ВЭД в условиях инновационного развития экономики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 05:37, реферат

Краткое описание

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:
модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции;
внедрение в производство новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов;

Файлы: 1 файл

Абрамов.docx

— 23.79 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФБГОУ ВПО  «Алтайский государственный университет»

Кафедра антикризисного управления

 

 

 

 

 

 

ВЭД в условиях инновационного развития экономики  Российской Федерации

 (реферат)

 

 

 

 

Выполнил(а):

Проверил:

Оценка «   » _______________

 

 

Барнаул 2013

 

 

 

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:

  • модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции;
  • внедрение в производство новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов;
  • внедрение в производство и управление информационных технологий;
  • применение новых методов и средств организации производства, труда и управления.

В общем виде инновационный  процесс состоит из четырех этапов: первый этап заключается в проведении фундаментальных научных исследований и получении изобретения, на втором этапе осуществляются исследования прикладного характера, на третьем  – экспериментальные разработки, а четвертый, заключительный, этап предполагает коммерциализацию полученного изобретения (начиная от запуска в производство нововведений).

Инвестиционная и инновационная  политика предприятия взаимосвязаны  и взаимообусловлены, так как  реализация нововведений обязательно  предполагает определение источников их финансирования, т. е. часть инвестиционных ресурсов направляется на инновации.

На развитие инновационных  процессов на предприятии оказывают  влияние экономические, технологические, социальные, правовые и другие факторы. Одним из факторов, определяющих инновационную  активность предприятий, является государственная  поддержка инновационной деятельности. В России она призвана обеспечить увеличение ВВП за счет освоения новой  продукции и технологий, повышение  конкурентоспособности отечественных  товаров и расширение на этой основе рынков сбыта, развитие научно-технического потенциала. Основными направлениями инновационной политики Российской Федерации принято считать:

  • совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности;
  • развитие инфраструктуры инновационного процесса;
  • создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности;
  • развитие малого инновационного предпринимательства и др.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия 

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой хозяйственную предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Иными словами, это совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Субъектами внешнеэкономической  деятельности могут выступать предприятия, общественные организации и объединения. Согласно законодательству РФ они могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции, однако при этом государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты данной деятельности. Законодательными актами, определяющими основы государственного регулирования ВЭД, являются Федеральный закон от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон от 21.05.95 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Государственное регулирование ВЭД базируется на определенных методах, которые можно разделить на тарифные и нетарифные.

Тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирование структурных изменений в экономике и предполагают применение импортно-экспортных тарифов.

Таможенный тариф – это система ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые или вывозимые товары. Таможенный тариф обеспечивает реализацию протекционистской политики, пополнение государственного бюджета и оказывает влияние на реструктуризацию экономики страны.

В России существует два  вида таможенного тарифа: экспортный и импортный. Экспортный таможенный тариф применяется для отдельного ряда товаров, по которым наблюдается  разрыв между ценами внутри страны и на мировом рынке (например, газ, нефть). Импортный таможенный тариф предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин: базовый (для товаров, происходящих из стран, с которыми действует режим наибольшего благоприятствования), максимальный (для товаров, происходящих из стран, для которых не действует режим наибольшего благоприятствования или страна происхождения которых неизвестна) и минимальный (для товаров из развивающихся стран).

Нетарифные методы государственного регулирования ВЭД включают технические, административные меры, мероприятия по охране окружающей среды и здоровья населения. К ним относятся квотирование и лицензирование. Квотирование применяется при резком росте объема импортных товаров и угрозе национальному производству; представляет собой запрет и ограничение экспорта или импорта. Лицензирование предполагает выдачу специальных разрешений на ввоз или вывоз товаров (лицензий). Лицензирование распространяется на квотируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством.

Правовой основой внешнеэкономических  операций являются институты международной  коммерческой сделки – совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих порядок и формы совершения сделок с иностранным партнером. Во внешнеэкономической деятельности различают экспортные, импортные, реэкспортные и встречные сделки.

Экспорт – это вывоз товаров с территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранными лицами услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности. Импорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя. Реэкспорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю. Встречные сделки представляют собой экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя (например, бартерное сотрудничество на основе товарообмена).

