Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 14:14, реферат
Целью работы является изучение понятия внешнеэкономической деятельности и её роли в развитии национальной экономики.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности, изучить её структуру и роль в развитии экономики.
Введение
1.Понятие и структура внешнеэкономической деятельности
2.Роль внешнеэкономической деятельности в развитии национальной экономики
Заключение
Список использованной литературы
РЕФЕРАТ
на тему: «Внешнеэкономическая деятельность и её роль в развитии национальной экономики»
2015г.
План
Введение
1.Понятие и структура внешнеэкономической деятельности
2.Роль внешнеэкономической
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования предопределяется значительной ролью внешних факторов в развитии экономики страны на протяжении всего периода ее существования как самостоятельного участника мирохозяйственных связей. Обладая запасами уникальных природных ресурсов, значительным производственным и трудовым потенциалом, Россия имеет значительные предпосылки для активного участия в международном разделении труда. В частности, внешние рынки поглощают 11-14% производимой в России добавленной стоимости, прямые иностранные инвестиции в последние годы приносят стране от 9 до 16% всех капиталовложений в основные фонды.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) важна не сама по себе, а с точки зрения ее места и роли в процессе воспроизводства на всех уровнях развития национальной экономики, решении задач социально-экономического развития. Эффективность воздействия ВЭД на развитие национальной экономики предполагает использование стратегического подхода. Внешнеэкономическая стратегия определяет направления эффективной интеграции страны в систему мирового хозяйства, позволяет в полном объеме задействовать преимущества ВЭД для укрепления конкурентоспособности и обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста.
Целью работы является изучение понятия внешнеэкономической деятельности и её роли в развитии национальной экономики.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности, изучить её структуру и роль в развитии экономики.
Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность экономики. Предметом исследования выступает комплекс отношений, складывающихся между субъектами экономической деятельности в ходе разработки и реализации эффективной стратегии ВЭД современной России.
1.Понятие внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность – это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Она может осуществляться в различных целях: удовлетворение материальных и духовных потребностей, получение дохода и максимизация прибыли, осуществление общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной и др. В условиях рыночной экономики любые лица (кроме случаев, ограниченных законом) имеют право вести внешнеэкономическую деятельность: финансовые и нефинансовые предприятия, государственные учреждения и некоммерческие организации, физические лица.
Структура внешнеэкономической деятельности состоит из следующих элементов: субъект, объект и форма действия субъектов.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также хозяйствующие субъекты, которые ведут такую деятельность.
Объектами внешнеэкономической деятельности могут являться товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др. В зависимости от объекта выделяют виды внешнеэкономической деятельности. К их числу можно отнести внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность, а также некоторые другие.
По своей форме действия субъектов внешнеэкономической деятельности могут быть фактическими или юридическими. Фактические действия не порождают правовых последствий: проверка платежеспособности контрагента, проведение переговоров, мониторинг рынка товаров (работ, услуг и т. д.) и т. п. Юридические действия, напротив, порождают правовые последствия. Однако основным видом юридических действий являются внешнеэкономические сделки.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ; Правительство РФ; Министерство экономического развития и торговли РФ; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная таможенная служба; иные специально созданные органы. Задачи, функции, правомочия государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, определены Конституцией РФ, а также специальными актами.
Президент Российской Федерации определяет основные направления торговой политики РФ; определяет порядок ввоза и вывоза из РФ драгоценных металлов и камней; устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой торговой политики в РФ и осуществляет меры по ее реализации; применяет антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами; устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах определяемых федеральным законом; вводит квоты; устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства жизнь или здоровье граждан и т. д.; определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли; определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение; принимает решение о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли; товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации проводит расследования, предшествующие введению специальных защитных мер антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров, подготавливает и представляет в установленном порядке предложения о целесообразности введения применения пересмотра или отмены указанных мер; выдает лицензии и другие разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок.
Федеральная таможенная служба осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции валютного агента валютного контроля.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству осуществляет контроль надзор за реализацией основных принципов государственной политики; за эффективностью функционирования системы государственного регулирования; за исполнением международных договоров; за маркетинговой, рекламной, рекламно-выставочной деятельностью в области: военно-технического сотрудничества; за уровнем внешнеторговых цен на экспортируемую продукцию военного назначения с учетом защиты экономических интересов РФ; за уровнем внутренних цен на оплачиваемую за счет средств федерального бюджета продукцию военного назначения, поставляемую иностранным заказчиком по международным договорам РФ.
Участниками внешнеэкономической деятельности являются хозяйствующие субъекты российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую и в том числе внешнеэкономическую деятельность.
