Внешнеэкономические связи между Россией и Германией в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить современные проблемы и оценить перспективы развития ВЭС между Россией и Германией.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
изучить теоретические основы ВЭС;
рассмотреть методики оценки ВЭС;
охарактеризовать особенности ВЭС между Россией и Германией;
выявить проблемы ВЭС между Россией и Германией и предложить пути их решения.

Оглавление

Введение……………….
Глава 1.Структура и динамика связей России и Германии
в мировой экономике………….
1.1. Современная классификация внешнеэкономических связей..
1.2. Основные способы оценки внешнеэкономических связей …
Глава 2. Оценка внешнеэкономических связей России и германии
2.1. Влияние взаимосвязей между Россией и Германией на их
социально-экономическое развитие…..
2.2. Структура международной торговли России и Германии..
Глава 3.Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических
связей между Россией и Германией……
3.1. Основные проблемы внешнеэкономических связей между Россией
и Германией ….
3.2. Перспективы развития внешнеэкономических связей между
Россией и Германией….

Заключение…
Список литературы..
Приложения..

Файлы: 1 файл

курсовая мировя экономика.docx

— 165.44 Кб (Скачать)

До сих пор Германия — крупнейший торгово-экономический  партнер России на Западе. Если в 1994 году взаимный товарооборот составлял 24 млрд. марок, то в 1999 году — 27 млрд. марок. Для сравнения, товарооборот между ФРГ и Францией составляет 160-180 млрд. марок (80-90 млрд. евро) в год. После резкого сокращения в первой половине 90-х годов объемы взаимной торговли стабилизировались, и, благодаря благоприятной для России конъюнктуре мировых цен на нефть и газ, выросли на 80% и достигли в 2001 году 24,8 млрд. евро.

К сожалению, товарная структура  взаимных поставок до сих пор недостаточно эффективна. Россия поставляет в основном сырье, первичные производные из него, энергоносители, полуфабрикаты. Их доля составила в 2007 году 86% российского экспорта в Германию. На газ приходится 40%, на нефть— 33,8%. Невысок удельный вес готовых изделий: доля машин и оборудования составляет около 4%. Структура товарных поставок из Германии также оставляет желать лучшего. Место России в торгово-экономических связях ФРГ несравнимо скромнее (3,3% в германской внешней торговле). Как огромный рынок сбыта и место вложения капиталов Россия, к сожалению, в полной мере не представляет интерес для Германии. Это объясняется в том числе неурегулированностью вопросов собственности в России, неудовлетворительным состоянием промышленного производства и, соответственно, ее экспортных возможностей.

Динамика германских инвестиций в  экономику России свидетельствует о сохранении относительно сдержанного отношения компаний ФРГ, которые пока отдают предпочтения другим рынкам — Северной Америке, ЕС, странам Центральной и Восточной Европы. Но по стабильности присутствия на рынке и последовательности осуществления своей стратегии они значительно опережают своих конкурентов. По состоянию на середину 2002 года в одной только российской столице было зарегистрировано 2705 фирм с участием немецкого капитала. Из них 809 совместных предприятий, 637 филиалов немецких фирм и 1231 представительство. В целом по России свою деятельность осуществляют 3500 немецких фирм. Германия инвестирует в энергетику, машиностроение, производство строительных материалов и продуктов питания, торговлю, недвижимость, мебельную и обувную промышленность. В сфере прямых инвестиций существует еще большой потенциал. Чтобы изменить ситуацию, России необходимо принять меры для улучшения инвестиционного климата.

Пути повышения конкурентоспособности15:

    1. укрепление внутриполитической стабильности;
    2. создание гибких экономических структур, способных оперативно реагировать на изменения международной экономической и политической ситуации, равно как и внутренних социально-экономических условий;
    3. расширение инвестиций в традиционные отрасли и в промышленное производство;
    4. содействие сбережениям населения и его инвестициям в национальную экономику;
    5. разработка наступательной стратегии на международных экспортных рынках;
    6. внимание к качеству и быстроте осуществления реформ;
    7. поддержание социального мира путем сокращения разницы в доходах;
    8. широкое инвестирование в образование, особенно в среднее, а также в систему непрерывного образования, в улучшение условий труда;
    9. укрепление социального единства, поддержание системы ценностей, разделяемых большинством граждан страны. 12
    10.  
    11. Перспективы развития внешнеэкономических связей

между Россией и Германией

 

Поддержка со стороны ФРГ имела  весомое значение в процессе подключения  России к деятельности ведущих международных  структур, в том числе «восьмерки», Совета Европы, в сближении с Европейским  союзом. Германия выступила инициатором  принятия 3 июня 1999 г. стратегической концепции ЕС по отношению к России. Немцы до последнего времени были в числе основных партнеров России по продвижению Хартии европейской безопасности ОБСЕ. Россия и ФРГ тесно взаимодействовали в деле адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Во многом схожи позиции двух стран по проблемам разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения.