Каждая внешнеэкономическая  сделка сопровождается заключением внешнеторгового контракта – документа, в котором полно отражены условия купли-продажи между импортером и экспортером. Внешнеторговый контракт включает следующие разделы: предмет контракта, качество товара, цена и общая сумма контракта, срок поставки, условия платежа, сдача-приемка товара, упаковка и маркировка, штрафные санкции, в случае нарушения условий контракта.

Основные задачи развития ВЭД в области модернизации российской экономики: 
С учетом участия России в международных экономических отношениях были выделены три блока задач с использованием внешнеэкономической политики, направленных на содействие модернизации российской экономики:      

1. Привлечение зарубежных  технологий и оборудования, передовых  ноу-хау, компетенций. Привлечение  иностранных специалистов, причём  не только в области инноваций  и высоких технологий, но и  менеджеров, экспертов в области  коммерциализации научных разработок;      

2. Привлечение иностранных  инвестиций, прежде всего сопряженных  с передачей технологических  разработок и НИОКР;     

3. Расширение присутствия  российского инновационного бизнеса  на глобальном рынке, поддержка  высокотехнологичного экспорта.

Для реализации этих задач  в России существует достаточно широкий  инструментарий, в частности, международная  договорно-правовая база (включая соглашения о защите инвестиций, о свободной  торговле и т.д.), институты развития ВЭД (Торговые представительства, Российское Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, региональные инфраструктуры, Внешэкономбанк и т.д.), финансовая поддержка экспорта и  инвестиций, долгосрочное и среднесрочное  экспортное кредитование, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, информационная поддержка, двусторонние и многосторонние направленные на модернизацию программы, офсетные механизмы. 
 
Помимо использования традиционных механизмов ВЭД для решения приоритетных задач модернизации в России Министерством экономического развития Российской Федерации проводится системная работа по поддержке конкретных внешнеэкономических проектов российских компаний и корпораций по приоритетным направлениям модернизации, целью которой является содействие увеличению высокотехнологической составляющей в экономике Российской Федерации.

Среди мер поддержки, входящих в сферу компетенции Минэкономразвития, России можно выделить:

  • Проработка заданий по линии центрального аппарата Министерства и торговых представительств Российской Федерации по поддержке разрабатываемых или реализуемых российскими компаниями проектов;
  • Организация и поддержка при реализации бизнес-миссий российских проектных команд за рубеж и зарубежных компаний в Россию прежде всего с целью формирования новых проектов, а также налаживания партнерств, обмена опытом, тренингов, коммерциализации технологий и пр.;
  • Организация предварительной экспертизы внешнеэкономических проектов по модернизации экономики России;
  • Обеспечение «площадкой» на межправительственном уровне для мониторинга проектов в рамках деятельности межправкомиссий по экономическому сотрудничеству;
  • Обеспечение координации в рамках деятельности Комиссии Министерства экономического развития Российской Федерации по развитию внешнеэкономической деятельности в области модернизации экономики и инновационного развития России с заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации и институтами развития при разработке и реализации инновационных проектов российских компаний.

 
Указанная деятельность в рамках Минэкономразвития  России проводится под руководством Комиссии Министерства экономического развития Российской Федерации по развитию внешнеэкономической деятельности в области модернизации экономики и инновационного развития России, возглавляемой курирующим внешнеэкономическую деятельность заместителем Министра экономического развития Российской Федерации.  
 
Целями деятельности Комиссии являются рассмотрение предложений российских организаций на проведение бизнес-миссий с учетом приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности, разработка и внедрение внутренних процедур системной работы, формирование нормативно-распорядительной базы в Минэкономразвития России, регулирующей внешнеэкономическую деятельность в сфере модернизации экономики и инновационного развития России и пр., содействие контактам, продвижение проектов, кадровое обеспечение и другое. 
 
Под руководством Комиссии в Минэкономразвития России при активном участии торгпредств ведется работа по выстраиванию взаимодействия между российскими и зарубежными кластерами, технологическими платформами и технологическими лидерами, что позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы и потенциальные возможности партнерских взаимоотношений в разработках и коммерциализации инновационных технологий. 

 


Информация о работе ВЭД в условиях инновационного развития экономики Российской Федерации