Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Для более полного рассмотрения темы использовались книги отечественных авторов, периодическая литература, а также материалы Министерства экономики России.
Для детального рассмотрения темы необходимо определить следующее:
1. теоретически рассмотреть платёжный баланс как показатель внешнеэкономической деятельности, представить его структуру;
2. для анализа внешнеэкономической деятельности России необходимо рассмотреть экспорт и импорт страны для анализа поведения страны на мировом рынке;
Статьи импорта
2004 г.
2005 г.
Стоимость (млрд. долларов)
Доля в общем объёме зарегистрированного импорта, %
Стоимость (млрд. долларов)
Доля в общем объёме зарегистрированного импорта, %
1
2
3
4
5
Продукты питания
4,3
9,8
4
13,3
Потребительские товары не первой необходимости
2,1
4,7
0,9
2,9
Энергоносители
1,5
3,4
0,4
1,3
Промышленные товары
2,6
5,9
0,3
1
Одежда, товары для дома, мебель и медицинские препараты
2,4
5,5
1,6
5,2
Машины и оборудование
15,6
35,4
9,9
32
1
2
3
4
5
Другие товары
17
38,6
14
45,6
Импорт, официально зарегистрированный при пересечении границы
44,1
100
30,9
100
Источник: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2008 г. I: Пер. с англ. – М., 2008.
Если исключить категорию “другие товары”, то наиболее крупной категорией импорта окажутся машины и оборудование (32% общего объема). Подобное положение дел наблюдалось и в предшествующие годы. Импорт капиталоемких товаров, таких как машины и оборудование, является общей чертой всех стран с переходной экономикой, стремящихся к повышению уровня своей конкурентоспособности путем наращивания объемов импорта соответствующей продукции. В стоимостном выражении импорт машин и оборудования составил в 2005г. 9,9 млрд. долларов (на 37% меньше, чем в 2004г.).
Что касается остальных категорий импорта, то самый глубокий спад — на 88% по сравнению с 2004г. — был отмечен в категории “промышленные товары”. Их доля в совокупном импорте сократилась с 6% в 2004г. до 1% (0,3 млрд. долларов) в 2005г. Импорт продовольствия сократился в 2005г. на 7% по сравнению с 2004г., а его доля в совокупном экспорте составила 13% (4 млрд. долларов). Импорт потребительских товаров — одежды, бытовых товаров и медикаментов — в 2004г. сократился на 33%. При этом на него пришлось 5% совокупного импорта (по сравнению с 6% в 2004г.). Импорт потребительских товаров, не являющихся предметами первой необходимости, снизился в 2005г. на 57%, а импорт энергоносителей — на 73%.
2. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России
2.1. Внешний долг России: особенности, динамика, способы устранения
Хорошо известно, что бывший СССР, несмотря на недостатки его экономической системы, выступал на мировом рынке капитала надёжным заёмщиком и своевременным плательщиком по своим внешним обязательствам. Осуществление в ходе реформ 90-х гг. по сути долговой модели экономики привело к тому, что, с одной стороны, масштабы привлечения внешних кредитов в страну и рост её внешней задолженности значительно увеличились; с другой стороны, высокая нагрузка по обслуживанию внешней задолженности так же как и сократившиеся в результате кризисов ресурсно-финансовые возможности экономики, выдвинули эту проблему в числе главных, препятствующих преодолению кризисных процессов и дальнейшему экономическому развитию.
Реальной альтернативой внешним кредитам и удовлетворении "валютного голода" могло стать привлечение прямых долговременных иностранных инвестиций, не увеличивающих внешнюю задолженность. Во многом именно они могли привнести в страну современные технику и технологии, столь необходимые для перевооружения и реконструкции отечественного производства. Между тем усилия, потраченные на привлечение прямых иностранных инвестиций, оказались несопоставимыми с реальными результатами. В период до 2004 года в страну реально удалось привлечь только 21,8 млрд. долл., из которых прямые инвестиции составили лишь 6 млрд. долларов [17].