Право на осуществление внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения приобретается после получения свидетельства и занесения в реестр, который ведется Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.
2. Роль внешнеэкономической
Внешнеэкономическая деятельность является важным инструментом обеспечения прогресса любой национальной экономики. Существуют две отличающиеся друг от друга модели. Первая ориентирует на создание открытой экономики, тесно интегрированной с мировым рынком, с приоритетом экспортных отраслей. Вторая отдает предпочтение замкнутому хозяйству с высокими таможенными барьерами и с приоритетом импортозамещающих производств. Сегодня трудно представить страну, даже с большой территорией, многомиллионным населением, разнообразными ресурсами, которая могла бы развиваться без постоянных и масштабных экономических связей с другими странами.
В последнее десятилетие ХХ века в условиях нового этапа научно-технической революции и углубления интернационализации хозяйственной жизни роль внешнеэкономического фактора постоянно возрастает. Свидетельством тому во всемирном масштабе является либерализация - основной лейтмотив экономического развития во всем мире на протяжении последнего десятилетия.
Общепризнанным фактором стало то, что либерализация международной торговли, режимов инвестиций и движения капиталов способна повысить уровень эффективности и динамизма национальных экономик и, следовательно, выступить важным фактором экономического роста.
Мировое экономическое пространство в настоящее время все больше и больше представляет собой единое инвестиционное, производственное, торговое поле с региональными и национальными под секторами, а не сеть национальных экономик, связанных между собой торговыми и инвестиционными потоками.
И хотя различные страны, регионы обладают разным уровнем экономического развития и соответственно разными экономическими интересами, тем не менее либерализация и интеграция - это генеральная тенденция, которая будет реализовываться еще длительное время.
Благодаря внешнеэкономическим связям обеспечивается поступление отсутствующих или недостаточных в стране средств производства - машин, оборудования, приборов и инструментов, комплектующих узлов, агрегатов, частей и деталей, а также сырья для переработки и конструктивных материалов для производственного использования. Ввоз из других стран высокопроизводительного оборудования, особенно поступающего в комплекте для предприятий, цехов, участков, сокращает сроки оснащения им строящихся объектов, ввода их в эксплуатацию, освоение мощностей и получения нужной продукции, поскольку в этом случае не требуются затраты времени на проектирование и изготовление его в стране.
Покупка в других странах новейших машин, оборудования и приборов, а также лицензий и иной технической документации на наиболее передовую технологию ускоряет внедрение в производство последних достижений НТР, более прогрессивных технологических процессов и решений. Что способствует росту производительности труда, повышению качества продукции и в конечном итоге увеличению выпуска добротных товаров как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
Однако позитивное воздействие импорта техники и технологии на производство обеспечивается лишь в том случае, если покупается действительно самое совершенное, передовое, и если поступившие машины и оборудование находят быстрое и рациональное применение, а не загромождают базы и склады многолетними тысячами ящиков с импортным оборудованием, которое морально устаревает и физически приходит в негодность.
Таким образом, активное участие национальных хозяйств в общемировом разделении труда становится важной предпосылкой их эффективного функционирования. Поэтому задача интеграции экономики страны в мировое хозяйство приобрела исключительную актуальность.
Развитие внешнеэкономической сферы любой страны рассматривается как фактор, дополняющий и стимулирующий внутреннюю экономическую динамику по средствам приобретения национального мирового воспроизводства процессов, что в конечном счёте ведёт к повышению уровня качества жизни населения.
Основными пунктами внешнеэкономической сферы страны являются:
-организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной формах;
-международной признание потребительской стоимости продуктов МРТ;
-организация международного денежного обращения;
-повышение ВВП страны и на этой основе рост благосостояния нации.
Таким образом, выстраивается причинно-следственная связь: через механизм внешнеэкономических отношений, спрос на товары и услуги мирового рынка, переносится на внутренний рынок отдельного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что в свою очередь способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.
Далее развитие рынка страны выходит к опровержению объёма предложения над объёмом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеэкономических операций, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства обращения.
Обобщённым результатом развития внешнеэкономической сферы страны является:
-экономия народно-хозяйственных затрат;
-ускорение научно-технического прогресса;
-прогрессивные структурные сдвиги в национальной экономике;
-рост национального дохода страны;
-рост уровня жизни населения.
С позиции национальной экономики следует проводить оценку эффективности народно-хозяйственной и макроэкономической форм внешнеэкономических отношений с другими странами, учитывая, что сферой возникновения эффекта выступает внутренняя среда форм и национальных экономик, а сферой проявления полученной эффективности является внешняя экономическая среда
Эффективность-это
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность и её роль в развитии национальной экономики