Внешнеэкономическая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Для более полного рассмотрения темы использовались книги отечественных авторов, периодическая литература, а также материалы Министерства экономики России.
Для детального рассмотрения темы необходимо определить следующее:
1. теоретически рассмотреть платёжный баланс как показатель внешнеэкономической деятельности, представить его структуру;
2. для анализа внешнеэкономической деятельности России необходимо рассмотреть экспорт и импорт страны для анализа поведения страны на мировом рынке;

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 193.50 Кб (Скачать)
0" style="border-collapse:collapse;margin-left:0pt">

Статьи импорта

2004 г.

2005 г.

Стоимость (млрд. долларов)

Доля в общем объёме зарегистрированного импорта, %

Стоимость (млрд. долларов)

Доля в общем объёме зарегистрированного импорта, %

1

2

3

4

5

Продукты питания

4,3

9,8

4

13,3

Потребительские товары не первой необходимости

2,1

4,7

0,9

2,9

Энергоносители

1,5

3,4

0,4

1,3

Промышленные товары

2,6

5,9

0,3

1

Одежда, товары для дома, мебель и медицинские препараты

2,4

5,5

1,6

5,2

Машины и оборудование

15,6

35,4

9,9

32

1

2

3

4

5

Другие товары

17

38,6

14

45,6

Импорт, официально зарегистрированный при пересечении границы

44,1

100

30,9

100

Источник: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2008 г. I: Пер. с англ. – М., 2008.

Если исключить категорию “другие товары”, то наиболее крупной категорией импорта окажутся машины и оборудование (32% общего объема). Подобное положение дел наблюдалось и в предшествующие годы. Импорт капиталоемких товаров, таких как машины и оборудование, является общей чертой всех стран с переходной экономикой, стремящихся к повышению уровня своей конкурентоспособности путем наращивания объемов импорта соответствующей продукции. В стоимостном выражении импорт машин и оборудования составил в 2005г. 9,9 млрд. долларов (на 37% меньше, чем в 2004г.).

Что касается остальных категорий импорта, то самый глубокий спад — на 88% по сравнению с 2004г. — был отмечен в категории “промышленные товары”. Их доля в совокупном импорте сократилась с 6% в 2004г. до 1% (0,3 млрд. долларов) в 2005г. Импорт продовольствия сократился в 2005г. на 7% по сравнению с 2004г., а его доля в совокупном экспорте составила 13% (4 млрд. долларов). Импорт потребительских товаров — одежды, бытовых товаров и медикаментов — в 2004г. сократился на 33%. При этом на него пришлось 5% совокупного импорта (по сравнению с 6% в 2004г.). Импорт потребительских товаров, не являющихся предметами первой необходимости, снизился в 2005г. на 57%, а импорт энергоносителей — на 73%.

 

 

 


2. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России

 

2.1. Внешний долг России: особенности, динамика, способы устранения

 

Хорошо известно, что бывший СССР, несмотря на недостатки его экономической системы, выступал на мировом рынке капитала надёжным заёмщиком и своевременным плательщиком по своим внешним обязательствам. Осуществление в ходе реформ 90-х гг. по сути долговой модели экономики привело к тому, что, с одной стороны, масштабы привлечения внешних кредитов в страну и рост её внешней задолженности значительно увеличились; с другой стороны, высокая нагрузка по обслуживанию внешней задолженности так же как и сократившиеся в результате кризисов ресурсно-финансовые возможности экономики, выдвинули эту проблему в числе главных, препятствующих преодолению кризисных процессов и дальнейшему экономическому развитию.

Реальной альтернативой внешним кредитам и удовлетворении "валютного голода" могло стать привлечение прямых долговременных иностранных инвестиций, не увеличивающих внешнюю задолженность. Во многом именно они могли привнести в страну современные технику и технологии, столь необходимые для перевооружения и реконструкции отечественного производства. Между тем усилия, потраченные на привлечение прямых иностранных инвестиций, оказались несопоставимыми с реальными результатами. В период до 2004 года в страну реально удалось привлечь только 21,8 млрд. долл., из которых прямые инвестиции составили лишь 6 млрд. долларов [17].