Приводимые в печати данные по объему и структуре накопленного Россией внешнего долга зачастую различаются между собой, в том числе в силу методологических особенностей отнесения тех или иных видов задолженности к внешней. Тем не менее общее представление о масштабах накопленного страной внешнего долга и структуре осуществлявшихся заимствований дает таблица 2.1-1, сформированная на основе данных Минфина России и других (в том числе международных) финансовых организаций.
Таблица 2.1-1.
Структура внешнего долга России (млрд. долларов)
Кредитор | На 01.01.2005. | На 01.01.2006. |
Правительства иностранных государств | 68,1 | 73,2 |
Иностранные коммерческие банки и фирмы | 58,1 | 65 |
Международные финансовые организации | 24 | 28,8 |
Всего | 143,9 | 167 |
Источник: Н. Гаврилова. К вопросу о государственном долге // Экономист. 2006г. №4. с. 45-48.
В расчёте по текущему курсу отношение внешнего долга к ВВП страны в долларовом исчислении после дефолта возросло с 40% до порядка 100%. Ускорившееся сокращена внешнеторговых поступлений валюты в страну и продолжающийся вывоз капитала за рубеж без реструктуризации внешней задолженности России чреваты новой девальвацией национальной валюты еще большим увеличением долговой нагрузки на экономику, с логически вытекающими отсюда последствиями — дальнейшим углублением кризисных процессов, спадом производства и инвестиций, дестабилизацией хозяйственной жизни в стране и как результат — еще большим затягиванием "долговой петли".
Ежегодные выплаты России по внешним долгам оказываются по объемам эквивалентными 28-30% всего объема и капиталовложений в экономике. То есть колоссальный объем ресурсов, который мог бы в той или иной части быть использован для инвестиций в целях восстановления производства, будет уходить на оплату долгов.
Если в 2005 году на обслуживание внешнего и внутреннего долга приходилось 12% всех доходов бюджета, то в 2007 году на эти цели было направлено уже около 24% всей доходной базы бюджета, а 2008-2009 годах этот параметр превысил 35%. Между тем по мировым стандартам страна считается банкротом, неспособной своевременно обслуживать свои обязательства, если указанная величина достигает 30% [16].
Очевидно, что такая долговая нагрузка, неподъемная для экономики, находящейся в состоянии глубокого кризиса, жестко связывает национальные ресурсы страны, которые могли бы быть направлены на нужды инвестирования, реконструкции производства и возобновления экономического роста. Проблема обостряется тем, что в последующие годы долговая нагрузка на бюджет, по прогнозам, будет все более усиливаться. Согласно оценкам правительственных экспертов, если не удастся изменить структуру государственного внутреннего и внешнего долга, то на обслуживание задолженности уже к 2012 году потребуется направлять порядка 70% всех доходов бюджета. Поэтому, не снизив высокую долговую нагрузку, рассчитывать на интенсивный экономический рост не приходится [15].
В первую очередь это относится к проблеме внешних долгов. Здесь требуется не только долгосрочное реструктурирование, но главным образом — списание части советского долга. По имеющимся данным Министерства Экономики России, если этого не сделать, а только реструктурировать на длительный (15-летний) срок внешние долги, то потребуется ежегодное сокращение государственных расходов как минимум вдвое. Учитывая нынешнее состояние государственных финансов, узкие масштабы финансирования социальных нужд и вероятную дестабилизацию жизни в стране, это нереально [21].
2.2. Программа развития России на среднесрочную перспективу (на 2008-2012 годы)
Итоги последних лет свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики: валовой внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции – на 20 процентов, объем инвестиций в основные фонды – на 24 процента. Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ – продолжался рост доходов, возрос уровень потребления, произошло резкое снижение забастовочной активности.
Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период будет направлена на обеспечение [1]:
- наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
- эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
- доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);
- благоприятного платежного баланса страны;
- повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
- соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.
Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства [11].
Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем оказывать непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.