки и выгоды…………………………………...5
Положительные и отрицательные внешние эффекты…..…………………….9
Проблемы внешних эффектов и ее решение………………………..……..…12
Частный сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера.….………..14
Государство и внешние эффекты……………………………………………..18
Глава 2. Особенности России внешних эффектов. Регулирование внешних эффектов
2.1 Загрязнение внешней среды………………………….………………………..24
2.2 Механизм государственного регулирования экономики……………………………………………………………………..…….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

курсач по микроэкономике.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

                                                 Q                                                                        Q

                  Q1s QA Q2s       Qp                                                             Q2s QA Q1s        Qp

                       рис. 5.1                                                                                         рис. 5.2

    И в  этом случае установление единого допустимого, административно определенного количества подобного товара QA не устранит неэффективного размещения ресурсов (теперь QA < Q1s, и первый производитель уже не сможет достичь социально оптимального объема выпуска, но QA< Q2s , и второй производитель, наоборот, будет превышать социально оптимальный объем выпуска), хотя также может способствовать снижению размеров потерь эффективности (рис. 5.2). Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффекты экономических субъектов административные органы теоретически могли бы установить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности (количество продукции, предельно допустимые концентрации выброс вредных веществ и т.д.), но это было бы связано со слишком высокими административными

    20

    издержками  на получение необходимой информации, определение таких параметров и проверку выполнения административных решений. К тому же число регулируемых таким образом экономических субъектов слишком велико. Поэтому в реальных экономических условиях это неосуществимо. Недавняя практика административного регулирования деятельности предприятий в нашей стране подтверждает это вывод.

    Корректирующие  налоги и субсидий. Корректирующий налог (налог Пигу) на производителя  негативной экстерналии устанавливается  в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

    T=MEC,

    Где T  - размер корректирующего налога.

    Тогда MPC+T=MSC, и кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек. Это ведет к сокращению производства продукции и отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня: QT=QS (рис. 5.3).

            P                              MSC

                                          T

           PT                                     MPC

           P                              MSB

                            QT       QP               Q

                           Рис.5.3 

    21

    Корректирующая  субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции  с позитивными экстерналиями:

    G=MEB,

    Где G – размер корректирующей субсидии.

    Тогда MPB+G=MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции, с положительными внешними эффектами до эффективного с точки зрения размещения ресурсов уровня:

    QG=QS (рис. 5.4).

    P

                 G                MSC

                                          MSB

                                         MPB        Q

                       Qp     QG      

                     Рис. 5.4

    Однако  реализовать на практике корректирующие налоги и субсидии не просто, так как это связано со значительными административными и трансакионными издержками, связанными со сбором информации и контролем, в частности, установление конкретных субъектов и объектов, в том числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т.д. Свою роль играет и взаимное противоречие интересов вовлеченных в такие проблемы

    22

    сторон: производителей и потребителей продукции  и получателей внешних эффектов. Тем не менее некоторые налоги и субсидии уже используются в  практике отдельных стран.

    Создание  рынков прав на загрязнение. Важная сфера  деятельности государства – создание прав собственности там, где они  ранее отсутствовали. Это позволяет  создать новые, отсутствовавшие  ранее, рынки и подключить рыночный механизм к решению проблемы экстерналий под государственным контролем. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов рынки прав на загрязнения (чаще всего – на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов от различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем введения механизма перепродажи лицензий на загрязнения.

    Устанавливая конкретный допустимый объем загрязнений Q', государство тем самым определяет фиксированный объем S предложения прав на загрязнение. Рыночная цена P' определяется с учетом спроса D на загрязнения (рис. 5.5).

P                              S 

P`                                  D

                Рис. 5.5    Q`       Q

    Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать

    23

    такую лицензию, а осуществить необходимые  сравнительно более дешевые меры. В ином случае им придется купить лицензию и сократить производство данной продукции – или же полностью отказаться от него, если суммарные затраты окажутся слишком высоки. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    24

Глава 2. Особенности России внешних эффектов. Регулирование внешних эффектов

2.1 Загрязнение  внешней среды

Загрязнение атмосферы. Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных  источников. К числу примесей, выделяемых естественными источниками, относят: пыль (растительного, вулканического, космического происхождения, возникающую при эрозии почвы, частицы морской соли); туман; дым и газ от лесных и степных пожаров; газы вулканического происхождения; различные продукты растительного, животного происхождения и др.

Естественные  источники загрязнений бывают либо распределенными, например, выпадение космической пыли, либо локальными, например, лесные и степные пожары, извержения вулканов. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.

В нашей стране повышенная кислотность осадков (рН == 4...5,5) отмечается в отдельных промышленных регионах. Наиболее неблагополучны города Тюмень, Тамбов, Архангельск, Северодвинск, Вологда, Петрозаводск, Омск и др. Плотность выпадения осадков серы, превышающая 4 т/(км•год), зарегистрирована в 22 городах страны, а более 8...12 т/(км2•год)) в городах: Алексин, Новомосковск, Норильск, Магнитогорск.

Состояние и состав атмосферы определяют во многом величину солнечной радиации в тепловом балансе Земли. На ее долю приходится основная часть поступающей в биосферу теплоты: 

25

 Теплота  от солнечной радиации ....... Дж/год 25 ·1023 % 99.8
Теплота от естественных источников (из недр Земли, от животных и др.) ...... ...... 37,46·1020 0,18
Теплота от антропогенных источников (энергоустановок, пожаров и др.) ........... 4,2 ·1020 0,02

Экранирующая  роль атмосферы в процессах передачи теплоты от Солнца к Земле и  от Земли в космос влияет на среднюю  температуру биосферы, которая 

длительное  время находилась на уровне около + 15°С. Расчеты показывают, что при отсутствии атмосферы средняя температура биосферы составляла бы приблизительно –15° С.

Загрязнители  делятся на биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды; химические, изменяющие химический состав воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели.

Биологические загрязнения попадают в водоемы  с бытовыми и промышленными стоками, в основном предприятий пищевой, медико-биологической, целлюлозно-бумажной промышленности. Например, целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет воду так же, как город с населением 0,5 млн чел.

Биологические загрязнения оценивают биохимическим  потреблением кислорода –БПК. БПК5 –это количество кислорода, потребляемое за 5 сут микроорганизмами –деструкторами для полной минерализации органических веществ, содержащихся в 1 л воды. Нормативное значение БПК5 = 5 мг/л. Реальные загрязнения сточных вод таковы, что требуют значений БПК на порядок больше.

26

Химические  загрязнения поступают в водоемы  с промышленными, поверхностными и бытовыми стоками. К ним относятся: нефтепродукты, тяжелые металлы и их соединения, минеральные удобрения, пестициды, моющие средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27

    2.2 Механизм  государственного регулирования  экономики

      Механизм  государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей.

     Механизм  государственного регулирования (его  масштабы, конкретные формы и методы) существенно различается по странам. Он отражает и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы - эффект будет невелик. Это творческая задача, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы.

     Следует иметь в виду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне еще выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Исследовать экономическую роль государства необходимо не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и  

     28

     внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика.

     Механизм  регулирования экономики включает:

  1. ресурсы регулирования,
  2. объекты регулирования,
  3. формы регулирования,
  4. методы регулирования,
  5. концепции регулирования,
  6. инструменты регулирования.

     К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы  государства и налоговые поступления); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем  центрального банка; законодательное  право; возможность сбора и обработки  информации.

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике, экология