Приводимые в печати данные по объему и структуре накоп­ленного Россией внешнего долга зачастую различаются между со­бой, в том числе в силу методологических особенностей отнесения тех или иных видов задолженности к внешней. Тем не менее общее представление о масштабах накопленного страной внешнего долга и структуре осуществлявшихся заимствований дает таблица 2.1-1, сформированная на основе данных Минфина России и других (в том числе международных) финансовых организаций.

 

Таблица 2.1-1.

Структура внешнего долга России (млрд. долларов)

Кредитор

На 01.01.2005.

На 01.01.2006.

Правительства иностранных государств

68,1

73,2

Иностранные коммерческие банки и фирмы

58,1

65

Международные финансовые организации

24

28,8

Всего

143,9

167

Источник: Н. Гаврилова. К вопросу о государственном долге // Экономист. 2006г. №4. с. 45-48.

 

В расчёте по текущему курсу отношение внешнего долга к ВВП страны в долларовом исчислении после дефолта возросло с 40% до порядка 100%. Ускорившееся сокращена внешнеторговых поступлений валюты в страну и продолжающийся вывоз капитала за рубеж без реструктуризации внешней задолженности России чреваты новой девальвацией национальной валюты еще большим увеличением долговой нагрузки на экономику, с логически вытекающими отсюда последствиями — дальнейшим уг­лублением кризисных процессов, спадом производства и инвестиций, дестабилизацией хозяйственной жизни в стране и как резуль­тат — еще большим затягиванием "долговой петли".

Ежегодные выплаты России по внешним долгам оказываются по объемам эквивалентными 28-30% всего объема и капиталовложений в экономике. То есть колоссальный объем ресурсов, который мог бы в той или иной части быть использован для инвестиций в целях восстановления производства, будет уходить на оплату долгов.

Если в 2005 году на обслуживание внешнего и внутреннего долга приходилось 12% всех доходов бюджета, то в 2007 году на эти цели было направлено уже около 24% всей доходной базы бюджета, а 2008-2009 годах этот параметр превысил 35%. Между тем по мировым стандартам страна считается банкротом, неспособной своевременно обслуживать свои обязательства, если указанная величина достигает 30% [16].

Очевидно, что такая долговая нагрузка, неподъемная для эконо­мики, находящейся в состоянии глубокого кризиса, жестко связы­вает национальные ресурсы страны, которые могли бы быть на­правлены на нужды инвестирования, реконструкции производства и возобновления экономического роста. Проблема обостряется тем, что в последующие годы долговая нагрузка на бюджет, по прогно­зам, будет все более усиливаться. Согласно оценкам правительствен­ных экспертов, если не удастся изменить структуру государственного внутреннего и внешнего долга, то на обслуживание задолженности уже к 2012 году потребуется направлять порядка 70% всех доходов бюджета. Поэтому, не снизив высокую долговую нагрузку, рассчи­тывать на интенсивный экономический рост не приходится [15].

В первую очередь это относится к проблеме внешних долгов. Здесь требуется не только долгосрочное реструктурирование, но главным образом — списание части советского долга. По имеющимся дан­ным Министерства Экономики России, если этого не сделать, а только реструктурировать на длительный (15-летний) срок внешние долги, то по­требуется ежегодное сокращение государственных расходов как ми­нимум вдвое. Учитывая нынешнее состояние государственных фи­нансов, узкие масштабы финансирования социальных нужд и веро­ятную дестабилизацию жизни в стране, это нереально [21].

 

2.2. Программа развития России на среднесрочную перспективу (на 2008-2012 годы)

Итоги последних лет свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики: валовой внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции – на 20 процентов, объем инвестиций в основные фонды – на 24 процента. Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ – продолжался рост доходов, возрос уровень потребления, произошло резкое снижение забастовочной активности.

Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период будет направлена на обеспечение [1]:

- наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;

- эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

- доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);

- благоприятного платежного баланса страны;

- повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

- соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства [11].

Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем оказывать непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика России