Внешнеторговый обмен

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:21, реферат

Краткое описание

Задачами работы являются: рассмотреть товарную структуру внешнеторгового обмена, проанализировать динамику экспорта и импорта важнейших товаров, а так же подвести итоги внешней торговли РБ за определённый период времени.

Оглавление

Введение …………..…………………………………………………………3
1. Товарная структура внешнеторгового обмена ………………………4
2. Динамика экспорта важнейших товаров ………………….......……..4
3. Импорт…………………………………………………………………11
4. Внешнеторговая деятельность РБ……………………………………12
5. Внешнеторговая политика РБ на 2000-2005 годы…………..............14
6. Итоги внешней торговли РБ за январь-ноябрь 2007 года………… 17
7. Итоги внешней торговли с отдельными странами …………………19
Заключение ………………………………………………………………..…22
Список используемой литературы……………………………………..…...23

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 199.50 Кб (Скачать)


                                            Содержание

Введение    …………..…………………………………………………………3

1.      Товарная структура внешнеторгового обмена ………………………4

2.      Динамика экспорта важнейших товаров ………………….......……..4

3.      Импорт…………………………………………………………………11

4.      Внешнеторговая деятельность РБ……………………………………12

5.      Внешнеторговая политика РБ на 2000-2005 годы…………..............14

6.      Итоги внешней торговли  РБ за январь-ноябрь 2007 года………… 17

7.      Итоги внешней торговли с отдельными странами …………………19

Заключение ………………………………………………………………..…22

Список используемой литературы……………………………………..…...23

 


Введение

      Беларусь относится к числу малых индустриальных стран с ограниченными природными ресурсами и незначительной емкостью внутреннего рынка. В связи с этим активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в республике приоритетное значение и во многом определяет общий характер развития хозяйственного комплекса. Важным условием экономического роста становится расширение экспортного потенциала, с которым связаны валютные поступления, необходимые для структурной перестройки экономики, модернизации производства, закупок топливно-сырьевых ресурсов. Развитие внешнеэкономических связей и повышение их эффективности объявлены приоритетными направлениями национальной экономической политики. [1]

     Задачами работы являются: рассмотреть товарную структуру внешнеторгового обмена, проанализировать динамику экспорта и импорта важнейших товаров, а так же подвести итоги внешней торговли РБ за определённый период времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Товарная структура внешнеторгового обмена

     Товарная структура внешнеторгового обмена Беларуси в принципе формируется в соответствии с теориями мирохозяйственных связей (теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо и др.). Низкая обеспеченность топливно-сырьевыми ресурсами обусловливает высокий удельный вес минеральных продуктов (в среднем от 1/5 до 1/3) в структуре импорта республики. Относительно высокая квалификация трудовых ресурсов и выгодное географическое положение Беларуси предопределили создание крупного промышленного комплекса, ориентированного на выпуск конечной продукции. В структуре экспортных поставок преобладают машины и оборудование, а также продукция химической промышленности, которые в сумме концентрируют почти половину белорусского экспорта. Резкое увеличение в 2000 г. доли экспортных поставок минеральных продуктов и связанное с этим уменьшение удельного веса традиционных экспортных товаров объясняется конъюнктурным ростом вывоза нефтепродуктов. В целом, исходя из удельного веса основных товарных групп, структура внешней торговли Беларуси довольно стабильна и качественно близка к структуре товарооборота развитых стран. [10]

 