Германской стороной оказано  содействие в заключении соглашения между Россией и Парижским клубом по реструктуризации внешнего долга бывшего СССР на льготных для российской стороны условиях. В 1993-1997 гг. подписаны межправительственные соглашения о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР на основе соглашений с Парижским клубом, по которым правительство ФРГ предоставило России длительную отсрочку на выплату долгов. В феврале 1997 г. подписано двустороннее Соглашение о всеобъемлющей реструктуризации задолженности бывшего СССР. В феврале 2000 г. была достигнута договоренность о реструктуризации задолженности бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов.

В ряду сближающих наши народы и государства факторов следует назвать, во-первых, схожесть характера и масштабность стоящих перед Россией и Германией задач по обустройству экономики и общества. Оба государственных образования претерпели качественные изменения, только одно — в результате объединения, другое — в результате дезинтеграции.

Во-вторых, нас сближает морально-психологическое состояние общества, которое и в России, и в Германии переживает, наверное, самый глубокий после Второй мировой войны духовный кризис как результат тектонических сдвигов, до основания потрясших наши страны.

В-третьих, объединительным началом может служить политический диалог между нашими государствами, взаимодействие в общепризнанных международных организациях России германская поддержка требуется в первую очередь в признанных международных финансовых институтах и в полномасштабной интеграции в «восьмерку», Германии российская — в первую очередь в получении статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН. Взаимная координация внешнеполитических шагов, очевидно, может способствовать прибавлению веса обеих держав и укреплению их авторитета, в том числе в мировой политике.

В-четвертых, общие задачи стоят перед Россией и Германией в области охраны окружающей среды, безопасности ядерных реакторов, борьбы с международным терроризмом, преступностью, распространением оружия массового уничтожения, пороговых технологий, наркотиков и наступлением болезней.

В-пятых, сближают нас и  богатые традиции в области культуры и образования, взаимная потребность в приобщении к современным достижениям науки и техники.

Несмотря на переживаемые в настоящее время социально-экономические  трудности, Российская Федерация имеет  все возможности для существенной активизации своего участия в  МРТ. Основными предпосылками для этого являются:

  1. огромные природные богатства, обеспечивающие сравнительно низкие издержки производства множества видов промышленного сырья и материалов;
  2. высокий научно-технический потенциал;
  3. значительные трудовые ресурсы всех уровней;
  4. относительно низкая стоимость труда всех уровней (практически на порядок ниже, чем в передовых западных странах).

Для восстановления традиционных экономических отношений между Россией и Германией имели место очевидные предпосылки. Будучи одним из мировых экономических центров, ФРГ, не имеющая достаточных собственных ресурсов, испытывает огромную потребность в импорте энергоносителей и сырья, тогда как Россия обладает достаточными ресурсами того и другого. Для России Германия практически всегда была источником заимствования передовых технологий, в которых она остро нуждается и в настоящее время, поставщиком передового технологического оборудования. В последнее время ФРГ также играет заметную роль и в снабжении России медикаментами, товарами народного потребления и продовольствием.

Важной предпосылкой развития российско-западноевропейских экономических связей остается географическая сближенность стран, которая позволяет избегать излишних транспортных издержек, а также развитая транспортная система. Она дает возможность воспользоваться разнообразными средствами транспорта: морским, железнодорожным, автомобильным, трубопроводным.


Блок экономических  договоренностей, вывел Россию практически на уровень равноправного сотрудничества с ФРГ в режиме правил Всемирной торговой организации. Таким образом, в результате взаимных уступок были устранены многочисленные, хотя и не все, взаимные торговые ограничения между Германией и Россией.

Россия была признана страной  с переходной экономикой, что дает ей немалые льготы и преимущества. Так, этот статус допускает применение разумного протекционизма на этапе формирования рыночных отношений, сокращает объем ограничительных, дискриминационных мер в отношении российского экспорта в страны ЕС, в том числе в Германию, но позволяет их частично сохранять в отношении российского импорта из ЕС.

Вместе с тем Россия не получила доступ к ресурсам Европейского инвестиционного банка. Не удалось устранить все ограничения по экспорту из России черных металлов, ядерного топлива, сельхозпродукции. Были урезаны наши возможности по коммерческим запускам космических объектов.

Дальнейшим развитием  сотрудничества в рамках СПС стало  подписание в 2005 г. так называемых «дорожных карт»16, которые в экономической сфере предусматривают создание единого экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и Россией. Движение к ОЭП предусматривает такие меры, как унификация стандартов в области промышленности, сближение законодательных норм, регулирующих конкуренцию, улучшение инвестиционного климата, облегчение, стандартизация и автоматизация процедур, связанных с внешней торговлей, в частности, с борьбой против криминала в этой области, интеграция транспортных сетей и т.п.