Динамика экспорта важнейших товаров

       Поставки калийных удобрений в 2000—2006 гг. в целом расширялись. Как позитивную тенденцию следует отметить рост экспортных цен на калийные удобрения на фоне общемирового снижения цен на сырьевые товары. В немалой степени успехи в экспорте калийных удобрений связаны с эффективным сотрудничеством белорусских и российских производителей в рамках Международной калийной компании (МКК). Удельный вес МКК в мировой торговле калийными удобрениями в 2006 г. составил свыше 40 % (без учета поставок в рамках интеграционных блоков НАФТА и ЕС), что позволяет поддерживать приемлемый уровень экспортных цен. В результате объединения усилий по сбыту продукции ПО "Беларуськалий" было вынуждено почти полностью отказаться от поставок на российский рынок, однако заметно улучшило свои позиции на мировом рынке. Основными направлениями экспорта калийных удобрений в 2003 г. являлись страны вне СНГ (всего — 99,4 % стоимости экспорта), в том числе Китай (22,2 %), Бразилия (15,7 %), Польша (11,1 %), Индия (7,4 %), США (6,1 %), Малайзия (5,5 %), Норвегия (4,7 %). С начала 1990-х гг. действует запрет на экспорт белорусских калийных удобрений в страны ЕС — емкий и географически близкий рынок, в результате чего поставки расширяются за счет удаленных стран Азии, Латинской Америки и Африки. Тем не менее, Беларусь является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров калийных удобрений, и в силу высокой монополизации калийного рынка и стабильного роста спроса на удобрения можно предположить благоприятные перспективы экспорта данной продукции.

     Поставки грузовых автомобилей осуществляются на рынки более чем 40 стран, однако 87,1 % стоимости экспорта приходится на Россию, 3,0 % — на Украину и лишь 7,0 % — на страны вне СНГ. Минский автомобильный завод является крупнейшим производителем магистральных тягачей на территории бывшего СССР (свыше 12 тыс. автомобилей более 150 модификаций), на его долю приходится около 36 % российского рынка тяжелых грузовиков. Среди государств дальнего зарубежья белорусские экспортеры наиболее активно пытаются осваивать рынки развивающихся стран: Турции (3,2 %), Китая (0,9 %), Пакистана (0,8 %), Монголии (0,3 %). Около половины географических направлений экспорта связаны с поставками не более 10 автомобилей и не имеют определенных устойчивых перспектив сотрудничества. В условиях снижения экспортных цен увеличение физического объема вывоза на 34,0 %, или 2539 автомобилей, в 1999-2005 гг. сопровождалось сокращением объема валютных поступлений. Отрицательная динамика цен частично связана с изменением модификаций техники, но, наряду с неустойчивыми объемами поставок, в целом характеризует неблагоприятные условия реализации автомобилей на рынках стран со средними и низкими доходами и полную зависимость от уровня платежеспособности российских потребителей. После финансового кризиса в России цены на белорусские автомобили упали в полтора раза. Ведущим преимуществом белорусских машин по-прежнему является низкая цена, а не качество и надежность, о чем свидетельствует почти полное отсутствие контрактов с высокоразвитыми странами.

     Экспорт тракторов осуществляется на рынки почти 60 стран, среди которых доминируют государства СНГ (81,1 %), и прежде всего Россия (63,6 %), Туркменистан (10,0 %) и Украина (5,8 %). Доля стран дальнего зарубежья в структуре экспорта белорусских тракторов существенно уменьшилась: с 48,8 % в 2003г. до 18,9 % в 2007 г., что свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции и необходимости срочной модернизации производства. Закрепиться на европейском рынке не помогает даже значительное снижение цены: средняя экспортная цена трактора для стран дальнего зарубежья составила в 2005 г. всего 10 752 дол. США (для Германии — 8232 дол. США), тогда как на рынке СНГ — 14 923 дол. США. Одной из причин снижения экспортных цен для европейских стран является реэкспорт по демпинговым ценам тракторов, поставляемых на условиях бартера в Россию. Важнейшими партнерами среди стран дальнего зарубежья являются Латвия (2,7 %), Литва (1,9 %), Югославия (1,7 %), Ирак (1,5 %), Германия (1,4 %), Венгрия (1,1 %). Отметим, что в 2005 г. на Венгрию приходилось 10,2 % экспорта тракторов. В последующие годы объем поставок в эту страну снизился почти в 6 раз. Расширению экспортных возможностей могло бы способствовать создание Минским тракторным заводом собственной товаропроводящей и сервисной сети, совместных сборочных производств в зарубежных странах.

     Основной объем холодильников, морозильников и холодильного оборудования также реализуется на рынках СНГ (83,4 % стоимости), в том числе в России (70,7 %) и Украине (8,9 %). Среди европейских стран важнейшими партнерами являются Франция (5,5 %) и Германия (4,0 %). Отметим, что средняя экспортная цена единицы продукции для СНГ составляет 268 дол. США, тогда как для дальнего зарубежья — вдвое меньше, всего 135 дол. США.

     Увеличение в 2000-2006 гг. в 2,6 раза физического объема вывоза телевизоров сопровождалось снижением средних экспортных цен на 21,3 %. Телевизоры являются одним из важнейших видов белорусской экспортной продукции высокой степени наукоемкости, что вызывает повышенный интерес к условиям их экспорта. Показательно, что свыше 99,1 % телевизоров реализуются в странах СНГ, почти весь остальной объем приходится на Латвию и Литву. Отсутствие спроса на белорусские телевизоры на рынках государств дальнего зарубежья свидетельствует об их низкой конкурентоспособности. Отечественная продукция уступает по отношению к производителям из высокоразвитых государств (тип  "высокое качество — высокая цена") и отстает от производителей телевизоров из новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии (тип  "приемлемое качество — низкая цена"). Определенную тревогу вызывает и конъюнктура российского рынка, на который приходится 98,0 % поставок. Рост производства телевизоров на российских предприятиях с привлечением иностранного капитала и современных технологий наряду с либерализацией условий импорта телеаппаратуры из европейских и азиатских стран в соответствии со стандартами ВТО может привести к существенному уменьшению присутствия белорусских производителей на российском рынке. Важнейшим условием сохранения массового экспортного производства телевизоров является привлечение иностранного капитала и модернизация технологических процессов.

    Объем вывоза шин для автомобилей и сельскохозяйственных машин, резко сократившийся в середине 1990-х гг. (2000 г. — 693 тыс. штук, 2001 г. — 879 тыс.), в дальнейшем существенно увеличился. В географии поставок доминируют страны СНГ, на которые приходится 83,4 % стоимости экспорта, в том числе Россия — 75,3 %, Украина — 4,0 %, Казахстан — 1,5 %, Узбекистан — 0,9 %. Вместе с тем удельный вес государств дальнего зарубежья в структуре экспорта белорусских шин заметно увеличился: с 4,1 % в 2001 г. до 16,6 % в 2006 г. Среди важнейших партнеров можно отметить Швецию — 3,6 %, Польшу — 2,3 %, Нидерланды — 1,0 %, Болгарию — 0,8 %, а также Кубу — 3,3 %. Характерно, что средние экспортные цены на шины для стран дальнего зарубежья, как правило, вдвое выше, чем для стран СНГ. При этом в обоих случаях наблюдается устойчивое снижение экспортных цен: в 2005 г. по сравнению с уровнем 2000 г. средние цены поставок для дальнего зарубежья снизились на 69,8 %, для стран Содружества — на 55,2 %. Одной из причин снижения экспортных цен и региональных различий их уровня служат различия в модификации шин, поставляемых на зарубежные рынки. Тем не менее, общая тенденция в исследуемом периоде проявляется достаточно отчетливо: росту на 26,1 % физического объема поставок сопутствовало сокращение поступлений от экспорта на 39,9 %.

     Важнейшими направлениями экспорта комплексных синтетических нитей являются Россия — 71,8 %, Германия — 7,0 %, Чешская Республика — 4,6 %, Нидерланды — 3,4 %, Польша — 2,1 % и Турция — 1,4 %. Динамика экспортных цен определяется конъюнктурой мирового рынка и в целом имеет тенденцию к снижению. Средние цены на данную продукцию на рынках СНГ в 1,3 раза выше, чем в дальнем зарубежье. Мировой рынок химических волокон и нитей в последнее десятилетие характеризуется весьма высоким уровнем конкуренции во многом за счет значительного расширения производственных мощностей в Китае и новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, формирующих избыточное предложение и снижающих экспортные цены. В условиях обостряющейся конкуренции необходимым условием сохранения и расширения завоеванных рынков является повышение технологического уровня производства и снижение себестоимости продукции. Впрочем, данное требование относится практически ко всем экспортным товарам.