Германия по итогам 2007 г. занимала во внешнеторговом обороте России 10% и в том числе в экспорте — 10,2% и в импорте — 11,6%.13

Более половины стоимости  российского экспорта в ФРГ приходится на энергоносители — нефть и газ, второе место занимают металлы — прокат черных металлов, ферросплавы и цветные металлы. Меньшая доля приходится на минеральные удобрения, в том числе на сырье для удобрений — апатиты и калийную соль, на лес и лесобумажную продукцию.

В импорте из ФРГ значительная доля стоимости приходится на оборудование и транспортные средства, причем большая часть — это транспортные средства, т.е. ввозимые из Германии автомобили, в основном легковые — новые и подержанные. Пятая часть импорта – медикаменты. Заметное место занимают продовольственные товары и товары народного потребления. Также, существует ряд долгосрочных перспективных проектов.

ОАО «Газпром»17 начинает строительство в Германии подземных хранилищ для природного газа, который будет поставляться в Европу по балтийскому газопроводу из Сибири в 2010 году. С немецкой стороны в проекте принимают участие энергетический концерн EON и химический концерн BASF. Хранилище, рассчитанное на 5 млрд. кубометров газа, будет располагаться на глубине 650 метров под землей. Оно должно гарантировать бесперебойное снабжение Европы природным газом и обеспечить независимость европейских потребителей от сезонных колебаний в поставках. ОАО «Газпром» намерен инвестировать в строительство немецкого подземного газохранилища 420 млн. евро. 14

28 ноября 2007 г. в Калуге официально открылся новый завод крупнейшего европейского автомобилестроительного концерна Volkswagen. В ближайшее время на российском предприятии автоконцерна начнется выпуск моделей автомобилей марок Volkswagen Passat и Skoda Oktavia. Летом 2008 года планируется наладить сборку VW Jetta и Skoda Fabia, а спустя еще несколько месяцев – Volkswagen Tiguan. Руководство концерна рассчитывает увеличить к 2010 году сбыт в России до 300 тыс. автомобилей ежегодно, а свою долю рынка – с 3 до 10 процентов. Начало сборки на новом заводе в Калуге дает возможность выиграть в результате быстрого развития автомобильного рынка страны.

В России представлены не только всемирно известные германские концерны, осуществляющие масштабные проекты в области  строительства газопроводов, модернизации объектов электроэнергетики, автомобилестроения и железнодорожного транспорта, но и целый ряд компаний среднего и малого предпринимательства. Присутствие  германских фирм свидетельствует о  наличии в России благоприятных  условий ведения бизнеса.

С созданием Российско-Германской внешнеторговой палаты расширяются  перспективы межрегионального сотрудничества стран. Сейчас активно вовлечены  в этот процесс многие европейские  регионы Российской Федерации, а  также Алтайский и Пермский края, Новосибирская, Омская, Томская, Свердловская, Тюменская и некоторые другие области (заключено 22 межрегиональных  соглашения, 50 пар городов-побратимов). В работе форума приняла участие  представительная делегация регионов Сибири, Южного федерального округа.

Германские федеральные земли  активно открывают представительства  в России, среди которых следует отметить представительства Баварии, Берлина, Гессена, Нижней Саксонии, Северного Рейна-Вестфалии.

Представленные на форуме проекты, в том числе связанные с  подготовкой города Сочи к предстоящей  в 2014 году Зимней Олимпиаде, в ближайшее  время получат свое дальнейшее развитие.

С созданием Российско-Германской внешнеторговой палаты процесс привлечения  к этому сотрудничеству новых  российских регионов и германских федеральных  земель продолжится.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель данной работы –  выявить современные проблемы и  оценить перспективы развития ВЭС  между Россией и Германией  – достигнута.

Внешнеэкономические связи (ВЭС)18 – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. 15

ВЭС выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности.

Основными показателями следует считать  отношение стоимости национального  экспорта к величине ВВП страны, выраженное в процентах и отношение внешнеторгового оборота страны к совокупному объему международной торговли. Применяются и более частные показатели, отражающие задействованность отдельных отраслей производства страны во внешнеторговых связях (экспортные и импортные квоты, квоты притока и оттока иностранных инвестиций; величина внешнеторгового оборота, экспорта и импорта на душу населения).

Хозяйственные связи с  Германией стали естественным следствием географической близости двух стран: Германия была ближайшей к России экономически развитой страной, где можно было заимствовать технический опыт, закупать машины и технологическое оборудование, приглашать профессионалов для налаживания производства. С другой стороны, Германия была емким и платежеспособным рынком для сбыта российских продовольственных товаров, леса и прочего сырья. ФРГ является традиционным партнером РФ, и кроме двусторонней договорно-правовой базы развитию российско-германских экономических отношений содействуют также и многосторонние договоренности. Кроме того, Германия остается ведущим кредитором России.

Информация о работе Внешнеэкономические связи между Россией и Германией в мировой экономике