    Экономическая эффективность экспорта во многом определяется удельным весом в его структуре высокотехнологичной наукоемкой продукции. В целом для Беларуси характерна прогрессивная структура экспорта, приближенная к показателям экономически развитых государств. В сравнении с партнерами по СНГ наша страна характеризуется повышенной долей машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта: Беларусь — 31,1 %, Азербайджан — 5,3 %, Армения — 14,7 %, Грузия — 7,3 %, Казахстан — 3,6 %, Кыргызстан — 9,6 %, Молдова — 11,1 %, Россия — 10,3 %, Таджикистан — 2,2 %, Туркмения — 0,2 %, Узбекистан — 2,7 %, Украина — 13,4 %  [6].

  В то же время удельный вес продукции высоких технологий в объеме промышленного экспорта республики составляет лишь около 6 %, в то время как в высокоразвитых странах — 20—25 %. Около 1/4 экспорта Беларуси составляет продукция низкой наукоемкости: сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары, текстильное сырье и текстильные изделия, калийные удобрения.

       Следует учитывать, что подавляющая часть экспорта продукции высокой и средневысокой наукоемкости, такой, как грузовые автомобили (93,0 % стоимости), тракторы (81,1 %), подшипники (82,9 %), холодильники и морозильники (83,4 %), автодорожная (89,4 %) и сельскохозяйственная (98,4 %) техника, двигатели внутреннего сгорания (87,3 %), краски и лаки (98,7 %), шины (83,4 %), осуществляется в государства СНГ, и прежде всего в Россию. В условиях падения покупательной способности потребителей спрос на белорусские товары в странах СНГ определяется, главным образом, их невысокой стоимостью, в то время как на рынках развитых стран важнейшим критерием конкурентоспособности выступает качество продукции. В сложившихся условиях сохранение позиций белорусских товаров на зарубежных рынках часто требует существенного уменьшения экспортных цен, что снижает эффективность внешнеторговой деятельности. Кроме того, в силу технологической отсталости (высокая энерго- и материалоемкость производства и др.) неизбежно повышается себестоимость белорусской продукции, что не позволяет рассматривать снижение экспортных цен в качестве надежного источника конкурентного преимущества. Необходимо особо отметить, что существенный объем поставок в Россию (до 45—50 %) осуществляется по схеме бартерных расчетов для погашения задолженности за энергоносители. В результате под влиянием как экономических, так и геополитических факторов для значительной части белорусских товаров на российском рынке в 1990-е гг. были созданы, по сути, внеконкурентные условия реализации, искусственно поддерживающие относительно высокий удельный вес наукоемкой продукции в структуре экспорта и промышленного производства Беларуси. Таким образом, прогрессивный характер структуры экспорта республики, несмотря на сложившуюся в рамках общесоюзного разделения труда производственную инфраструктуру, определенную государственную поддержку, практику бартерных расчетов и тарифную защиту в рамках Союза Беларуси и России, не имеет главной опоры — инновационно-технологического преимущества в производстве качественной наукоемкой высокотехнологичной продукции, что полностью подтверждается неконкурентоспособностью белорусских промышленных товаров на рынках экономически развитых стран . [1,2]

Импорт

    Основная статья российского импорта в Беларусь - минеральные продукты (42%, или $2.193 млн.). Таблица 1. За прошедший год поставки уменьшились на $412 млн., и не потому, что появились некие чисто производственные факторы. Потоки меняют свою интенсивность в зависимости от особенностей налоговых режимов в Беларуси и России. Это в первую очередь относится к НДС, режим уплаты которого у наших восточных партнеров для Беларуси - по стране происхождения, а не назначения. Сегодня трудно прогнозировать динамику торговли нефти, если Лукашенко даст согласие на приватизацию ряда ключевых предприятий «Белнефтехима», поскольку неясными остаются элементы тарифного и нетарифного регулирования. [10]
 

Информация о работе Внешнеторговый обмен